03 | 12 | 2016
Экономика
Литература

Научный процесс и критерии научной деятельности

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 Голос)

7.2. Научный процесс и критерии научной деятельности.

Отметим, что индивидуальная результативность труда различных деятелей науки колеблется в значительно более широком диапазоне, чем любые их индивидуальные данные. В качестве наиболее широко применяемых показателей оценки используют интенсивность научных публикаций, их количество, объемы, содержательность, достоверность, полезность, наконец, применимость и практическая ценность. Так, средний разброс интенсивности научных публикаций различных ученых достигает 50 раз. (Черемисина, Педченко)

Научные труды не пишутся случайно, так же как и открытия не делаются по какому-то случайному наитию. Объем предварительно накопленной информации (знания, опыт, идеи) значительно влияет на результативность ее последующей переработки с целью производства новой информации. Процесс сбора, анализа и переработки информации, т. е. непосредственно сам научный процесс, приводит к ее упорядочению, уменьшению неопределенности в данной информационной области. До того как этот процесс найдет свое отражение в публикациях, он происходит в голове ученого. Для эффективности процесса переработки информации человеком определяющее значение имеет не количество полученных элементарных совокупностей информации, но и объем (количество) связей между ними, отразившихся в памяти человека.

Естественно, что на результативность труда ученых оказывает значительное, а порой и решающее, влияние совокупность внешних и внутренних факторов, таких как заработная плата, различные вознаграждения, объемы финансирования со стороны государства и заинтересованных организаций, сфера, отрасль и направления научной деятельности, востребованность данных разработок на рынке, а также внутренняя мотивация ученых, уровень их формально допустимой отдачи.

При изучении мотивации научной деятельности необходимо учитывать два аспекта. Первый – это мотивация выбора научной деятельности, второй – выяснение причин выбора конкретной научной темы, чем обусловило у него возникновение той или иной идеи.

Стремление заниматься наукой обусловлено многими причинами: потребностью в творческой деятельности, интересом к определенной науке или конкретному вопросу, желание быть полезным предприятию, отрасли, стране; «оставить след в истории» своим трудом; достижение определенного социального статуса (получение степеней и званий), стремление к самореализации; возможность получения высокой должности, материальные блага, «кабинетная» работа.

þ Влияние этих мотивов на эффективность научной работы по мнению самих ученных различна. Например, выдающийся венгерский биохимик А. Сент-Дьери скептически отзывался о высоких стремлениях как о непосредственном стимуле научного творчества. Главным стимулом он считал познавательную способность, любопытство. Рамон-и-Кахаль считал, что не особые интеллектуальные способности отличают исследователей от других людей, а мотивация, которая включает любовь к истине и жажду славы. Думается, что один мотив не противоречит другому. Разве не высокими мотивами руководствовались врачи, создавая вакцины против инфекционных болезней и проверявших их на себе при отсутствии гарантий.

К сожалению, до сих пор не исследовано на каком этапе научной карьеры сильнее работают те или иные мотивы. Это так же относится к исследованиям особенностей научной мотивации мужчин и женщин. С. И. Ергина и Е. Е. Соколова (1998) выявили, что научных работников-женщин ведущими мотивами являются: материальное обеспечение (50% ответов), желание проявить себя (40% ответов), интерес к самой работе (33% ответов), борьба с монотонностью быта, домашними делами (21%), достижение определенного социального статуса (6%).

Мотивы выбора конкретной темы научного исследования могут быть различными – от «навязываемых» руководством или тематикой института до личностно значимых, интересных самому ученому. Творческое решение технических задач может быть обусловлено затруднениями, которые испытывает человек при использовании тех или иных орудий труда или техники: попытка решить методические вопросы обусловлена поиском оптимальных способов обучения, а решение исключительно теоретических проблем – несогласием со взглядами на проблему других ученных или же их интересом, возникшим при ознакомлении с литературой по какой-то проблеме. Часто «наталкивание» ученого на новый для него вопрос происходит случайно, под влиянием внешних обстоятельств (легенда об открытии Ньютоном закона всемирного тяготения). (Е. П. Ильин – С. 280-282)

Идеальную схему создать на всю жизнь – нельзя. Надо исходить из того, что ошибка в кадрах заранее заложена, ее надо икать, аналогичные ошибки проявляются и в исследованиях. По целям нужно не разовое улучшение, а постоянное совершенствование.

Информированность ученого – постоянное улучшение, если информированность плоха, то не будет хорошего коллектива. Информационные источники должны быть из Internet, из библиотек (без выезда), путем выезда на конференции, путем семинаров-дисскусий по проблеме, специальные журналы, подписка, общение с людьми из разных сфер. Время на поиск информации нужно сократить до минимума. Финансирование – путем инновационных фондов, технопарков, венчурных предприятий. Материальное обеспечение и перспективы для сотрудников – нужны менеджеры науки (координаторы действий). Среди требований к эффективно работающему ученому можно выделить:

-  видение перспективы;

-  умение распознать зарождающиеся противоречия;

-  умение видеть качественные структурные сдвиги;

-  наличие собственной стратегии;

-  умение быть аналитиком;

-  умение создать психологический климат, понимать ситуацию, организовывать свой труд, умение мотивировать и стимулировать.

Проблема оценки и анализа эффективности научно-иссле­довательского труда является чрезвычайно важной и актуальной. понятие «эффективности науки» в действительности представляет собой сложный комплекс взаимосвязанных, но разных по природе показателей положительной оценки научной деятельности. К таким показателям можно отнести: фактической влияние одних научных работ на другие, статистическое распределение продуктивности, изменение уровней творческой активности, значимость и полезность результатов научного труда, экономические, экологические последствия применения научных результатов и др.

Набор конкретных «измерителей» может быть дополнен, расширен или сокращен в зависимости от специфики области деятельности и направления проблематики НИР. Однако в любом случае такого рода показатель невозможно суммировать в один универсальный измеритель. Необходима максимальная осторожность, внимательное отношение к специфике деятельности различных коллективов научных работников. Чем выше удельный вес теоретических задач и проблем, требующих творческого поиска, тем более значительными и важными могут оказаться именно эти неучтенные стороны научного труда и исследовательского процесса. В качестве наиболее распространенных показателей можно использовать следующие (табл. ).

Табл. . Показатели оценки результативности труда ученых

Количественные

Качественные

-  наличие научных концепций;

-  количество подготовленных учеников;

-  количество опубликованных монографий;

-  количество опубликованных статей;

-  количество научных сообщений на конференциях;

-  количество опубликованных учебных пособий;

-  количество научно-технических разработок;

-  результаты коллективного творчества

-  создание ученым собственной научной школы;

-  частота цитируемости работ ученого;

-  количество патентов, ноу-хау;

-  количество разработок и предложений, признание теоретических и практических разработок;

-  величина эффекта от их внедрения;

-  удельный вес разработок, внедренных в производство;

-  информационный эффект от объединения усилий коллектива авторов;

-  величина «повторяемости» разработок и изобретений

Систематизация результатов экономических исследований, завершение исследовательской стадии научного процесса, синтезирование результатов, включающих доказательство гипотез, прошедшее экспериментирование и соответствующую корректировку, завершающиеся литературным изложением в виде реферата, статьи, научной публикации, монографии, диссертации.

Рефераты бывают двух видов: научные и информативные. Научный реферат представляет собой краткое устное или письменное изложение научной темы (вопроса) составленное на основе проведенного исследования, обзора одного или нескольких литературных или других источников. В нем, как правило, освещаются научные исследования, выполненные автором реферата, с изложением поставленной гипотезы, системы доказательств, эксперимента, полученных результатов, указывается научная новизна и практическое значение полученных результатов.

Информативный реферат – это краткое письменное изложение научного результата как опубликованного, так и рукописного, где освещается основное его содержание. Его назначение состоит в оперативном информировании научных работников и специалистов о достижениях науки с целью внедрения в практическую деятельность.

Научная статья – это самостоятельное произведение, содержащее определенную научную информацию, полученную в результате научных исследований. Она пишется согласно разработанному автором плану, исходя из результатов выполненного исследования. План статьи, брошюры, книги, часто называют проспектом, содержащим описание вопросов, намечаемых к освещению.

Выделяют следующие виды научных публикаций: научное сообщение, научная концепция, обзор научных результатов, рецензия, монография. В качестве научного сообщения выделяют публикации об установлении каких-либо зависимостей, явлений, процессов, исторических фактов, о разработке новых методов или применении уже известных методов в новых областях.

Научная концепция – это новый подход в исследовании. Обзор научных результатов представляет собой их системное изложение с выраженной авторской позицией.

Учебное пособие это книга, содержание которой полностью отвечает учебной программе, или углубленно рассматривает отдельные темы учебного предмета, или же содержит эмпирический материал, который служит для закрепления основного теоретического материала. К учебным пособиям относят: справочники, словари, сборники задач и упражнений.

Монография книга, в которой отражен единоличный или коллективный труд по одной проблеме. Учебники и учебные пособия пишутся на основе монографий определенных ученых, которые носят хрестоматийный характер.

Отчет о НИР – непубликуемый научно-технический документ, содержащий подробные сведения о сущности, методике, результатах выполненной работы или ее этапа. Диссертация – это квалификационная научная работа в определенной отрасли наук, содержащая совокупность научных результатов и положений, выдвигаемых автором для публичной защиты и свидетельствующая о личном вкладе автора в науку и о его качествах как ученого. Ее основу составляют выполненные и опубликованные научные работы, открытия или крупные изобретения, внедренные в производство (методики, технологические процессы, машины, оборудование, приспособления и др.).

Систематизация результатов научного труда считается законченной, когда произведено его рецензирование, т. е. дана критическая оценка. Особое внимание в рецензии должно уделяться доказательной оценке. Однако, проблема совершенствования и изменения существующей системы представления научных результатов и публикаций уже давно обсуждается в различных изданиях. В настоящее время многие новые идеи не могут быть опубликованы из-за того, что авторы не имеют достаточно средств, не обладают соответствующими связями, чтобы пробиться в престижные журналы и сборники. Наряду с этим, часто публикуются статьи, не содержащие ничего нового, являющиеся хорошо изложенным плагиатом, цитированием уже не раз публиковавшихся материалов.


Научный процесс и критерии научной деятельности - 5.0 out of 5 based on 1 vote