- Подробности
- Категория: Методика экономического обучения
8.2. Руководство внеаудиторной работой студента.
Основная задача учебного процесса в вузе – научить студента работать и пополнять свои знания самостоятельно. Студент должен не только освоить программу вуза, но и приобрести навыки самостоятельной работы. Студент имеет возможность планировать и проводить самостоятельную работу в широких пределах. Ее удельный вес повышается на старших курсах. В ходе самостоятельной работе студент изучает первоисточники, конспектирует их. На семинарах идет обмен мнениями, обсуждаются различные точки зрения. Нельзя готовиться к практическому занятию, особенно семинару, в последний день. Такой метод позволяет лишь просмотреть и временно запомнить материал, не вникаю в сущность темы.
Легкомысленное, беззаботное отношение к учебе на протяжении семестра приводит к перегрузкам и стрессам во время сессии, поверхностным, легко забываемым знаниям. Свою самостоятельную работу в вузе студенту организовать не просто, есть много помех и трудностей, как внешнего, так и внутреннего характера.
Внеурочная самостоятельная работа студента – это подготовка к семинарам, практическим и лабораторным занятиям, коллоквиумам, выполнение домашних работ, курсовых работ и проектов, подготовка к зачетам и экзаменам. Такую работу, выполняемую по заданиям преподавателей можно назвать обязательной. Имеет место также самостоятельное повышение общетеоретической и специальной подготовки студентом – работа по самообразованию. Каждый день требуется затрачивать на самостоятельную работу 3-4 часа. И хотя способности студентов различны, общие требования к организации такой работы одинаковы для всех: регулярность и систематичность; выделение главного в любом материале; понимание, а не зазубривание; чередование разнообразных по характеру занятий; упорство и постоянство волевых усилий.
Прочные знания закрепляются в памяти при многократном повторении, поэтому необходимо систематически и планомерно изучать все важнейшие дисциплины, перед экзаменом же освежить материал в памяти, привести его в систему. Каждому студенту одни дисциплины даются легко, другие – с большим трудом. Вот таким трудным предметам, трудным разделам или вопросам надо уделять больше внимания.
Большую помощь оказывает соблюдение принципа встречной активности студента на лекции: «мало слушать – надо слышать, мало смотреть – надо видеть», поскольку в процессе любой деятельности возникают кризисы внимания. В ходе слушания лекции, чтения – первый наступает через 14-18 минут после начала, второй – через 11-14 минут после первого, третий – через 9-11 минут после второго, последующие повторяются постоянно через 4-8 минут. Поэтому нужно научиться искусству отдыха, который существенно повышает активность внимания.
Для улучшения использования своего времени целесообразно проводить его анализ и выявлять рациональность тех или иных затрат времени.
Рекомендуется такая структура использования времени в течение суток (для студентов):
— работа в аудитории – 8 часов;
— самообслуживание – 3,5 часа;
— сон – 6-8 часов;
— свободное время – 6,5-4,5 часа (основное время самосовершенствования).
Каждый час работы должен заканчиваться 5-10 минутным отдыхом. Лучший отдых – физически активный. Ежедневный отдых – не менее 1 часа в сутки – лучше всего проводить на природе. Воскресный отдых должен быть постоянным.
Аттестация знаний студента в середине семестра помогает сделать учебу более равномерной и облегчает объективную оценку его знаний. В вузе составляется график самостоятельной работы на семестр, в нем расписаны сроки выполнения разных видов самостоятельной работы по всем дисциплинам. Этот график – средство самоконтроля: студент постоянно видит свои успехи и недочеты.
Индивидуальные задания по отдельным дисциплинам (рефераты, расчетные, графические, курсовые, дипломные проекты или работы) выдаются студентам в сроки, предусмотренные высшим учебным заведением. Индивидуальное задание выполняется студентом самостоятельно при консультировании с преподавателем.
Допускаются случаи выполнения комплексной тематики несколькими студентами.
Курсовые проекты (работы) выполняются с целью закрепления, углубление и обобщение знаний, полученных студентами за время обучения и их применения к комплексному решению конкретных профессиональных задач. Тематика курсовых проектов (работ) должна отвечать задачам учебной дисциплины и тесно увязываться с практическими потребностями конкретной специальности.
Защита курсового проекта (работы) проводится перед комиссией в составе двух преподавателей кафедры с участием руководителя курсового проекта (работы).
Результаты защиты курсового проекта (работы) оцениваются по четырехбалльной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).
Дипломные проекты (работы) выполняются на завершающем этапе обучения студентов в высшем учебном заведении и предусматривают: систематизацию, закрепление, расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение их при решении конкретных научных, технических, экономических, производственных и иных задач; развитие навыков самостоятельной работы и овладение методикой исследования и эксперимента, связанного с темой проекта (работы).
Студенту предоставляется право избрать тему дипломного проекта (работы), определенную выпускающими кафедрами, или предложить свою с обоснованием целесообразности ее разработки.
Руководителями дипломных проектов (работ) назначаются профессора и доценты (преподаватели) высшего учебного заведения, высококвалифицированные специалисты производства.
Сделать самостоятельную работу более организованной, повысить эффективность использования времени, порекомендовать режим работы и отдыха студенту помогает преподаватель. Для организационной работы со студентами у каждой студенческой группы назначается куратор.
Понятие студенческий куратор используется в следующих значениях:
ü студент-медик, следящий за ходом болезни или запись лечащего врача в книге;
ü лицо, которому поручается наблюдать за какой-то работой;
ü консультант (за действия не отвечает, но от него зависит успех).
В целом следует помнить, что мера требовательности способствует или гасит энтузиазм самостоятельной работы, на которую студент должен расходовать не менее 3-4 часов ежедневно (на первом курсе значительно больше).
Куратор академической группы имеет право:
— ставить в известность преподавателей, заведующих кафедрами, деканат о несоблюдении уставных требований, необходимости оказания индивидуальной помощи отдельным студентам;
— участвовать в разработке проектов и принятии решений администрацией по персональным делам (объявление взыскания, отчисление, предоставление академического отпуска и др.);
— устанавливать контакт с родителями (родственниками), руководителями организаций, направляющих студентов на учебу;
— ходатайствовать перед профкомом, деканатом, ректоратом об оказании материальной помощи, поселении в общежитие и т. д.
Куратор студенческой группы обязан:
— проводить беседы о рациональном режиме, культуре умственного труда, системе самостоятельной работы;
— направлять самовоспитание студентов в первую очередь в профессиональном направлении, используя их индивидуальные способности, стимулировать участие в научной работе, художественной самодеятельности, занятии спортом;
— поддерживать связь с преподавателями, выясняя отношение студентов к учебной дисциплине, причины отставания;
— интересоваться бытом, досугом студентов.
Направляя студентов, преподаватель раскрывает им ноу-хау – технологию эффективного овладения знаниями. На что обратить основное внимание? Что прочесть дополнительно из научно-популярной литературы или других областей знаний, что опосредованно имеет отношение к данной? Даже то, в какие часы лучше учить. Иначе говоря, подсказывает, как организовать режим, какой аутотренинг использовать.