Бюджет является важным финансовым документом предприятия. С его помощью осуществляется планирование всех будущих процессов компании, обеспечивается генерирование денежных потоков под осуществление определенных операций, что в результате обеспечивает стабильное развитие компании, ее финансовою устойчивость. Кроме того, составление бюджета позволяет достичь конкретных стратегических целей.
Этапы составления бюджетов
Каждое предприятие, в зависимости от своего вида деятельности, осуществляет рассмотрение и утверждение бюджетов с учетом этих индивидуальных особенностей, составляют специальные регламенты, которые закрепляют соответствующей методологиею. Различают следующие этапы бюджетного процесса:
- составление проекта;
- рассмотрение проекта;
- утверждение бюджета руководством;
- непосредственное исполнение бюджета;
- анализ причин невыполнение показателей/составление отчета об исполнении.
Каждая стадия исполнения бюджета предусматривает конкретный комплекс мероприятий направленный на ее эффективное и качественное выполнение.
Процесс подготовки бюджета
Началом бюджетного процесса является назначение определения круга ответственных лиц:
- за его подготовку;
- за его исполнение;
Подготовка проекта бюджета осуществляется специальным сотрудником, которого уполномочивают Центры принятия решений. Утверждение бюджетов происходит с помощью специального коллегиального органа – бюджетного комитета, в состав которого входят представители всех отделов компании.
Порядок утверждения бюджета в каждом предприятии особенный, так как зависит от вида деятельности и особенности ведения бизнеса. Как правило, он может состоять из следующих этапов:
- высшее руководство до начала планируемого периода приказом по предприятию доводит до руководителей всех структурных подразделений плановые показатели на будущий год;
- коммерческий отдел на основе утвержденных показателей разрабатывает и предоставляет прогноз поступлений от реализации продукции;
- руководство отделов на основании плановых показателей, но с учетом самостоятельных данных о расходах своих подразделений, а также на основании договоров с поставщиками и исполнителями, разрабатывает свои проекты бюджетов на следующий год и направляют их на утверждение экономической службе;
- экономический отдел на основании всех предоставленных бюджетов (каждого подразделения) составляет проект бюджета предприятия, подготавливает к нему пояснительную записку и рассылает всем членам бюджетного комитета для ознакомления;
- непосредственно на бюджетном комитете рассматривает проект бюджета, обговариваются проблемные вопросы, вносятся изменения. После чего проект бюджета утверждается.
Затем после утверждение бюджета наступает самый длинный этап бюджетирования — исполнение бюджета.
Порядок исполнения бюджета предусматривает следующие стадии:
- контроль над исполнением и текущая корректировка бюджетов, в зависимости от изменений рыночной конъюнктуры;
- анализ отклонений фактических показателей от плановых.
С помощью программного продукта «WA: ФИНАНСИСТ» организовать процесс рассмотрения, утверждения и контроля бюджета значительно проще. Ведь он позволяет полностью автоматизировать процесс получения данных со всех учетных систем, что позволяет оперативно принимать правильные управленческие решения.