- Подробности
-
Категория: Методика экономического обучения
3.4. Роль кафедры в управлении учебным процессом.
Основными структурными подразделениями высшего учебного заведения третьего и четвертого уровней аккредитации являются: институты, факультеты, кафедры.
Кафедра является основным учебно-научным структурным подразделением высшего учебного заведения, которое проводит учебную, методическую и научно-исследовательскую работу по одной или нескольким родственным дисциплинам.
Кафедра создается по решению ученого совета факультета, согласованному с органом управления, в подчинении которого находится высшее учебное заведение, при условии, что объемы учебной работы дают возможность сформировать ее в количестве не менее 5 штатных единиц. В случае необходимости для обеспечения развития нового направления учебной, методической и научной деятельности при кафедре может быть создана лаборатория.
Должность заведующего кафедрой может занимать, как правило, лицо, которое имеет ученое звание профессора. Задачи кафедры:
1. Учебная работа (лекции, практические занятия, курсовые и дипломные работы, руководство самостоятельной работой студентов и др.);
2. Учебно-методическая работа (подготовка рабочих программ, методическое обеспечение учебного процесса);
3. Научная работа (исследования, эксперименты, книги, статьи, монографии, выступления на научных конференциях);
4. Общественная работа (участие в редколлегии и др.).
Методы работы кафедры включают организацию и проведению следующих видов деятельности: планирование заседаний кафедры, учебной нагрузки, издательская деятельность; проведение оперативок и руководство индивидуальной работой преподавателей.
Виды контроля учебного процесса, проводимого кафедрой (или в котором кафедра непосредственно участвует):
1. Предварительный (тесты, беседы, ККЗ, ККР);
2. Текущий – восприятие учебного материала студентом;
3. Рубежный – тематический этап (показывает, как освоен блок);
4. Итоговый – зачёт, экзамен, ГЭК, защита дипломной работы.
Контроль за учебным процессом может быть со стороны ассистента, доцента, заведующего кафедрой. Предусмотрен контроль над работой самих педагогов.
Преподаватель в своей деятельности использует различные формы контроля усвоения знаний студентами, с учетом мотивации студента:
— периодический устный опрос уровня усвоения (знать – уметь) в виде семинаров, коллоквиумов, чтения рефератов;
— проверяет состояние конспектирования;
— выполнение практических заданий, контрольных работ;
— выполнение самостоятельных (домашних) заданий;
— посещаемость библиотеки (чтение дополнительной литературы);
— порубежный и итоговый контроль.
Посещаемость занятий контролируется старостами (учет отсутствующих), а преподаватель лишь подтверждает это своей росписью. В качестве вторичного контроля можно использовать проверку присутствия студентов, подняв их по группам. Поименная перекличка – это архаизм и растранжиривание времени.
Контроль должен быть стимулирующим, а не устрашающим (угнетающим). Преподаватель не надзиратель, а консультант, педагог. Он не должен утрачивать контакт со студентами на протяжении всего периода изучения учебной дисциплины, а преподаватель выпускающей кафедры остается наставником на всем периоде обучения, что, к сожалению, удается далеко не каждому.
Заведующий кафедрой контролирует:
— методическую работу преподавателей (обеспечение учебного процесса),
— организацию учебного процесса (сроки, качество, соблюдение тематических планов, качество курсовых, контрольных, выпускных и дипломных работ, уровень знаний студентов, посещаемость, тестирование),
— организация экзаменов, зачетов, консультаций,
— научную работу.
Формы контроля работы преподавателей со стороны заведующего кафедрой:
1. Планерка и заседание кафедры;
2. Выдача и контроль заданий (в индивидуальных беседах);
3. Совместная работа над тематическими планами, рабочими программами, корректировка методического обеспечения (профессиональный уровень преподавателя);
4. Индивидуальная организационная, воспитательная, методическая, научная работа с преподавателями;
5. Посещение лекций, практических занятий с их последующим обсуждением (организация учебного процесса, соблюдение его графика);
6. Анализ «отклонений», сигналов, мнений, результатов опроса студентов о работе преподавателей (насколько усвоен преподаваемый материал);
7. Подготовка методического обеспечения;
8. ККР, ККЗ, ГЭК, семестровые экзамены;
9. Анализ научной работы (публиционная активность);
10. Как воспринимают преподавателя студенты, коллеги, деканат, ректорат (прохождение повышения квалификации преподавателем);
11. Выборочное собеседование, заслушивание кураторов в присутствии старост студенческих групп (оценка деятельности куратора, защита отчетов по практике).