- Подробности
- Категория: Методика экономического обучения
6.2. Методика и этапы разработки деловых игр.
В ходе подготовки к деловой игре ее организаторы должны учесть следующие аспекты:
1. Определение назначения игры, проблемы, цели и задач, этапов игры (подготовительный, игра, подведение итогов, обсуждение игры).
2. Создание имитационной модели игры.
3. Разработка поэтапного подведения итогов и методики игры с учетом последовательности и бинарности.
4. Распределение ролей, определение функций участников.
5. Разработка инструкций, раскрывающих содержание процедур, функций, которые будут реализовываться участниками игры на каждом ее этапе.
6. Разработка приложений к игре, необходимого раздаточного материала.
7. Подготовка форм учета результатов игры, стратегии изменения хода игры, возможных отклонений от запланированной ситуации.
8. Проверка перед игрой предусмотренных инструкцией методических пособий, раздаточного материала и технических средств.
Процесс подготовки и проведения деловой игры включает ряд этапов, содержание которых может несколько изменяться в связи с особенностями проведения той или иной игры. Однако, суть каждого из этапов в целом сохраняется.
Этапы подготовки и проведения деловой игры.
I. Подготовительно-организационно-психологический этап.
1. выявление неформальных групп в студенческой группе;
2. выявление лидеров неформальных групп;
3. назначение лидеров для игры;
4. формирование у студентов подхода к обучению с точки зрения уровней знаний.
II. Планирование игры.
1. выбор узловых тем программы;
2. в зависимости от уровня культуры и знаний наметить одну тему для игры;
3. назначить конкретный срок (за 2-3 недели);
4. преподаватель разрабатывает план сценария;
5. группа при участии преподавателя выбирает двух лидеров;
6. написание чернового варианта сценария.
III. Подготовка творческих проблемных провокационных «ловушек» и вопросов.
1. работа с возмутителя спокойствия;
2. разработка фрагментов кадров замаскированных ошибок («подводных камней»);
3. преподаватель создает систему вопросов для дискуссии.
IV. Работа с лидерами игры.
1. подбор библиографии по данной теме;
2. окончательное завершение материалов сценария;
3. временная разметка сценария;
4. подбор критерия для анализа педагогической игры;
5. репетиция лидера перед зеркалом.
V. Целевые установки коллективу (элементы мозгового штурма).
VI. Подготовка аудитории и материалов.
VII. Непосредственно проведение игры.
1. выбор стратегии преподавателя в данный момент в данной ситуации;
2. выбор места преподавателя;
3. поведение преподавателя во время игры;
4. выдержка и такт преподавателя;
5. подготовка и проведение обычного семинара в случае срыва педагогической игры.
VIII. Оценка игры слушателями.
1. общая оценка игры лидером;
2. оценка студентами конкретных моделируемых ситуаций, действий;
3. оценка студентами действий лидера;
4. оценка всей игры и анализ действий студентов оппонентом лидера.
IX. Анализ игры преподавателем.
1. правильно ли были подобраны критерии для оценки;
2. анализ оцениваемой игры коллективом студентов.
3. выводы по ситуации, моделирование в педагогической игре;
4. подведение итогов без отметки;
5. создание благоприятного окончания игры, общая положительная ее оценка.