Транспортный комплекс Крыма
ТРАНСПОРТ
Транспорт, наряду со связью, образованием, энергетикой, составляющей частью комплекса инфраструктурных отраслей, обеспечивающих базовые условия жизнедеятельности общества, и является важнейшим инструментом достижения социальных, экономических и других приоритетов региона. Призваний реально влиять на экономический рост, транспорт сокращает время доставки, тем самым ускоряет товарооборот, влияет на развитие и размещение производительных сил, и, как следствие, на увеличение продуктивности труда. Благодаря расширению транспортной сети улучшается доступность для населения услуг социальной инфраструктуры, улучшаются условия использования свободного времени, увеличивается качество жизни в целом.
Потому уровень развития транспорта в регионе определяет и уровень социально-экономического развития. Функционирование транспортного комплекса Автономной Республики Крым обеспечивают 32 тысячи человек, что составляет почти 8% численности работников отраслей экономики республики.
В составе транспортной системы 6,7 тыс. км автомобильных дороге твердым покрытием, и том числе 2,3 тыс. км автомагистралей; 0,7 тыс. км железных дорог, из которых 0,3 тыс. км электрифицировано. Протяженность магистральных газопроводов составляет более 0,6 тыс. км. Объем работ, выполненных различными видами транспорта Крыма, приведен в таблице.
|
Перевезено грузов
|
Перевезено пассажиров
|
Грузооборот
|
Пассажирооборот
|
|
Тыс. т. за 2005г.
|
В % к 2004г.
|
Тыс. за 2005г.
|
В % к 2004г.
|
Млн. ткм. за 2005г.
|
В % к 2004г.
|
Млн.
за 2005г.
|
В % к 2004г.
|
Всеми видами транспорта
|
11824.6
|
104.3
|
234193.1
|
105.9
|
6301.9
|
86.7
|
5993.9
|
106.3
|
Железнодорожный
|
6964.4
|
101.9
|
23122.1
|
100.5
|
5549.9
|
86.5
|
3629.3
|
106.6
|
Автомобильный
|
2369.5
|
103.6
|
128566.2
|
108.1
|
323.0
|
110.8
|
1841.6
|
107.1
|
Водный
|
952.9
|
119.6
|
1191.3
|
100.5
|
146.8
|
54.7
|
32.6
|
135.3
|
Авиационный
|
14.0
|
В2р. б.
|
2.2
|
7.4
|
20.4
|
В2р. б.
|
1.6
|
7.8
|
В настоящее время в составе транспорта Крыма главным в перевозке грузов и пассажиров является автомобильный транспорт, на долю которого приходится более 90% внутрирегиональных перевозок. На 70,0 % возрос пассажиропоток через автостанционную сеть. Этому способствовало развитие маршрутной сети и увеличение количества отправления автобусов с заменой подвижного состава на автобусы более высокого уровня комфортабельности, открытие новых международных и межобластных маршрутов.
Главной осью сети автомобильных дорог Крыма является автомагистраль Харьков-Симферополь. Кроме того, в разряд ведущих каркасных образований системы входят автодороги Симферополь-Севастополь; Симферополь-Алушта-Судак-Феодосия; Симферополь-Феодосия-Керчь; Симферополь-Евпатория; Симферополь-Алушта-Ялта-Севастополь.
Основными автомобильными путями регионального значения на территории Крыма являются дороги Симферополь-Красноперекопск-Армянск и далее на Херсон-Николаев-Одессу. Особенно возросла роль этой дороги после строительства автомоста через р. Днепр в районе г. Херсон.
Внутрирегиональные пассажирские и грузовые перевозки обеспечиваются по дорогам: Красноперекопск-Джанкой-Нижнегорск; Евпатория-Черноморское и другим. Для этих дорог преобладающим является асфальтно-бетонный тип покрытия и лишь незначительная часть (21,3%) имеет черно-гравийное покрытие.
Средняя плотность автодорожной сети Крыма, рассчитанная относительно общей площади, равняется 244 км на 1000 км, против 234 км по Украине. Густота автомобильных дорог с твердым покрытием по районам колеблется в значительных пределах.
Проблемы дальнейшего совершенствования территориальной структуры автодорожной сети и снижения разрушающего воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду, сокращения масштабов отчуждения под дороги сельскохозяйственных угодий в Крыму следует решать следующим образом: повсеместным улучшением качества покрытия дорог местного значения, в реконструкцией полосы движения и совершенствованием покрытий на дорогах межрегионального и республиканского значения, в расширением полосы движения, в ликвидацией многочисленных грунтовых дорог, дублирующих по направлению движения основные автомагистрали республиканского и местного значения.
Железнодорожный транспорт занимает ведущее положение в перевозке сырья, топлива, строительных материалов и других массовых грузов, а также пассажиров в межрегиональном обмене. Крымское отделение Приднепровской железной дороги относится к числу наиболее грузонапряженных магистралей благодаря выходу к незамерзающим теплым морям и на Кавказ. Развернутая эксплуатационная длина главных железнодорожных путей составляет более одной тысячи километров, а развернутая длина стационарных путей — около 0,5 тыс. км.
Главные участки железных дорог Крыма: Симферополь-Джанкой (91 км), Симферополь-Севастополь (77 км), Джанкой-Владиславовка (101 км), Владиславовка-Порт Крым (108 км), Симферополь-Остряково-Евпатория (82 км).
Ведущие транспортные узлы — Севастополь, Феодосия, Керчь и Евпатория — осуществляют перевалку грузов с морского транспорта на автомобильный, железнодорожный и наоборот. Наиболее грузонапряженными участками Крымского отделения Приднепровской железной дороги являются: а)Симферополь-Джанкой, б)Джанкой-Владиславовка, в)Владиславовка-Керчь. Самую большую грузонапряженность на один километр пути имеет участок Джанкой-Новоалексеевка, поскольку находится на главном направлении межрегионального обмена. Довольно высокая интенсивность движения грузов наблюдается на участке Джанкой-Вадим. Формирование грузопотока в этом направлении определяется расположением в северной части Крыма крупных предприятий химической промышленности межрегионального значения.
К основным грузам, которые перевозятся железнодорожным транспортом относятся: каменный уголь, кокс, нефть и нефтепродукты, железные и марганцевые руды, руды черных металлов, лом черных металлов, лесные грузы, химические и минеральные удобрения, зерно, цемент и др.
Развитие железнодорожной транспортной подсистемы Крыма в настоящее время по интенсивности общественного функционирования достигло своего максимального значения. Дальнейшее совершенствование территориальной структуры и наращивание потенциала железнодорожной сети региона должны осуществляться на основе решения следующих задач: а) увеличения провозной и пропускной способности железных дорог на базе строительства вторых путей, двухпутных вставок, а в более отдаленной перспективе — и трехпутных вставок, что позволит не изымать из сельскохозяйственного оборота дополнительные земельные ресурсы; б) строительства в ближайшей перспективе вторых путей на участках-перегонах Симферополь-Джанкой-Керчь; в) реконструкции и увеличения на этой основе пропускной способности Керченской паромной переправы или строительства новых железнодорожных линий: Красноперекопск-Раздольное-Черноморское-Евпатория, Бахчисарай (ст. Сюрень)-Ялта, Нижнегорск-Белогорск.
Увеличению пропускной способности и заметному снижению уровня негативного влияния железнодорожного транспорта на окружающую среду может способствовать электрификация железнодорожной ветки Джанкой-Керчь-Порт Крым на всем протяжении.
Самым традиционным видом транспорта Крыма, обеспечивающим как внутрирегиональные, так и межгосударственные перевозки, является морской. Основу экспортно-импортного грузооборота портов региона составляют железная руда, зерно, машины, оборудование, продукция химической промышленности и другие массовые грузы, на долю которых приходится более 2/3 экспортных товаров. В импорте первенствуют машины и оборудование, консервы, чай и другие продукты питания. Через крымские морские порты осуществляются перевозки разнообразных грузов более чем с 40 странами мира.
В малом каботаже перевозятся нефть и нефтепродукты, железная руда, агломерат, марганцевая руда, соль, строительные материалы, рыба и другие морепродукты. Несмотря на более чем тысячекилометровую протяженность береговой линии Крымского полуострова, доля этого вида транспорта во внутрирегиональных перевозках пассажиров и грузов невелика. Такое положение объясняется преимущественным тяготением основных народнохозяйственных структур регионального комплекса к материковой части и неразвитостью приморскою производственного ядра. Более того, рекреационная специализация прибрежных территорий не гармонирует с большинством общественно-производственных структур полуострова и тормозит морские грузопотоки. Морские транспортные перевозки Крыма осуществляются через следующие главные морские порты: Севастополь (торговый, рыбный, пассажирский, база военных флотов России и Украины), Керчь(рыбный, торговый, паромная переправа), Феодосию(военный. грузовой), Ялту(пассажирский, в меньшей степени грузовой), Евпаторию(пассажирский, грузовой).
Услугами агентования и фрахтования морского торгового флота пользовались 55 стран мира, что составило 9.1% услуг предприятий транспортного комплекса. Наиболее тесные связи с Россией(19.8% всего объема экспорта услуг), Швецией(14.5%) и Панамой(12.4%).
Достаточно хорошо развит в Крыму воздушный транспорт. Симферополь не только единственный крупный узел воздушных линий региона, но и один из крупнейших аэропортов Украины, не намного уступающий по объему перевозок Киеву, а также известным аэропортам Москвы и Санкт-Петербурга.
В 2005г. перевозка пассажиров самолетами Симферопольскою авиапредприятия превысила 2,2 млн. чел.
В составе транспортной системы Крыма важное место принадлежит трубопроводной сети газового хозяйства. Общая протяженность газопроводов более 800 км. С открытием и освоением в 1966 г. месторождений природного газа в пределах Крыма был введен в действие первый газопровод Глебовка-Симферополь. В тот период общая протяженность газопровода в республике составляла 159 км. И 1967 г. была проложена ветка газопровода Симферополь-Севастополь, а к 1970 г. — Джанкой-Симферополь. Со строительством указанных газопроводов была частично решена проблема газоснабжения городом Крыма природным газом за счет местных запасов природного газа.
Самыми большими по протяженности магистральными газопроводами являются Голицыно-Глебовка-Симферополь; Джанкой-Симферополь. На стадии разработки находится газопровод на Феодосию и Керчь. На современном этапе развития хозяйства Крыма растущие потребности в газе могут частично удовлетворяться за счет местных ресурсов. В связи с этим было построено ответвление на Красноперекопск от газопровода Шебелинка-Днепропетровск-Кривой Рог-Измаил. С вводом в 1975 г. газопровода Красноперекопск-Джанкой крымская газопроводная система соединилась с межрайонной газопроводной сетью Украины, что обеспечило бесперебойное снабжение потребителей природным газом. Планируется проложить газопровод по дну Каркинитского залива от месторождения "Штормовое", находящегося на шельфе, к Глебовскому газохранилищу. Это позволит ослабить топливную проблему в Крыму.
Совершенствование территориальной структуры газопроводной сети возможно при решении следующих проблем: 1) расширении существующей системы газопроводов на основе создания разветвленной многониточной сети с охватом восточных территорий Крыма; 2) строительстве (дополнительно к Глебовскому) подземных хранилищ, позволяющих более полно и равномерно подавать в течение года природный газ всем потребителям региона; 3) сооружении газопроводной сети, имеющей оптимальный диаметр труб (более 500 мм), что позволит не только снизить расход труб, но и значительно сократить разрушающее воздействие газопроводов на сельскохозяйственные угодья.
Следует отметить, что часть услуг по грузопассажирским перевозкам всеми видами транспорта АР Крым в общем объеме экспорта комплекса незначительна. Так, на услуги морского транспорта заграничного и каботажного плавания приходится 5.4%, авиационного транспорта – 1.1%, городского и автодорожного транспорта – 0.6%, железнодорожного транспорта – 0.1%. Но по сравнению с 2004 годом намечается тенденция увеличения объемов экспорта вышеуказанных услуг.
К 2007 году прогнозируется увеличить объем перевозок всеми видами транспорта: по перевозке пассажиров - на 1,0 %; по перевозке грузов - на 2,0 %.Прогнозы обусловлены прежде всего вводом в эксплуатацию железнодорожной переправы через Керченский пролив; активизацией работы субъектов предпринимательской деятельности всех форм собственности на рынке международных автомобильных перевозок; открытием новых авиалиний из аэропортов Автономной Республики Крым в страны СНГ и другие зарубежные страны; реализацией государственной программы "Сельский автобус"; заменой пассажирского автопарка малой вместимости на автобусы средней и большой вместимости.
Транспортный комплекс Крыма - 2.7 out of
5
based on
10 votes