10 | 12 | 2016
Экономика
Литература

Этапы процесса формирования знаний и педагогические приемы воздействия

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 Голос)

8.3. Этапы процесса формирования знаний и педагогические приемы воздействия.

Процесс формирования знаний включает ряд этапов, которые свойственны любому обучаемому независимо от его индивидуальных качеств, способностей, навыков:

1.  Физиологический – ощущение;

2.  Восприятие;

3.  Представление;

4.  Понимание сути вопроса (изложение нового материала в тесной связи с пройденным). На этом этапе студент может объяснить суть изучаемого вопроса, пользуясь заметками, конспектами и т. п.;

5.  Запоминание (в чём новое и в чём отличие предлагаемого от уже знакомого);

þ МНЕМОНИКА – наука укладки текста в память.

«Провод» к запоминанию текста:

-  просмотр – знакомство;

-  разделы, разбивка на блоки;

-  основное – определение главных мыслей;

-  внимательное чтение, выделение из памяти;

-  объединение мыслей – опорные пункты;

-  довести до уровня последовательностей и «проложить дорожки» к запоминанию.

6.  Формирование умения применить изученную ситуацию (наличие чёткого алгоритма);

7.  Формирование навыков применения теории в конкретной ситуации (необходимо «набить руку»);

8.  Формирование умения самостоятельно применить материал в нетиповой ситуации, но при условии, что не требуется дополнительных теоретических сведений;

9.  Формирование возможности применить знания и умения в нетиповых ситуациях, которые требуют использования дополнительных теоретических сведений.

Управление учением имеет две «стороны медали» – управление со стороны педагога, о чем уже говорилось, и самоуправление студента.

Имея определенные рекомендации или алгоритм усвоения знаний, студент «примеряет» их к себе, своим привычкам, темпераменту, стилю деятельности, который может состоять в определенных индивидуальных способах и правилах работы, которые студент наработал, закрепил и проверил на протяжении предшествующей жизни и которые для него наиболее эффективны.

Процесс обучения включает осмысливание: целей обучения (с учетом престижа, квалификации, личных целей); задач; краткосрочных целей; предвидения случайностей и возможностей их преодоления.

Учебный процесс включает ряд элементов обучения: понимание, сообщение, знания, создание практических навыков и развитие творческих способностей.

Основные принципы обучения

 

(Лозниця В. С. Психологія і педагогіка: основні положення. – К.: “ЕскОб”, 1999. – 304с.; С. 218)

Рис. 5. Основные принципы обучения.

Понимание материала – основа для получения твердых знаний, первый этап любой умственной работы. Понятый материал легко усваивается и запоминается, а бессмысленное запоминание бесполезно. Творить можно лишь понимая явления и связь между ними.

Одного понимая мало. Необходимы твердые знания. Понимание ограничивается общими идеями и представлениями, знания устанавливают точные конкретные зависимости, количественные соотношения.

Высшей степенью обучения является получение навыков в самостоятельной профессиональной работе. Знания, полученные на лекциях, помогают понять основы определенной дисциплины. Самостоятельное изучение материала по учебникам и другим книгам закрепляет и расширяет знания. На практических и семинарских занятиях студенты обучаются приемам практической работы. Свои знания они углубляют в ходе научно-исследовательской работы по самостоятельно выбранным темам.

По убеждению Я. А. Коменского, процесс обучения должен строиться в четком соответствии с моральными и индивидуальными способностями студентов. Он даже предпринял попытку дать свою типологию студентов, разделив их на 6 групп: (Лозниця В. С. Психологія і педагогіка: основні положення. – К.: “ЕскОб”, 1999. – 304с.; С. 226-227)

· студенты с острым умом (стремятся к знаниям, пытливые и податливые);

· с острым умом, но медлительные, хотя и старательные;

· с острым умом, но неугомонные и упрямые;

· послушные и пытливые, но медлительные и вялые;

· тупые, не интересующиеся;

· тупые, с испорченным характером.

Типология с позиций современности выглядит несколько упрощенной, но является комплексной, так как кроме задатков интеллектуальных, охватывает качества темперамента и даже характера. Например, «с острым умом, но медлительные, хотя и послушные» под углом зрения современной психологии – это «чистые» флегматики, которые имеют высокие умственные способности.

Индивидуализацию обучения понимают как:

-  организацию учебного процесса, при которой выбор способов, темпа обучения осуществляется с учетом индивидуальных способностей студентов, уровня развития их способностей к обучению;

-  систему воспитательных и дидактичных мер, отвечающих цели деятельности и познавательным возможностям отдельных студентов и групп студентов на уровне их потенциальных возможностей;

-  любые возможные способы учета индивидуальных способностей студентов; вариация темпов обучения, изменение методов обучения, корректировка цели обучения, критериев определения уровня успеваемости;

-  совершенствование самостоятельной работы студентов в соответствии к индивидуальным способностям;

-  частный случай дифференциации, который состоит в эвристическом подходе к обучению некоторых студентов в нестандартных ситуациях с использованием нестандартных, возможно авторских, методик.

 


Этапы процесса формирования знаний и педагогические приемы воздействия - 5.0 out of 5 based on 1 vote