Публичные финансы
Принципы публичных финансов:
Принцип |
Содержание принципа |
1. Прозрачность и гласность |
Публичные финансы должны быть прозрачными, т. е. вся информация об источниках формирования финансовых ресурсов и направлениях их использования должна публиковаться в открытой печати. |
2. Целевой характер |
Строго целевой характер использования финансовых ресурсов, оговоренный и закрепленный законодательно. |
3. Приоритетность расходов |
Т. е. сначала формируются расходы, направления использования которых определяются на основании общественных интересов. |
4. Плановость |
Формирование расходов и доходов публичных финансов происходит строго по плану (Государственный бюджет, местные бюджеты и т. д.) |
5. Единство |
Взаимосвязь между финансовыми ресурсами всех звеньев публичных финансов. |
Публичные финансы включают:
· Государственные финансы
· Местные финансы
![]() |
Рисунок 1. Составляющие публичных финансов
Государственные финансы:
— характеризуют финансовую деятельность государства;
— предназначены для обеспечения тех потребностей общества, которые носят общегосударственный характер и отображают интересы государства в целом;
— определяются решениями государства и действиями публичной власти;
— с одной стороны, формируют финансовую базу высших органов государственной власти и управления, а с другой – выступают в их руках инструментом воздействия на социально-экономическое развитие страны;
— опосредуют территориальное перераспределение ВВП с целью сбалансированного развития отдельных регионов;
— способствуют реализации структурной политики, которая предназначена обеспечивать оптимальное развитие страны;
— связаны с денежной системой государства;
— являются способом достижения общегосударственных интересов;
Местные финансы:
— выступают финансовой базой местных органов власти и управления;
— обеспечивают региональные потребности в финансовых ресурсах, их внутритерриториальное перераспределение;
— обеспечивают относительную территориальную независимость и автономность региональных административных единиц.
Общие черты государственных и местных финансов:
— они являются инструментом реализации функций государственных институтов и органов местного самоуправления;
— и те и другие обслуживают не частные и не коллективные, а общественные интересы;
— и те и другие носят публичный характер.
Местные финансы и государственные финансы – это не тождественные понятия. Местные финансы не включаются в состав государственных финансов, хотя и тесно связаны с ними. Финансы местных органов власти подчинены государственным финансам, поскольку современное государство определяет объем функций местного самоуправления и правовое поле местным финансам. Государственные финансы проникают в финансы местных органов власти, берут участие в их формировании.