08 | 12 | 2016
Экономика
Литература

Реализация потенциала в процессе профессиональной деятельности

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 Голос)

9.3. Реализация потенциала в процессе профессиональной деятельности.

Выбор профессии – довольно сложный и порой долгий мотивационный процесс: ведь от правильного выбора профессии во многом зависит жизненный успех человека. Сознательный выбор профессии происходит с ориентацией на имеющиеся социальные ценности. Если главным является общественный престиж, то профессия выбирается исходя из существующей моды, престижности профессии. Многие выбирают профессию по степени обеспечения материального положения.

Ряд людей выбирает профессию из-за интереса к ней, основанного на поверхностном, чисто внешнем впечатлении или подкрепленным советами близких. Но часто романтика профессии улетучивается и человек не готов ни морально, ни физически к работе, она превращается в пытку, и он вынужден менять профессию.

Таким образом, профессию необходимо выбирать в зависимости от многих обстоятельств, прежде всего, принимать во внимание насколько выбираемая деятельность соответствует склонностям и способностям человека (рис. ).

При выборе места работы рассматриваются внутренние и внешние факторы, проводится оценка внешней ситуации, своих возможностей и состояния, соответствие выбираемой работы профессии, своим интересам и склонностям.

Механизмы выбора вида деятельности и ее эффективности

 

Рис. . Механизмы выбора вида деятельности и ее эффективности.

Оценка внешней ситуации включает в себя: величину заработной платы, льготы, предоставляемые работникам данного предприятия, близость к дому, удобство транспортного сообщения, наличие твердого или свободного графика работы, надежность и престиж предприятия-работодателя, мера ответственности.

Оценка своих возможностей включает: состояние здоровья, наличие способностей к данной работе и профессионально важных качеств, уровень образования, склонность к темпу работы.

Среди интересов, проявляемых при выборе работы, превалируют следующие: возможность продвижения по «служебной лестнице», руководящей работы, профессионального роста, проявления личной инициативы и творчества и т. п.

Мотивы выбора профессии и места работы классифицированы Э. С. Чугуновой (1985г.). Она выделяет доминантный тип профессиональной мотивации (устойчивый интерес к профессии), ситуативный тип профессиональной мотивации (влияние привходящих жизненных обстоятельств, которые не всегда согласуются с интересами человека) и комформистский тип профессиональной мотивации (внушающее влияние со стороны ближайшего социального окружения – советы родных, друзей, знакомых). (Е. П. Ильин – С. 270-273)

Содержание и сущность компетенции

 

Рис. . Содержание и сущность компетенции

В определенной мере творческие способности и потенциал специалиста проявляются в его компетенции. Компетенция – это сочетание способностей, личностных качеств и мотивационных установок работника, рассматриваемых во временном интервале (рис. 9). Еще в процессуальной теории мотивации результативность рассматривается как функция от умелой мотивации компетенции: Результативность = f(мотивация х компетенция).

Следовательно, для повышения результативности работы экономической службы на предприятии необходимо заботиться о компетенции каждого работника и совершенствовать систему мотивации. Одновременно система мотивации должна быть ориентирована на зависимость вознаграждения не только от результатов или затрат труда, но и от компетенции работника.

При оценке возможных будущих доходов от образования сопоставляются затраты в настоящем и результаты в будущем. Эти затраты будут включать две части: прямые расходы (стоимость обучения) и альтернативные издержки (доходы, которые могли бы быть получены во время обучения). Человек, принимающий решение обучаться в вузе, может, в определенном смысле, выбирать между двумя потоками заработков в течение своей жизни. Первый поток начинается сразу же после окончания школы при поступлении на работу, но при этом не поднимается высоко.

Второй поток это величина заработка выпускника вуза. В течение первых пяти лет данный поток характеризуется отрицательным доходом (из-за расходов на обучение), далее в течение некоторого периода времени заработки могут оказаться ниже, чем у людей, не имеющих высшего образование, однако затем они постепенно увеличиваются и превосходят заработки, соответствующие первому потоку.

Образование увеличивает доходы, и поэтому инвестиции, вложенные в образование, окупаются. Однако время, проведенное на работе, также приносит свои плоды. Опытный работник гораздо ценнее для любой фирмы. Разница между новичком и опытным работником заключается в величине человеческого капитала, который приобретается либо в результате выполнения работником своих обязанностей (т. е. через приобретение соответствующих навыков), либо путем обучения непосредственно на рабочем месте.

Важно различать два вида квалификации. Во-первых, это человеческий капитал, специфичный для конкретной фирмы (например, навык эффективно сотрудничать с конкретным коллективом). Специальные навыки такого рода являются бесполезными в любом ином месте. Во-вторых человеческий капитал общего назначения, т. е. те знания, которые, оставаясь в активе работника, могут быть использованы им везде.

Для того, чтобы рассчитать окупаемость обучения в ВУЗе более корректно с экономической точки зрения, необходимо принять во внимание альтернативное использование средств, вложенных в высшее образование (например для приобретения облигаций) с учетом инфляции. Затраты “С” сравниваются с приращением дохода после обучения.

Сегодняшняя ценность будущих выгод (P) определяется по формуле:

Сегодняшняя ценность будущих выгод ,

где: Вt – ожидаемое увеличение заработка в году t;

r – рыночная норма отдачи на капитал;

n – число лет использования полученных знаний.

Если Р>С, то инвестиции в обучение данного вида окупаются. В противном случае необходимо искать другие сферы вложения капитала.

Из вышеприведенной формулы видно, что чем меньше “r” и чем больше ожидаемый прирост заработка “В” и число лет работы “n”, тем эффективнее инвестиции в повышение образования.

Эта формула представляет сумму членов убывающей геометрической прогрессии.

Если В1 =В2 = ……. = Вn, то:

C увеличением “n” величина, стоящая в квадратных скобках, будет стремиться к 1. В частности при n>40 можно считать, что. Другими словами, целесообразность обучения уменьшается с уменьшением числа лет использования знаний.

Отметим, что в странах Западной Европы общепринятым временем устаревания специальных знаний считается срок 7-10 лет. Необходимо подчеркнуть, что указанные цифры имеют ярко выраженную тенденцию к уменьшению.

Величину любого капитала определяют не ценой его производства, а экономическим эффектом от его использования. Оценка человеческого капитала имеет вид:

где: Vа – оценка человеческого капитала работника в возрасте “а”;

B – заработная плата;

C – часть заработной платы, приходящейся на труд;

n – возраст в котором заканчивается активная трудовая деятельность

t – временной период, возраста работника;

i – норма прибыли на капитал.

Норма прибыли на человеческий капитал находится решением уравнения:

(B – C) (1+i) = 0 относительно i.

Другой подход к определению эффективности вложения в человека направлен на изучение воздействия вложений в человеческий капитал на рост национального дохода. Суть этого метода состоит в применении факторного анализа к источникам роста национального дохода. Инструментом анализа служит произвольная функция, с помощью которой соизмеряются результаты производства с затратами производственных ресурсов.

,

где: V – национальный доход; К – капитал; L – труд; H – фактор включающий качественные изменения в рабочей силе; а – параметр; х, у – коэффициенты эластичности факторов производственной функции.

Эффективность экономики лишь наполовину определяется вложениями в технику и оборудование. Все остальное зависит от используемого интеллектуального потенциала, квалификационного уровня и способностей специалистов.

Человеческий капитал в национальной экономике играет огромное значение. Экономическая эффективность производства обусловлена не только качественным составом индивидов человеческого капитала в общественном производстве, но и степенью их взаимного соответствия и труда, его специализацией и кооперацией.

Проблема кризиса воспроизводства человеческого капитала в Украине стала объективной реальностью в связи с нестабильностью переходного периода в движении к рыночным отношениям, падением жизненного уровня населения, безработицей, систематическими многомесячными задержками в оплате труда, обострением социально-политической обстановки, ростом алкоголизма, наркомании, возрастанием экологического неблагополучия, ростом смертности, ухудшением питания человека и особенно детей.

В Украине наблюдается значительное сокращение расходов на здравоохранение, образование, культуру, т. е. на формирование человеческого капитала. Уменьшилось число занятых организованным трудом, имеет место отток специалистов высокого уровня квалификации в нетрадиционные для них сферы деятельности, миграция специалистов за рубеж. Другими словами, проблеме воспроизводства человеческого капитала не уделяется должного внимания, что без сомнения не может не повлечь за собой серьезных негативных последствий для судьбы Украины.

Управление процессом обучения имеет две составляющих: управление преподаванием и управление учением (Лозниця В. С. Психологія і педагогіка: основні положення. – К.: “ЕскОб”, 1999. – 304с.; С. 30-31).

Управление преподаванием – это:

-  организация преподавателем самого себя для подачи необходимого материала;

-  организация занятия;

-  направление студентов на оптимальную самоорганизацию в процессе учения.

Во время организации преподавателя к проведению занятий существуют такие моменты:

1.  Подбор литературы и выбор научного материала, представленного в наиболее доступной и лаконичной форме.

2.  Структурирование учебного материала по наиболее оптимальной концепции.

3.  Включение в концепцию примеров из практики и «моментов разрядки», т. е. психологической разгрузки.

4.  Подбор вспомогательных средств (плакатов, таблиц, слайдов и т. п.). Но всему этому, т. е. письменному изложению лекции должна предшествовать настроенность преподавателя на аудиторию.

5.  Преподаватель ставит себя на место студента, который будет воспринимать этот материал. Этот механизм психологического вживания в другое лицо или группу лиц в психологии называется эмпатией.

6.  Кроме материала, изложенного в письменной форме, существует или должен быть экспромт преподавателя. То есть те знания, термины, факты, которые упоминаются по аналогии (подобия или противопоставления) в процессе изложения основного материала и вводятся преподавателем в излагаемый материал. Отсюда вывод: преподаватель должен знать больше, чем планирует изложить по плану или программе.


Реализация потенциала в процессе профессиональной деятельности - 5.0 out of 5 based on 1 vote