10 | 12 | 2016
Экономика
Литература

Функционирование расходов бюджета государства на 2007 год

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 Голос)

Практическая работа (деловая игра) по дисциплине « Бюджетная система » на тему: «Функционирование расходов бюджета государства на 2007 год».

Содержание.

Ввение…………………………………………………………...3

I.  Бюджетный регламент……………………………………4

II. Анализ функционирования расходов бюджета государства за  2005-2006гг………………………………………………..6

А) Анализ функционирования расходов бюджета государст ва за 2005-2006гг на социальную сферу………………………10

Б) Анализ функционирования расходов бюджета государства за 2005-2006гг на экономическую деятельность……………..14

В) Анализ функционирования расходов бюджета государства за 2005-2006гг на АПК…………………………………………16

Г) Анализ функционирования расходов бюджета государства за 2005-2006гг на оборону…………………………………...…21

Д) Анализ функционирования расходов бюджета государства за 2005-2006гг на ВЭД………………………………………....25

III. Основные направления бюджетной политики 2007 года..27

Список использованной литературы……………...……….29

Введение.

Цель работы – провести деловую игру на тему « Функционирование расходов бюджета государства на 2007 год ».

Основные задачи:

1)  провести учебное занятие согласно предлагаемому Бюджетному регламенту;

2)  прослушать выступления министров сфер национальной экономики о проделанном анализе расходной части государственного бюджета подведомственной их руководству за 2005 - 2006гг.;

3)  выявить динамику структуры расходов каждой сферы в соответствии с функциональной классификацией расходов за 2005 - 2006гг.;

4)  раскрыть причинно-следственную связь выявленных изменений;

5)  оценить характер влияния изменений на финансовую самостоятельность данной сферы общественной жизни страны;

6)  рассмотреть возможные пути реформирования существующей системы расходов Государственного бюджета;

7)  рассмотреть прогноз функционирования расходов бюджета страны на 2007 год;

8)  утвердить расходную часть Государственного бюджета на 2007 год.

I. Бюджетный регламент.

Данная работа предусматривает проведение деловой игры на тему

« Функционирование расходов бюджета государства на 2007 год » согласно предложенному бюджетному регламенту, содержание которого утверждено КМУ.

Бюджетный регламент.

I. Определение темы занятия. Предоставление слова премьер – министру страны об экономическом состоянии страны, общих достигнутых положительных результатах и проблемах, существующих на сегодняшний день. Предоставление слова министрам национальной экономики о проделанном их ведомствами анализе функционирования расходов бюджета государства за 2005-2006 гг. в следующем порядке:

1.Вступительное слово премьер-министра Рафалюка Д. А. (5 мин.).

2. Доклады министров страны об экономическом состоянии, финансировании расходов и развитии подведомственных им отраслей народной экономики за 2005-2006 гг.:

а) Министр социальной политики страны Филатова А. (5 мин.);

б) Министр промышленности страны Халилов Р. (5 мин.);

в) Министр АПК страны Федорович Е. (5 мин.);

г) Министр обороны страны Олейник С. (5 мин.);

д) Министр ВЭД страны Анцевич А. (5 мин.).

II. Проведение « Горячей линии » - обоюдные вопросы министерств о насущных проблемах функционирования расходов бюджета государства и ответы на них, определение первоочередных проблем и предложение их разрешений.(30 мин. мин.).

III. 1) Выступление заместителя премьер-министра страны об основных направлениях бюджетной политики на 2007 год. Проведение итогов заседания путем согласования и утверждения расходной части бюджета 2007 года. (10 мин.).

2) Обсуждение и подведение итогов проведенного учебного занятия, оценка активности студентов на занятии.(10 мин.).

 

II. Анализ функционирования расходов бюджета государства за 2005-2006гг.

 

В первую очередь необходимо отметить основные задачи бюджетной политики, которые были поставлены перед правительством в 2006 году (утверждены 1 августа 2005 года КМУ). Это:

1. Повышение качества жизни населения.

2. Улучшение инвестиционного климата в стране.

3. Стимулирование занятости и создания новых рабочих мест.

4. Поддержка развития предпринимательства.

5. Развитие ракетно-космической отрасли и самолетостроения.

6. Повышение уровня жизни в селе и развитие АПК.

7. Наращение объемов жилищного строительства и улучшение качества жилищно-коммунальных услуг.

8. Развитие транспортной инфраструктуры.

9. Повышение эффективности функционирования топливно-энергетического комплекса.

10. Региональное развитие и усиление роли местного самоуправления.

Достижения на сегодняшний день.

Безусловно, в 2006 году в нашей стране произошли положительные сдвиги.

ВВП за январь-октябрь 2006 года составил 400,6 млрд. грн., что на 22% больше чем этот показатель за аналогичный период в 2005 году. Таким образом, рост ВВП за рассматриваемый период составил 6,5%, тогда как в 2005г этот показатель составлял 2,6%.

Перед нами была поставлена задача установления нового размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц исходя из динамики потребительских цен на уровне, не ниже 500 грн на конец года и она была выполнена (с 1 октября 505 грн.). Минимальная заработная плата была поэтапно приближена до уровня 80% прожиточного минимума (400грн с 1 декабря).

За январь-октябрь текущего года реальные доходы населения выросли на 17,8%, среднемесячная з/п составила 1012,13грн, что на 30% больше чем за аналогичный период в 2005 году, реальная среднемесячная заработная плата выросла на 20,1%. Задолженность по з/п на ноябрь текущего года составила 917,7 млн. грн, что на 18% меньше чем в ноябре 2005г.

Основная характеристика бюджета 2006 – увеличение объема бюджета развития с сохранением социальной направленности бюджета. Так, капитальные расходы Государственного бюджета в 2006г. составили 30,5 млрд. грн., что на 40,5% больше чем в 2005г. В общей структуре расходов бюджет развития в 2006г составил 22,4%, тогда как в 2005г. этот показатель составил 19,1%.

В Государственном бюджете Украины в 2006 г. расходы на промышленность были увеличены на 38%, на транспорт – на 42%, на сельское хозяйство – на 56% по сравнению с 2005 годом.

Благодаря успешной реализации Комплексных программ развития промышленности по итогам 10 месяцев 2006 года объемы производства в отрасли возросли на 5,8%, причем рост отмечен практически по всем видам промышленной продукции.

В то же время Государственный бюджет Украины в 2006 году сохранил свою социальную направленность. Расходы на охрану здоровья по сравнению с 2005 годом выросли на 22,5%, на духовное и физическое развитие – на 13,5%, на образование – на 19,8%, на социальную защиту и социальное обеспечение – на 4,5%. Были успешно профинансированы ряд отдельных Государственных программ и комплексных мероприятий программного характера в сфере социальной политики.

Отрицательные стороны..

Индекс инфляции на ноябрь 2006 года составил 8,7%, в то время как на эту же дату в 2005 году он составлял 8,1%. Рост заработной платы до сих пор не обеспечен ростом ВВП. Напомним, рост з/п в 2006г. составил 20,1%, а рост ВВП – 6,5% или в 3 раза меньше.

Низкое качество финансирования расходов в АПК привело к тому, что в январе-октябре 2006 года общее производство продукции сельского хозяйства по сравнению с соответствующим периодом 2005 года уменьшилась на 1,1%. И соответственно сальдо торговли товарами составило в 2006 году 4,1 млрд. дол США, против 0,9 млрд. в 2005 году.

В 2006 году наблюдается срыв или недофинансирование ряда важных бюджетных программ, в том числе формирование государственного продовольственного резерва, проведение залоговых и интервенционных закупок Аграрным фондом, формирование государственного заказа на рынке продовольственных товаров.

В 2006 году отмечается большое количество проблем с выплатой социальных статей бюджета. Предыдущее правительство допустило просчет относительно бюджета 2006 года примерно на 2,5 млрд. грн. Из-за этого в ноябре пришлось принимать Закон о внесении изменений в госбюджет текущего года. Согласно этому закону доходы госбюджета были увеличены на 1,7 млн. грн., а расходы на 1,9 млн. грн., что позволит вовремя и в полном объеме профинансировать социальные статьи по выплате зарплат и пенсий, по оплате теплоносителей и компенсации за увеличенные тарифы на жилищно-коммунальные услуги.

Расходы Государственного бюджета — это расходы государства на общегосударственном уровне, которые необходимы для выполнения государством ее функций. Эти расходы выражают экономические отношения, на основе которых осуществляется использование централизованных средств по направлениям, определенным законом.

Направления использования бюджетных расходов обусловливаются целым рядом факторов, основными из которых являются:

•  необходимость содержания государственных учреждений;

•  уровень развития регионов государства;

•  связи расходов из общего государственного бюджета с расходами из местных бюджетов;

•  формы предоставления бюджетных средств;

•  другие факторы, которые могут иметь весомое значение в зависимости от конкретной экономической и политической ситуации в государстве.

Таблица 1. Расходы Государственного бюджета.

Код функциональной классификации.

Статья расходов.

Сумма.

2005 год.

2006 год.

 

Всего расходов.

114 564 163,3

137 081 485,7

0100

Общегосударственные функции.

40 094 365,3

48 677 674,8

0200

Оборона.

6 130 666,5

7 251 328,4

0300

Общественный порядок, безопасность и судебная власть.

9 844 040,0

12 438 229,8

0400

Экономическая деятельность.

14 059 955,80

19 745 062,2

0500

Охрана окружающей среды.

1 014 446,9

1 423 041,4

0600

Жилищно-коммунальное хозяйство.

88 218,7

161 082,8

0700

Охрана здоровья.

3 269 279,0

4 005 481,7

0800

Духовное и физическое развитие.

1 311 156,1

1 488 970,6

0900

Образование.

9 985 087,0

11 969 040,0

1000

Социальная защита и социальное обеспечение.

28 766 948,0

29 921 574,0

Источник: www. rada. gov. ua.

Из-за того, что расходы на социальную сферу являются наиболее проблемными в текущем году, начнем с проблем в социальной сфере.

А) Анализ функционирования расходов бюджета государства за 2005-2006гг. на социальную сферу.

Для анализа расходов за исследуемый период предлагаем рассмотреть Приложение 1 – 5.

Анализируя данные таблиц можно сделать следующие выводы:

Общие расходы на здравоохранение имели тенденцию к увеличению. Также увеличился и их удельный вес в общей сумме расходов гос. бюджета. Если в 2005 году этот показатель 2,84%, в 2006 – 2,9%, а по прогнозам 2007 – 3,3%.Данное увеличение произошло из-за увеличения расходов на:

- поликлиники, амбулатории, скорую и неотложную помощь, на 519810,1 тыс. грн.

- санаторно-профилактические и противоэпидемиологические мероприятия и учреждения, на 246222,3 тыс. грн.

Следует отметить, что практически на все мероприятия по охране здоровья наблюдается тенденция к увеличению.

Расходы на образование за данный период уменьшились. Почти в 2 раза уменьшилась доля расходов на образование в общей сумме гос. расходов: в 2005 г -8,58%, в 2006г – 4,61% удельного веса.

Снижение произошло из-за следующих факторов: снижение расходов на профессионально-техническое образование на1009405 тыс грн., на высшее образование на 2621867,8 тыс. грн. и уменьшение расходов на программу материального обеспечения учебных заведений на 101865,8 тыс. грн.

Расходы на духовное и физическое развитие, а также на социальную защиту населения уменьшились по сравнению с предыдущим годом на 18% и 5,7% соответственно. Наглядно это можно изобразить следующим образом.

Динамика расходов на социальную сферу за 2006-2007

Рис. 1. Динамика расходов на социальную сферу за 2006-2007 гг.

Основные проблемы финансирования расходов социальной сферы:

1. Структурная неготовность отечественного здравоохранения к внедрению ОГМС.

2. Уровень финансирования на сегодня достигает лишь 3%, в то время как допустимый минимум, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), — 5% отчислений.

Таким образом, по доле (ВВП), направляемого на здравоохранение, Украина отстает не только от развитых стран (где расходы на здравоохранение составляют примерно до 8% ВВП), но и от стран со средним и даже низким уровнем доходов, где эта доля составляет 4%. Для сравнения: Канада расходует 9,5% от ВВП на здравоохранение; Англия— 7-9,8%; Япония - в среднем на здравоохранение тратит 6,6% от ВВП, делая акцент на профилактику

3. Существенная особенность текущей ситуации на Украине — низкий уровень зарплаты врачей и медицинского персонала вообще. А в некоторых регионах страны невыплата заработной платы продолжает оставаться одной из самых острых проблем.

По данным комитета Верховной Рады по вопросам здравоохранения, средняя заработная плата медицинского работника в июле текущего года составляла 692,9 грн., что почти в два раза меньше, чем средняя зарплата в промышленности (1 233,0 грн.) и на 195 грн. меньше, чем в образовании и науке. Размеры заработной платы в медицинской отрасли лишь на 27,2% выше, чем прожиточный минимум для трудоспособного населения.

4. Сдерживается продвижение частного бизнеса в Украине.

Хотя считается, что с появлением большего количества частных больниц, поликлиник и практикующих врачей улучшится качество медицинского обслуживания, закроются маленькие нерентабельные лечебницы, сократится коечный фонд. К тому же частная медицинская практика – это налоги в бюджет и снижение нагрузки на государственные медучреждения, большинство из которых находятся в тяжелом положении.

Конституция Украины до сих пор декларирует бесплатную медицину, а бюджетных средств выделяется менее 30% от необходимого уровня. Давно и реально существует платная медицина, однако юридическая неопределенность не позволяет ей цивилизованно развиваться.

Украине следует стремиться к следующему соотношению между платной и бесплатной медициной:

·  30% - платная;

·  70% - бесплатная.

5. Массовость получения высшего образования в Украине порождает проблемы с его качеством, особенно в филиалах вузов

6. Недостаточное количество учреждений дошкольного образования.

7. Тотальная регламентация использования ВУЗами бюджетных средств.

8. Большой госзаказ государства на специалистов экономических и юридических специальностей при явном пресыщении рынка труда специалистами данного профиля.

Пути реформирования:

1)Нужно искать альтернативные источники финансирования;

2)Создание институтов семейного врача ;

3)Приватизация медицинских учреждений;

4)Государство, финансируя университеты, не должно тотально регламентировать использование ими бюджетных средств. Разве что давать рекомендации, но университеты сами решают — принимать их во внимание или нет (как это происходит в Великобритании);

5)Внедрение реальных самоуправления и автономности университетов. Нужно, чтобы рынок труда различал дипломы разных университетов. Чтобы каждый имел свою собственную реальную стоимость. Тогда и появится ответственность исполнителя за свой продукт.

Б) Анализ расходов ГБУ на АПК .

Таблица 2.

Анализ расходов ГБУ на сельское хозяйство, лесное хозяйство, охоту и рыбное хозяйство.

Номер статьи

Название статьи расходов

2005 год, тыс. грн.

2006 год, тыс. грн

2006/2005, тыс. грн

4021

Сельское хозяйство

4743374

3249422

-1493952

4022

Лесное хозяйство и охота

186346,1

22184,9

-164161,2

4023

Рыбное хозяйство

68802

101565,7

32763,7

Всего расходов

 

4998522,1

3372172,6

-1626349,5

Как видно из данных в таблице, по сравнению с 2005 годом в 2006 произошло значительное уменьшение расходов на сельское и лесное хозяйство. Не смотря на то, что рабочей группой Бюджетного комитета ВРУ было принято решение увеличить финансирование сельского хозяйства в 2006 году на 2,5 млрд грн, разница финансирования этой отрасли. по сравнению с 2005 годом. составила 1626349,5 тыс. грн. Однако финансирование рыбного хозяйства в 2006 году увеличилось на 32763,7 тыс. грн. по сравнению с 2005 годом.

Снижение финансирования АПКУ в 2005 году связано с тем, что Министерство финансов Украины проигнорировало постановление ВРУ «Об основных направлениях бюджетной политики на 2006 год». Согласно ему, Кабинету Министров было поручено обеспечить реализацию норм Законов Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины», «О стимулировании развития отечественного машиностроения для АПК», «О фермерском хозяйстве», «Об охране земель». Речь идёт о выделении средств на залоговые закупки зерна, создание фонда аграрных страховых субсидий, предоставление бюджетных дотаций животноводам, удешевление кредитов для предприятий сельского машиностроения и частичную компенсацию стоимости сельхозтехники, проведение агрохимической паспортизации земель и осуществление мероприятий по улучшению плодородия почв. Программа поддержки и развития украинского села была направлена на реализацию основных целей государственной политики относительно создания благоприятных условий для развития и формирования в Украине высокоэффективного конкурентоспособного сельскохозяйственного производства на внутреннем и внешнем рынке и обеспечения продовольственной безопасности государства, создания экспортного потенциала и развития сельских территорий.

Динамика расходов ГБУ на сельское хозяйство, лесное хозяйство, охоту и рыбное хозяйство за 2005-2006гг.Рис. 2. Динамика расходов ГБУ на сельское хозяйство, лесное хозяйство, охоту и рыбное хозяйство за 2005-2006гг.

Однако Министерство финансов решило, что финансирование программы поддержки и развития украинского села должно быть комплексным и базироваться не только на средствах из бюджета, а, в первую очередь, на привлечении инвестиций, расширении кредитования как производственной, так и непроизводственной сферы на селе.

В) Анализ функционирования расходов бюджета государства

за 2005-2006гг.

на экономическую деятельность.

Доля расходов на экономическую деятельность является незначительной и в общем объеме составляла от 6,99% в 2005 году до 4,91 % в 2006 году.

Исходя из данных полученной таблицы (см. Приложение 6.) мы видим, что значительную долю расходов на экономическую деятельность занимают расходы на топливо и энергетику, это связано с увеличением внутригосударственного и мирового потребления. В связи с этим наблюдается тенденция роста расходов, которые в 2005 году составляли 4179985,2 тыс. грн. или 3,65 % от общей суммы расходов бюджета, а уже в 2006 году достигли 5074803 тыс. грн. или 3,70 % от общей суммы расходов. Отклонение по сравнению с 2005 годом в 2006 году составило 894817,8 тыс. грн. (или увеличилось на 21,41 %),что значительно повлияло на структуру расходов бюджета. Также из таблицы (см. Приложение 3) видно, что происходит увеличение расходов на промышленность и строительство с 447052,6 тыс. грн. (уд. вес. 0,39%) в 2005 году до 424834,7 тыс. грн.(уд. вес. 0,57%) в 2006 году, отклонение составило 95,03%. Что же касается транспорта мы видим, что финансирование данной сферы из ГБУ в 2006 году возросло и отклонение составило 41,79% или 1412550,8 тыс. грн.

Структура расходной части баланса угля в 2005 годуРис. 3. Структура расходной части баланса угля в 2005 году.

Увеличение расходов на топливно-энергетическую сферу также характеризуется тем, что на территории Украины была введена программа, касающаяся финансового обеспечения комплекса до 2030 года, размер финансирования отрасли должен составить 1045,0 млрд. грн., из которых (таблица 3):

Ключевые проблемы:

- устаревший физически и морально изношенный шахтный фонд, который определяет его низкую инвестиционную привлекательность для осуществления инновационной модели модернизации и развитие угольной промышленности;

- низкая конкурентоспособность отечественного угля в связи с его высокой себестоимостью и низкого качества, которая требует перехода учета угольной продукции в товарное измерение, как это принято в мировой практике.

Таблица 3. Программа, касающаяся финансового обеспечения комплекса до 2030 года.

Направления финансирования

2006 – 2010

2011 – 2020

2021 – 2030

2006 – 2030

Всего

в том числе:

158,2

431,0

455,9

1045,0

Тепловая энергетика

16,7

75,8

90,9

183,4

Гидроэнергетика

2,8*

5,6

10,6

19

Развитие электрических сетей

13,2

43,8

25,9

82,9

Ядерная энергетика

11,6**

79

117,6

208,2

Развитие обновленных источников производства электроэнергии

1,1

3,0

3,0

7,1

Ядерно-топливний цикл

4,0

13,3

4,4

21,7

Угольная промышленность

42,4

87,9

91,4

221,7

Нефтегазовый комплекс

65,6

122,6

112,1

300,3

Объемы добычи, импорта и экспорта угля, млн. тонн

Рис.4.Объемы добычи, импорта и экспорта угля, млн. тонн

- не эффективное управление отраслью, которая постоянно усложняется в связи с необоснованными реорганизациями;

- правовая неурегулированность отношений собственности в отрясли, которая приводит к несогласованности интересов государства и бизнеса;

- не престижность шахтерского труда, не разрешенность социальных проблем.

- устаревшее и физически изношенное оборудование (произведение постоянного ремонта энергоблоков финансирование, которого происходит за счет ГБУ)

- недостаточность капиталовложений в энергетическую отрасль;

- необходимость комплексной реконструкции угольных электростанций;

- высокий уровень выбросов в атмосферу загрязняющих веществ (твердых частей, двоокиси серы, оксидов азота), а также загрязнение почв и подземных вод;

- недостаточное обновление основных фондов всех видов транспорта и дорожного хозяйства, несоответствие их технического уровня требованиям;

- низкий уровень межотраслевой координации в развитии транспортной инфраструктуры, что приводит к разъединению единого транспортного простора, нерационального использования ресурсов и снижение эффективности использования транспорта;

- слабая степень использования геополитического положения Украины и возможностей ее транспортных коммуникаций для международного транзита груза через территорию Украины;

- медленное усовершенствование транспортных технологий и недостаточная связанность с производственными, торговыми, складскими и таможенными технологиями;

- недопустимо низкий уровень информатизации транспортного процесса и информационного взаимодействия транспорта с другими отраслями экономики.

Реформирование

Основными формами государственного регулирования должны стать законы Украины и другие нормативно-правовые акты, целевые программы развития транспорта, механизмы лицензирования, сертификации и контроля. Для их эффективной работы, как правило, используются налоговые, кредитно - финансовые. таможенные и экономические рычаги.

Приоритетными направлениями регулирования в транспортной отрасли должны стать сферы деятельности, где особенно чувствуется потребность в повышении конкурентоспособностити национального транспорта в вопросах модернизации транспортной отрасли и терминальных комплексов в составе МТК, внедрение информационных технологий, электронного документооборота, развитие комбинированнного транспорта, создание института операторов смешанных перевозок, формирования и реализации целевых программ обновления движимого состава на всех видах транспорта.

Основные принципы реформирования системы управления транспортом:

- разграничение функций государственного управления и предприятиями ТДК;

- разграничение производственных и регулятивно - контрольных функций;

- создание организационных структур управления в объединениях предприятий преимущественно на коммерческой основе.

Пути достижения стратегической цели развития угольной отрасли основываются на таких основах:

1  экономически оправданном сохранении существующего производственного потенциала отрасли при условиях его обновления и повышения эффективности функционирования;

2  рационального использования недр за счет коренного технологического обновления производства;

3  реальных возможностей угледобывающих предприятий и государства относительно финансирования развития отрасли и его закрепления на государственном уровне;

4  адаптации угледобывающих предприятий к рыночным условиям ведения хозяйства и создания действенных правовых условий для привлечения негосударственных инвестиций в развитие отрасли;

5  структурных превращений в отрасли за счет четкого разграничения функций между субъектами управления на всех иерархических уровнях;

6  повышение безопасности труда и социальной защиты работников отрасли.

 

Г) Анализ расходов на оборону.

Расходы на оборону финансируются по таким направлениям:

— содержание регулярных формирований;

— закупка вооружения и военной техники;

— капитальное строительство;

— проведение военных учений;

— научно-исследовательские работы;

— мобилизационная подготовка отраслей народного хозяйства;

— другие расходы, связанные с поддержкой функционирования Вооруженных сил.

Расходы осуществляются в пределах сумм, утвержденных в Государственном бюджете через систему главных распорядителей бюджетных средств. В состав расходов на правоохранительную деятельность входят расходы на содержание;

— органов внутренних дел;

— Внутренних войск МВД Украины;

— органов прокуратуры;

— заведений содержания заключенных;

— Пограничных войск;

— Службы безопасности Украины;

— Пожарной охраны;

Значительную часть анализируемого направления расходов (См. Приложение 7.) составляют расходы на деятельность по обеспечению общественного порядка, борьбе с преступностью и охране государственной границы. За анализируемый период наблюдается сокращение удельного веса данной группы расходов с 41% в 2005г. до 39% в 2007г. При этом в 2006г. они были увеличены на 24%, а в 2007г. – на 17%. Рост расходов на правоохранительную деятельность в основном обусловлен ростом заработной платы работников данной сферы, количество которых на сегодняшний день насчитывает более 200 тыс. человек.

Расходы на государственное управление составляют менее 10% расходов бюджета. При этом большую их часть (от 70% до 91% в различные периоды) составляют расходы на высшие органы государственного управления, органы местной власти и местного самоуправления, финансовую и внешнеполитическую деятельность. Финансирование данного направления расходов позволяет обеспечить функционирование высших органов власти, их структурных подразделений, обеспечить реализацию исполнительной власти на местах, дипломатических учреждений за границей, организовать визиты Президента и правительственных делегаций за границу, реализовать контроль в различных сферах экономики и права.

Также финансируются расходы на прочие общие функции государственного управления, что позволяет осуществлять управление системой государственной службы, организовать общегосударственное планирование и статистику, обеспечить перевозку высших должностных лиц авиационным транспортом, изготовлять государственные награды и памятные знаки.

Рассматривая динамику расходов государственного бюджета, можно сказать, что наблюдается тенденция увеличения расходов на государственное управление. В 2006г. рост данного вида расходов составил 11%, в 2007г. – 40%.

В 2006г. данный рост обусловлен ростом расходов на высшие органы государственного управления, органы местной власти и местного самоуправления, финансовую, внешнеполитическую деятельность, а в 2007г. ключевую роль сыграл рост расходов на прочие общие функции государственного управления.

Учитывая, что основную часть расходов на государственное управление составляют расходы на заработную плату государственным служащим, можно сказать, что значительную долю прироста расходов на государственное управление составил рост заработной платы в связи с ее индексацией, т. е. увеличением ее размера в связи с инфляционными процессами.

Расходы на оборону составляют 5% расходов государственного бюджета, в 2005г. - 6130666,1тыс. грн, 2006г - 7251328,4 тыс. грн, в 2007г. Планируется выделить – 8532748 тыс. грн. При этом большую их часть (от 72% до 75% в различные периоды) составляют расходы на военную оборону, а меньшую их часть (от 0,68% до 1,88%) составляют расходы на исследование и разработки в сфере обороны.

Рассматривая динамику расходов государственного бюджета на управление и оборону, можно сказать, что наблюдается тенденция увеличения расходов на высшие органы государственного управления, органы местного самоуправления и финансов. В 2006г. рост данного вида расходов составил 11%, в 2007г. – 40%.

Тенденция к уменьшению расходов наблюдается в расходах на общественный порядок, безопасность и судебную власть (в 2006г. рост данного вида составил 27%, в 2007г. – 22%)

Наиболее постоянным являются расходы на оборону (в 2006г. рост данного вида составил 18,28%, в 2007г. – 17,67%)

Таблица 4.

Анализ расходов на общественный порядок, безопасность и судебная власть

Наименование

2005г.

2006г.

2007г.

Темп роста

тыс. грн

%

тыс. грн

%

тыс. грн

%

06/05

07/06

07/05

Деятельность по обеспечению общественного порядка,

борьба с преступностью и охрана государственной границы

4115461,4

41,9

5094772

40,96

5944941,5

39,16

123,8

116,69

144,45

Противопожарная защита и спасание

1288437,5

13,12

1636356,8

13,16

2319966,2

15,28

127

141,78

180,06

Судебная власть

1217693

12,4

1641832,6

13,2

1725376,6

11,36

134,83

105,1

141,69

Криминально-исполнительная система и исправительные

мероприятия

924360,9

9,41

1170893,6

9,41

1530783,7

10,08

126,67

130,74

165,6

Деятельность в сфере безопасности государства

1222881,5

12,45

1503095,9

12,08

1775609,2

11,7

122,91

118,13

145,2

Надзор за исполнением законов и представительские

функции в суде

456590,3

4,65

628006,5

5,05

714445,8

4,71

137,54

113,76

156,47

Исследования и разработки в сфере общественного порядка,

безопасности и судебной власти

22875,3

0,23

23160,6

0,19

28526,4

0,19

101,25

123,17

124,7

                   

Другая деятельность в сфере общественного порядка,

безопасности и судебной власти

595740,1

6,07

740111,8

5,95

1142118,8

7,52

124,23

154,32

191,71

Всего расходов на обеспечение общественного порядок, безопасности и судебную власть

9821164,7

9

12438229,8

9

15181768,2

10

126,65

122,06

154,58

Всего расходов Бюджета

114564163,3

---

137 081 485,7

--- 

153 457 885,50

---

 120

112

134

Источник: Постановление Верховной Рады Украины «О бюджете Украины на 2005 год», Постановление Верховной Рады Украины «О бюджете на 2006 год», Постановление Верховной Рады Украины «О бюджете Украины на 2007 год»

Однако:

В Украине обостряется проблема с обеспечением жильем военнослужащих и членов их семей. Основной причиной такой ситуации, является нестабильное финансирование строительства и приобретения жилья за средства государственного бюджета, дефицит финансирования и нехватка квалифицированных кадров.

Д) Анализ расходов на внешнеэкономическую деятельность.

Основные проблемы данного направления заключаются в следующем:

- сообщество планирует использовать стремление Украины к евроинтеграции для обеспечения собственного интереса в направлении как РФ и Белоруссии, так и Турции, стран Кавказа;

- невозможность ЕС предложить Украине другую институциональную перспективу, чем соседи Украины, негативно влияет на геополитическую обстановку в регионе;

- соглашение «О партнерстве и сотрудничестве» не имеет существенного потенциала для достижения сторонами качественно нового уровня взаимоотношений;

- так как Украина и ЕС на сегодняшний день лишь ищут эффективную парадигму отношений на долгосрочную перспективу, Украина имеет возможность реально оценить последствия вступления в Европу.

Анализ функционирования расходов на внешнеэкономическую деятельность можно охарактеризовать рассмотрев таблицу (Приложение 8).

Расходы этого направления увеличились в 2006 году по сравнению с 2005 годом по всем статьям.. Особо большой удельный вес в сумме общих расходов занимают такие статьи как Аппарат министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины, значительно возрасли расходы по статьям Развитие инфраструктуры предоставления информационных услуг через интернет, взносыУкраины в бюджет ООН, и др.

В целом следует отметить, что расходы на ВЭД имеют тенденцию стремительного роста, что связано, прежде всего, с обусловленными сдвигами в экономике всего мира, содержащими политический характер, что сказывается и на определении направлений расходов бюджета государства.

III. Основные направления бюджетной политики

2007 года.

– обеспечение сбалансированности бюджета;

– выполнения программ энергосбережения;

– содействие развитию предпринимательской деятельности;

– обеспечение реализации соц. гарантий и соц. защиты различных слоев населения.

Говоря о цифрах, представленных в проекте бюджета 2007 года, можно прежде всего отметить увеличение расходов практически по всем направлениям. Обусловлено это тем, что в 2007 году предусмотрено уменьшением разрыва между реальным ростом ВВП и з/пл (см. Приложение 9.).Если в 2005 году этот разрыв составил почти 18% х пунктов, то в 2007 г. он прогнозируется на уровне 6,5% объем реальных доходов населения на уровне 7,9%. Это должно сбалансировать спроса и предложения на внутреннем рынке товаров и услуг Украины, способствовать темпам инфляции и повышению конкурентоспособности национальной экономики.

Одним из приоритетов бюджета 2007 года является поддержка и научной и научно – технической деятельности (см. Приложение 11.). Расходы на науку увеличены в 2007 году по сравнением с предыдущим годом на 16,5%. В том числе, часть расходов на фундаментальные исследования в общих расходах на науку достигнет 52,5%. Прирост средств, предусмотренных на исследования в области ТЭК составит 190%, в сфере транспорта-27,%, в сфере здравоохранения- 38,4%(см. Приложения 19,20), образования – 15,8%, духовного и физического развития – 21,3%.

Возобновится инновационн-инвестиционная модель развития экономики(см. Приложение 12). Расходы данного направления увеличины на 49%. В том числе увеличины расходы на развитие оборонной промышленностина 1,8%, ЖКХ, АПК, введен механизм удешевления банковских кредитов(см Приложения 13,14,15,21).

Социальные гарантии и соц. обеспечение в 2007 г. не только сокращен, но и увеличены по отдельным статьям (см. Приложения 15-17). Так размер единоразовой помощи при рождении ребенка остался неизменный, но в то же время увеличился размер помощи одиноким матерям(с 10 до 30% прожиточного минимума ребенка соответствующего возраста и помощь по уходу за ребенком с 90 до 126 грн.).

Список использованной литературы.

1)  Бескид Й. М. Теоретичнi пiдвалини дослiдження сутi державного бюджету Украiни.// Фiнанси Украiни – 2002- № 1,с.16-18.

2)  Государственные финансы: Учеб. Пособие/ Под ред. Федосова, С. Я. Огородника, В. Н. Суторминой.- Лыбидь, 2000, с. 267-293.

3)  ГрушкоВ. I. , Малик М. Й., Шолудченко С. В. Фiнансування витрат на сучасному етапi.// ФУ -2002-№3, с.89-94

4)  Шевчук В. О. Удосконалення процедуры контролю за процессом формування бюджетiв// ФУ.- 1999-№6, с. 19-28.

5)  Якубовський М. М., Шкворень Ю. Ф. Фiнансування программ державного рiвня : проблеми та шляхи удосконалення//ФУ.-2000-№12,с.3-15.

6)  Якуль I. Е. Бюджетна полiтика Украiни//ФУ 2005 -№2,с. 48-51.

7)  Сайт: www. rada. gov. ua.


Функционирование расходов бюджета государства на 2007 год - 5.0 out of 5 based on 1 vote