В октябре 1985 года страны-участницы совета Европы подписали Европейскую хартию местного самоуправления, которая обобщила приобретенный опыт продолжительного этапа становления и укрепления местного самоуправления в Европе, стала первым многосторонним правовым актом в этих вопросах. Небольшой по объему документ (всего 18 статей) концентрирована, выражает концепцию местного самоуправления, основы его функционирования, правовую и финансовую основу.
Содержание хартии, его идея определяет его исходящее положение размещенное в преамбуле: Местная власть является одной из главных основ каждого демократического режима, Самым важным принципом которого д. б. право граждан на участие в управление гос делами, а это право непосредственно может осуществляться именно на местном уровне.
Существование местной власти может обеспечить эффективное и близкое гражданину управление при условии, что эта власть наделена реальными и автономными функциями, имеет созданные на демократической основе директивные органы, владеет соответствующими ресурсами, необходимыми для выполнения возложенных на нее заданий.
Важным требованием хартии является признание и закрепление принципа местного самоуправления в национальном законодательстве, а по возможности, — в Конституции.
В ст.3 дается определение местного самоуправления, как Права и возможности местной власти в пределах закона осуществлять регулирование и управление значительной частью государственных дел, которые принадлежат её компетенции, в интересах местного населения.
Право местного самоуправления осуществления соловеющими органами (советами, сборами), члены которых свободно выбираются на основании прямого, равного, общего избирательного права. Главные полномочия местной власти определяются национальным законодательством и в каждой стране имея свои специфические границы, которые сформировались в результате продолжительного периода становления института местного самоуправления, особенности исторического развития страны. В пределах свое компетенции местная власть имеет право решать вопросы.
Административный надсмотр за деятельностью местной власти осуществляется общегосударственными органами с целью обеспечения придерживания Конституции и законодательства, кроме того, за своевременностью выполнения заданий, которые государство поручило местной власти.
В ст.9 указано, что Местная власть имеет право на свои собственные фин. ресурсы, которыми она может свободно распоряжаться в пределах своих полномочий, а их объем должен соответствовать функциям, предоставленных ей Конституцией или законом.
Основные положения Европейской хартии местного самоуправления, которые непосредственно относятся к функционированию МФ:
1. местная власть имеет право на собственные финансовые ресурсы
2. объем финансовых ресурсов должен соответствовать функциям, которые выполняет местная власть;
3. местная власть имеет право свободно распоряжаться собственными финансовыми ресурсами
4. часть фин. ресурсов органов местной власти формируется за счет местных налогов и сборов, Местные налоги и сборы возникли как плата за определенные услуги, которые предоставляются органами власти населению, которые используются для удовлетворения разнообразных местных нужд и поэтому пополняют совокупные фин. ресурсы ОМСУ;
5. Кроме местных налогов и сборов в распоряжении органов местной власти могут поступать:
· средства от взимания общегосударственных налогов;
· бюджетные трансферты;
· доходы от собственности, которая ей принадлежит;
· средства, полученные от выпуска муниципальных займов;
· кредиты;
· добровольные пожертвования.
6. органы местной власти имеют полномочия устанавливать размеры местных налогов и сборов в пределах закона
7. порядок формирования фин. ресурсов должен быть гибким и обеспечивать соответствие наличных ресурсов увеличению стоимости выполнения заданий местной власти. Финансовые системы, которые составляют основу ресурсов ОМСУ, указывается в хартии, должны быть приспособлены к возможному росту стоимости выполняемых ими услуг, т. е. иметь диверсификованный и повышающий характер.
8. Наличие значительных расхождений в уровнях развития отдельных территорий в каждой стране обусловила провозглашение в хартии необходимости защиты более слабой в фин. плане местной власти, т. е. использование процедур фин. выравнивания. Обязательным условием совершения таких процессов должен быть учет полномочий ОМСУ и недопущение причинения им вреда, ущемления, информирования органов местной власти о порядке выделения им перераспределенных ресурсов.
9. Фин. помощь государства органов местного самоуправления ОМСУ может предоставляться в разных формах (дотации, субсидии, субвенции), по возможности она не должна быть связана с финансированием конкретных проектов, потому что требование целевого использования, полученных от государства средств ограничивает свободу ОМСУ в проведении самостоятельной политики в пределах собственной компетенции.
Заключительное положение ст.9 «Фин. ресурсы местной власти» относятся к инвестиционной деятельности ОМСУ, которые, как указанно в хартии, должны иметь доступ к нац. рынку капитала, а государство должно создать для этого необходимые условия.
На сегодняшний день к Европейской хартии местного самоуправления присоединилось более 30 стран, в 1996 г. её подписала Украина, с того времени формирование усовершенствование нормативно-правовой базы местного самоуправления в Украине осуществления под влиянием этого важного документа основных положений которого должно придерживаться наше государство.