1. Как субъект макроэкономического кругооборота государство добавляет 3 новые потоки:
1) приобретает экономические ресурсы домашних хозяйств и конечные товары предпринимательского сектора;
2) собирает налоги, т. е. делает изъятия из доходов домохозяйств;
3) перераспределяет активы, находящиеся в собственности других субъектов макроэкономики.
Исключительные функции государства в смешанной экономике:
— обеспечение законодательно-нормативного режима;
— обеспечение социально-экономической стабильности;
— преодоление дорогостоящих внешних эффектов, т. е. экологических и техногенных катастроф;
— дорогостоящие социальные расходы;
— дорогостоящие расходы на общественно-значимые нужды, т. е. оборону, дипломатию, государственную безопасность, фундаментальную науку и т. д.;
— монополия на денежную эмиссию, обеспечение защиты экономической конкуренции и т. д.
Классическая теория в лице А. Смита, Д. Рикардо, Дж. Ст. Милля, Ж.-Б. Сэя, А. Маршалла признавала некоторые исключительные функции государства, но подчеркивала их ограниченный характер по следующим причинам:
1. Рынок является саморегулирующейся системой с внутренним механизмом достижения равновесия, прежде всего, через свободное ценообразование. При этом без вмешательства извне достигается полная занятость, оптимальное сочетание спроса и предложения, экономический рост.
2. Предложение определяет спрос, т. е. невмешательство в рациональное поведение предпринимателей обеспечит необходимый объем предложения, соответствующее в конечном итоге сумме расходов, т. е. спросу.
3. Все ценовые параметры эластичны, т. е. адекватно реагируют в сторону повышения или понижения на любые изменения факторов спроса и предложения.
4. В краткосрочном периоде возможны диспропорции и неравновесие в силу нарушения принципов рыночного саморегулирования, но в долгосрочном периоде через механизм конкуренции и свободного ценообразования преодолеваются кризисные явления.
5. Ограниченное вмешательство государства должно обеспечивать благоприятный климат предпринимательской деятельности, любые изменения в государственной политике должны демократически согласовываться с представителями предпринимательских кругов.
В 1936 г выходит книга Дж. М. Кейнса «Общие теория занятости, процента и денег». Её положения стали теоретической базой выхода из великой депрессии (1929-1933)
Основные положения кейнсианства:
1. Рыночная система не является саморегулирующейся ни в краткосрочном, ни в долгосрочном периодах.
2. Кроме исключительных функций, государство активно осуществляет текущее регулирование, прежде всего через механизмы фискальной и денежно-кредитной политики.
3. Ценовые параметры неэластичны, поэтому не возможны стабильное и автоматическое ценовое равновесие.
4. Интересы инвесторов и владельцев сбережений не совпадают (см. т. №5), поэтому различны механизмы влияния на инвестиции и сбережения.
5. Равновесие, по Кейнсу, – совпадение величин совокупных расходов и доходов, отсюда и основное кейнсианское уравнение:
ВВП=C+Ig+G+Xn.
6. По Кейнсу, спрос определяет предложение, т. е. совокупные расходы и влияние государства на них определяет объемы национального производства, текущее потенциальные совокупные доходы. Ограниченность совокупных расходов тормозит производство продукции.
Вывод: искусственное стимулирование совокупного спроса путем государственного вмешательства. Например, прирост объемов государственных расходов позволяет стимулировать увеличение объема ВВП.
Мировой экономический кризис 1973-1975 гг. был спровоцирован неудачной экономической политикой, что привело к стагфляции, т. е. единству инфляции, стагнации (застоя) росту безработицы. Кейнсианская теория текущего регулирования дала сбой, и на первые роли вышли неоклассические теории, т. е. теории, альтернативные кейнсианству (монетаризм, теории рациональных ожиданий и экономики предложения).
Основные черты монетаризма:
1. Рынок – это саморегулирующаяся, высоконкурентная система, способная в конечном итоге достигать равновесия автоматически.
2. Совокупный спрос зависит от совокупного предложения, поэтому государственное манипулирование совокупным спросом возможно как исключительная мера и неэффективно в долгосрочном периоде. Роль государства ограничена, есть отдельные приоритеты экономической политики, прежде всего денежно-кредитная политика.
3. Денежно-кредитная политика опирается на уравнение Фишера:
M · V = P · Q,
Где M – денежная масса; V – постоянная скорость оборота денежной единицы; P – средняя цена; Q – физический объём продукции.
При неизменности V прирост M вызовет инфляцию с негативным влиянием на экономику.
Основное монетарное правило: в стабильной экономике прирост денежной массы не должен превышать 3-5 % в год для обеспечения так называемых форс-мажорных обстоятельств (т. е. непредвиденных).
Теория рациональных ожиданий, прежде всего, в работах её родоначальника Нобелевского лауреата Р. Лукаса имеет следующие особенности:
1. Саморегулирующийся рынок высококонкурентен и в конечном итоге приходит к равновесию.
2. Государство разрабатывает и контролирует выполнения правовых актов в области экономики.
3. Хозяйственный опыт продавцов и покупателей на макрорынке позволяет рационально оценивать текущее состояние, предугадывать последствия методов госрегулирования и компенсировать государственное вмешательство мерами противодействия в рамках закона. Например, повышение государственных расходов, как правило, ведет к инфляции, что предполагает сокращение производства с длительным циклом, реализацию товаров на более стабильный внешний рынок, уход части производства в тень т. д.
4. Хозяйственный опыт необходимо учитывать и измерять риски при различных особенностях поведения людей, отсюда резкое повышение роли страхования, рекламы, методов PR(public relation – работы с общественностью).
Теория экономики предложения в работах А. Лаффера, А. Оукена и др. имеет следующие особенности:
1. В долгосрочном периоде рынок автоматически саморегулируется, а краткосрочном требует государственного регулирования, направленного на поддержку совокупного предложения, т. е. предпринимательства.
2. Государство концентрирует усилия на фискальном и денежно-кредитном регулировании с целью создания благоприятной среды для предпринимательства.
3. Фискальная политика опирается на умеренные и стабильные налоги.
4. Денежно-кредитное стимулирование предпринимательства опираться на дисконтную и валютно-финансовую политику.
Дисконтная политика – это манипулирование учетной ставкой центрального банка страны.
Валютно-финансовое регулирование связано с манипулированием валютным курсом.
Основные формы и инструменты государственного регулирования экономики мы подробно рассматривали в курсе «политическая экономия».
Более подробно рассмотрим макроэкономическую роль государства с помощью модели «затраты — выпуск».
В предыдущих темах речь шла о закрытой частной экономике, т. е. рассматривалась упрощенная модель Кейнса. Целью государственного воздействия является обеспечение эффективного спроса, влияющего на объём предложения Y. Поскольку главной формой является фискальная политика, то величины налогов и государственных расходов существенно влияют на параметры равновесия.
В частной экономике мы исходили из следующего уравнения равновесия:
Y = C + I.
Государственные расходы G приводят к записи:
Y = C + I + G.
В частной экономике нет налогов, поэтому выполнялось равенство D = Y, т. е. полученный доход от реализации продукции равнялся располагаемому доходу.
Следует выделить чистые налоги T как разницу между собираемыми налогами и трансфертами (социальными платежами), причем T может иметь как положительный, так и отрицательный знак.
Появление чистых налогов T приводит к уменьшению располагаемого дохода, т. е. к следующей записи:
D = Y – T.
Налоги являются изъятиями, а государственные расходы – инъекциями, поэтому условием равновесия становится запись:
S + T = I + G.
В частной экономике сбережения S = Y – C. Чистые налоги уменьшают величину частных сбережений:
S = Y – C – T.
Вместе с тем возникают государственные сбережения как разница между чистыми налогами и государственным потреблением, т. е.:
Sg = T – Cg.
Одновременно возникают государственные инвестиции, образующие в сумме с государственным потреблением государственные закупки, т. е.:
G = Cg + Ig.
После подстановок получаем равенства:
S + T = I + G Þ Y – C – T + T = I + Cg + Ig.
После переноса государственного потребления в левую часть и выделения групп слагаемых имеем:
(Y – C – T) + (T – Cg) = I + Ig.
Иначе говоря, сумма частных и государственных сбережений образует величину национальных сбережений, которые в условиях равновесия должны соответствовать цифре национальных инвестиций, т. е. сумме частных и государственных инвестиций:
S (нац) = I (нац).
Если перегруппировать указанные ранее слагаемые, выделить частные инвестиции и вспомнить выражение G = Cg + Ig, то:
(Y – C – T) + T — (Cg + Ig) = I Þ (Y – C – T) + (T – G) = I.
Иначе говоря, левая часть последнего равенства показывает цифру финансовых ресурсов частного инвестирования I, включая сальдо государственного бюджета, т. е. T – G.
Пример 1.
Определите размер государственных закупок G и государственного потребления Cg, если Y = 1000, C = 600, I = 300, Ig = 50.
Исходим из формулы: (Y – C – T) + (T – Cg) = I + Ig.
Выделяем Cg: Cg = (Y – C) – (I + Ig) = 1000 – 600 – 300 – 50 = 50.
G = Cg + Ig = 50 + 50 = 100.