- Подробности
- Категория: Методика экономического обучения
7.2. Научный процесс и критерии научной деятельности.
Отметим, что индивидуальная результативность труда различных деятелей науки колеблется в значительно более широком диапазоне, чем любые их индивидуальные данные. В качестве наиболее широко применяемых показателей оценки используют интенсивность научных публикаций, их количество, объемы, содержательность, достоверность, полезность, наконец, применимость и практическая ценность. Так, средний разброс интенсивности научных публикаций различных ученых достигает 50 раз. (Черемисина, Педченко)
Научные труды не пишутся случайно, так же как и открытия не делаются по какому-то случайному наитию. Объем предварительно накопленной информации (знания, опыт, идеи) значительно влияет на результативность ее последующей переработки с целью производства новой информации. Процесс сбора, анализа и переработки информации, т. е. непосредственно сам научный процесс, приводит к ее упорядочению, уменьшению неопределенности в данной информационной области. До того как этот процесс найдет свое отражение в публикациях, он происходит в голове ученого. Для эффективности процесса переработки информации человеком определяющее значение имеет не количество полученных элементарных совокупностей информации, но и объем (количество) связей между ними, отразившихся в памяти человека.
Естественно, что на результативность труда ученых оказывает значительное, а порой и решающее, влияние совокупность внешних и внутренних факторов, таких как заработная плата, различные вознаграждения, объемы финансирования со стороны государства и заинтересованных организаций, сфера, отрасль и направления научной деятельности, востребованность данных разработок на рынке, а также внутренняя мотивация ученых, уровень их формально допустимой отдачи.
При изучении мотивации научной деятельности необходимо учитывать два аспекта. Первый – это мотивация выбора научной деятельности, второй – выяснение причин выбора конкретной научной темы, чем обусловило у него возникновение той или иной идеи.
Стремление заниматься наукой обусловлено многими причинами: потребностью в творческой деятельности, интересом к определенной науке или конкретному вопросу, желание быть полезным предприятию, отрасли, стране; «оставить след в истории» своим трудом; достижение определенного социального статуса (получение степеней и званий), стремление к самореализации; возможность получения высокой должности, материальные блага, «кабинетная» работа.
þ Влияние этих мотивов на эффективность научной работы по мнению самих ученных различна. Например, выдающийся венгерский биохимик А. Сент-Дьери скептически отзывался о высоких стремлениях как о непосредственном стимуле научного творчества. Главным стимулом он считал познавательную способность, любопытство. Рамон-и-Кахаль считал, что не особые интеллектуальные способности отличают исследователей от других людей, а мотивация, которая включает любовь к истине и жажду славы. Думается, что один мотив не противоречит другому. Разве не высокими мотивами руководствовались врачи, создавая вакцины против инфекционных болезней и проверявших их на себе при отсутствии гарантий.
К сожалению, до сих пор не исследовано на каком этапе научной карьеры сильнее работают те или иные мотивы. Это так же относится к исследованиям особенностей научной мотивации мужчин и женщин. С. И. Ергина и Е. Е. Соколова (1998) выявили, что научных работников-женщин ведущими мотивами являются: материальное обеспечение (50% ответов), желание проявить себя (40% ответов), интерес к самой работе (33% ответов), борьба с монотонностью быта, домашними делами (21%), достижение определенного социального статуса (6%).
Мотивы выбора конкретной темы научного исследования могут быть различными – от «навязываемых» руководством или тематикой института до личностно значимых, интересных самому ученому. Творческое решение технических задач может быть обусловлено затруднениями, которые испытывает человек при использовании тех или иных орудий труда или техники: попытка решить методические вопросы обусловлена поиском оптимальных способов обучения, а решение исключительно теоретических проблем – несогласием со взглядами на проблему других ученных или же их интересом, возникшим при ознакомлении с литературой по какой-то проблеме. Часто «наталкивание» ученого на новый для него вопрос происходит случайно, под влиянием внешних обстоятельств (легенда об открытии Ньютоном закона всемирного тяготения). (Е. П. Ильин – С. 280-282)
Идеальную схему создать на всю жизнь – нельзя. Надо исходить из того, что ошибка в кадрах заранее заложена, ее надо икать, аналогичные ошибки проявляются и в исследованиях. По целям нужно не разовое улучшение, а постоянное совершенствование.
Информированность ученого – постоянное улучшение, если информированность плоха, то не будет хорошего коллектива. Информационные источники должны быть из Internet, из библиотек (без выезда), путем выезда на конференции, путем семинаров-дисскусий по проблеме, специальные журналы, подписка, общение с людьми из разных сфер. Время на поиск информации нужно сократить до минимума. Финансирование – путем инновационных фондов, технопарков, венчурных предприятий. Материальное обеспечение и перспективы для сотрудников – нужны менеджеры науки (координаторы действий). Среди требований к эффективно работающему ученому можно выделить:
— видение перспективы;
— умение распознать зарождающиеся противоречия;
— умение видеть качественные структурные сдвиги;
— наличие собственной стратегии;
— умение быть аналитиком;
— умение создать психологический климат, понимать ситуацию, организовывать свой труд, умение мотивировать и стимулировать.
Проблема оценки и анализа эффективности научно-исследовательского труда является чрезвычайно важной и актуальной. понятие «эффективности науки» в действительности представляет собой сложный комплекс взаимосвязанных, но разных по природе показателей положительной оценки научной деятельности. К таким показателям можно отнести: фактической влияние одних научных работ на другие, статистическое распределение продуктивности, изменение уровней творческой активности, значимость и полезность результатов научного труда, экономические, экологические последствия применения научных результатов и др.
Набор конкретных «измерителей» может быть дополнен, расширен или сокращен в зависимости от специфики области деятельности и направления проблематики НИР. Однако в любом случае такого рода показатель невозможно суммировать в один универсальный измеритель. Необходима максимальная осторожность, внимательное отношение к специфике деятельности различных коллективов научных работников. Чем выше удельный вес теоретических задач и проблем, требующих творческого поиска, тем более значительными и важными могут оказаться именно эти неучтенные стороны научного труда и исследовательского процесса. В качестве наиболее распространенных показателей можно использовать следующие (табл. ).
Табл. . Показатели оценки результативности труда ученых
Количественные |
Качественные |
— наличие научных концепций; — количество подготовленных учеников; — количество опубликованных монографий; — количество опубликованных статей; — количество научных сообщений на конференциях; — количество опубликованных учебных пособий; — количество научно-технических разработок; — результаты коллективного творчества |
— создание ученым собственной научной школы; — частота цитируемости работ ученого; — количество патентов, ноу-хау; — количество разработок и предложений, признание теоретических и практических разработок; — величина эффекта от их внедрения; — удельный вес разработок, внедренных в производство; — информационный эффект от объединения усилий коллектива авторов; — величина «повторяемости» разработок и изобретений |
Систематизация результатов экономических исследований, завершение исследовательской стадии научного процесса, синтезирование результатов, включающих доказательство гипотез, прошедшее экспериментирование и соответствующую корректировку, завершающиеся литературным изложением в виде реферата, статьи, научной публикации, монографии, диссертации.
Рефераты бывают двух видов: научные и информативные. Научный реферат представляет собой краткое устное или письменное изложение научной темы (вопроса) составленное на основе проведенного исследования, обзора одного или нескольких литературных или других источников. В нем, как правило, освещаются научные исследования, выполненные автором реферата, с изложением поставленной гипотезы, системы доказательств, эксперимента, полученных результатов, указывается научная новизна и практическое значение полученных результатов.
Информативный реферат – это краткое письменное изложение научного результата как опубликованного, так и рукописного, где освещается основное его содержание. Его назначение состоит в оперативном информировании научных работников и специалистов о достижениях науки с целью внедрения в практическую деятельность.
Научная статья – это самостоятельное произведение, содержащее определенную научную информацию, полученную в результате научных исследований. Она пишется согласно разработанному автором плану, исходя из результатов выполненного исследования. План статьи, брошюры, книги, часто называют проспектом, содержащим описание вопросов, намечаемых к освещению.
Выделяют следующие виды научных публикаций: научное сообщение, научная концепция, обзор научных результатов, рецензия, монография. В качестве научного сообщения выделяют публикации об установлении каких-либо зависимостей, явлений, процессов, исторических фактов, о разработке новых методов или применении уже известных методов в новых областях.
Научная концепция – это новый подход в исследовании. Обзор научных результатов представляет собой их системное изложение с выраженной авторской позицией.
Учебное пособие – это книга, содержание которой полностью отвечает учебной программе, или углубленно рассматривает отдельные темы учебного предмета, или же содержит эмпирический материал, который служит для закрепления основного теоретического материала. К учебным пособиям относят: справочники, словари, сборники задач и упражнений.
Монография – книга, в которой отражен единоличный или коллективный труд по одной проблеме. Учебники и учебные пособия пишутся на основе монографий определенных ученых, которые носят хрестоматийный характер.
Отчет о НИР – непубликуемый научно-технический документ, содержащий подробные сведения о сущности, методике, результатах выполненной работы или ее этапа. Диссертация – это квалификационная научная работа в определенной отрасли наук, содержащая совокупность научных результатов и положений, выдвигаемых автором для публичной защиты и свидетельствующая о личном вкладе автора в науку и о его качествах как ученого. Ее основу составляют выполненные и опубликованные научные работы, открытия или крупные изобретения, внедренные в производство (методики, технологические процессы, машины, оборудование, приспособления и др.).
Систематизация результатов научного труда считается законченной, когда произведено его рецензирование, т. е. дана критическая оценка. Особое внимание в рецензии должно уделяться доказательной оценке. Однако, проблема совершенствования и изменения существующей системы представления научных результатов и публикаций уже давно обсуждается в различных изданиях. В настоящее время многие новые идеи не могут быть опубликованы из-за того, что авторы не имеют достаточно средств, не обладают соответствующими связями, чтобы пробиться в престижные журналы и сборники. Наряду с этим, часто публикуются статьи, не содержащие ничего нового, являющиеся хорошо изложенным плагиатом, цитированием уже не раз публиковавшихся материалов.