10 | 12 | 2016
Экономика
Литература

Методы активизации процесса обучения. Деловые игры.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 Голос)

6. Технология игрового бизнеса

Виды деловых игр. Этапы разработки и подготовки деловой игры. Правила общения в учебно-тренировочной группе. Создание нормального микроклимата в группе играющих. Особенности проведения деловых игр в больших и малых группах. Подготовка участников. Подбор и назначение ведущего и жюри. Тренинги как разновидность деловых игр. Подведение итогов деловой игры и их оценка. Критерии оценки участников игры и ведущего. Общая оценка деловой игры. Ее эффективность с точки зрения усвоения знаний и получения практических навыков.

6.1. Методы активизации процесса обучения. Деловые игры.

Под оптимизацией учебного процесса понимают наиболее благоприятные критерии (векторы) организации обучения студентов (рис. 4).

 

Рис. 4. Основные составляющие, которые более других влияют на оптимизацию учебного процесса. (Лозниця В. С. Психологія і педагогіка: основні положення. – К.: “ЕскОб”, 1999. – 304с.; С. 223)

В зависимости от дидактических целей и задач, последовательности в обучении, количества и возрастных особенностей студентов, характера изучаемого материала, формы обучения можно условно разделить на три группы:

1) массовые – лекции, конференции, смотры-конкурсы и др.;

2) групповые – экскурсии, семинарские занятия, практические занятия, самостоятельная работа, игровые занятия, консультации, факультативные занятия, занятия в кружках;

3) индивидуальные – дипломное и курсовое проектирование, самостоятельная работа, консультация и т. п.

Наиболее активными формами обучения являются игровые формы – игровое проектирование, учебная игра. Кроме того, достаточно высока активность студентов при самостоятельной работе, практических занятиях. Каждую из форм обучения можно сделать достаточно активной, если подходить с точки зрения стимулирования активности студентов и бинарности (участия в процессе обучения двух сторон – преподавателя и студента). Если 50% времени на занятиях студент активно работает, т. е. выполняет индивидуально-фронтальную работу, то форму обучения можно считать активной. (Методика ігрових занять: Навч. посібник / За ред. П. М. Олійника. – К.: Вища школа, 1992. – 213с., С. 6-8).

Методы обучения – это система способов, приемов, средств, последовательных действий преподавателя и студентов на занятиях, направленная на достижение учебных, дидактических и воспитательных целей и задач, т. е. на овладение знаниями, формирование умений, навыков и воспитание. В дидактике различают общие и специальные методы. Общие методы (рассказ, лекция, иллюстрация, беседа) применяют при изучении различных дисциплин. Специальные методы зависят от специфики изучения дисциплины. Это методы измерения отдельных параметров, методы различных исследований и т. п.

В зависимости от источников получения знаний методы обучения делятся на словесные (информационно-осведомительные), наглядные и практические.

Словесные методы разделяют на монологические (пояснение, лекция, инструктаж) и диалоговые (беседа, семинар, диспут, дискуссия). Наглядные методы включают иллюстрацию (плакат, диапозитив, кодоизображение); демонстрацию (кинофильм, телепередача, действующая модель); показ (выполнение операции); наблюдение (непосредственное, опосредованное). К практическим методам относятся самостоятельная работа, моделирование.

Проблемно-поисковыми методами являются репродуктивный или воспроизводительный (решение задач, построение графиков); эвристический (эвристическая беседа); частично-поисковый (курсовое проектирование); исследовательский (научная работа, дипломное проектирование); метод проблемного изложения.

Логические методы включают индуктивный (от частного к общему); дедуктивный (от общего к частному); анализ, синтез, обобщение; сравнение, абстрагирование.

Методы стимулирования и мотивации обучения. Известно, что для того, чтобы материал лучше усваивался, необходимо, с одной стороны, мотивировать обучение, т. е. вызвать интерес к нему со стороны студентов, а с другого – стимулировать (поощрять) их деятельность.

Основными способами и приемами мотивации обучения являются: педагогическое мастерство (профессионализм, эмоциональность, красноречие), авторитет преподавателя, использование наглядности, объективность оценок и т. д. Кроме того, обучение может мотивироваться при помощи активных форм и методов обучения – игровых, методов коллективной интеллектуальной деятельности, проблемных.

Методы формирования интереса к обучению делят на методы коллективной интеллектуальной деятельности и имитационные. Основой методов коллективной интеллектуальной деятельности является наличие коллективной мысли, познавательного спора при наличии высокой активности студентов. К ним относятся дискуссии и метод «мозговой атаки». Имитационные методы обучения связаны с имитацией определенного, процесса, явления, системы управления.

К имитационным индивидуальным методам относятся имитационные упражнения, анализ производственных ситуаций, метод тренажа и др. Имитационные коллективные методы включают распределение ролей, игровое проектирование, деловые игры. Имитационные методы наиболее активны. Они содействуют формированию профессиональных, организационных и управленческих умений и навыков и навыков общения.

Основные этапы имитационных методов: постановка проблемы, цели и задач, распределение ролей и определение функций разных должностных лиц, разграничение интересов участников, обсуждение проблемы (самостоятельные решения и учет возможных препятствий), определение победителей, стимулирование и подведение итогов.

Метод распределение ролей дает возможность приобрести профессиональные навыки и умения. Он наиболее эффективен при разрешении проблем, не сориентированных на какой-либо один критерий. Игровое проектирование – это объединение анализа конкретной ситуации с распределением ролей.

В зависимости от поставленных целей и задач места и условий проведения все имитационные модели можно квалифицировать как операционно-ролевые и обучающие (деловые). Операционно-ролевая игра – форма создания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характеристик для определенного вида практики.

При помощи обучающих (деловых) игр можно смоделировать адекватные условия для приобретения навыков специалиста. При этом обучение носит коллективный характер. Во время деловых игр студент должен выполнять действия, которые составляют основу его профессиональной деятельности. Отличие заключается в том, что результаты принятых им решений отражаются на модели, а не в реальной ситуации. Это дает возможность не боятся негативных результатов от принятых решений, несколько раз повторять определенные действия для закрепления навыков их выполнения.

При помощи проблемно-ориентированных (методологических) игр определяют уникальные проблемы и пути их разрешения в различных сферах. Они занимают большой промежуток времени. Могут быть рекомендованы как метод повышения квалификации первых руководителей.

Аттестационные деловые игры используют при аттестации кадров, для определения их компетентности. В ходе такой игры участник определяет ошибки контрольных игроков и противостоит им.

Обучающие ролевые игры развивают аналитические способности, способствуют принятию правильных решений в разных социально-психологических и производственных ситуациях. Эти игры необходимо использовать для снижения трудностей адаптации молодых специалистов, закрепления у них соответствующих навыков и умений.

Обучающе-педагогическая игра используется для выбора оптимальных решений, обучающих методов и приемов в реальных условиях. Эта игра требует от ее участников знания не только конкретной темы, но и основ педагогики и психологии. В форме такой игры можно проводить самостоятельную работу студентов, практические и семинарские занятия. На нее можно выносить какой-либо материал произвольного содержания, уже изложенный в лекционном курсе, но требующий повторения, детализации и творческого осмысления.


Методы активизации процесса обучения. Деловые игры. - 5.0 out of 5 based on 1 vote