06 | 12 | 2016
Экономика
Литература

Методика проведения практических занятий, приема зачетов и экзаменов

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 Голос)

5. Методика обучения

Формы и порядок проведения практических занятий. Разработка экзаменационных билетов и вопросов к зачету. Подготовка и проведение экзамена и зачета. Ошибки при проведении письменного и устного экзамена. Формы самостоятельной работы студентов и ее контроль со стороны преподавателя. Встречная активность студентов. Методы рациональной организации самостоятельной работы студентов. Порядок формирования комиссии для принятия государственного экзамена. Разработка и утверждение билетов ГЭК. Порядок допуска студентов к ГЭКу и защите дипломной работы.

5.1. Методика проведения практических занятий, приема зачетов и экзаменов

В последние годы увеличивается роль положительной мотивации в обеспечении успешного овладения знаниями и умениями. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей; однако в обратном направлении этот фактор не срабатывает – никакой высокий уровень способностей не может компенсировать отсутствие мотива или незначительную его выраженность и привести к значительным успехам.

А. И. Гебос (1977г.) выделены факторы, способствующие формированию у студентов положительного мотива к обучению:

-  осознание ближайших и конечных целей обучения;

-  осознание теоретической и практической значимости усваиваемых знаний;

-  эмоциональная форма изложения учебного материала;

-  показ перспективных направлений в развитии научных понятий;

-  профессиональная направленность учебной деятельности;

-  выбор заданий, создающих проблемные ситуации в структуре учебной деятельности.

На базе учебной деятельности (профессиональной, познавательной, прагматической, социально-общественной и лично-престижной) у студентов появляется определенное отношение к разным учебным предметам. Оно обуславливается:

-  важностью предмета для профессиональной подготовки;

-  интересом к определенной отрасли знаний и к данному предмету как ее части;

-  качеством преподавания (удовлетворенностью занятиями по данному предмету);

-  мерой трудности овладения этим предметом, исходя из собственных способностей;

-  личные взаимоотношения (антипатия или симпатия) с преподавателем данного предмета. (Е. П. Ильин – С. 266-267)

Практические занятия проводятся в соответствии с разработанным тематическим планом и охватывают весь лекционный материал. Целью практических занятий является выработка умений и навыков в определенной сфере будущего специалиста. При проведении учебных занятий и их подготовке преподавателю необходимо обеспечить максимальную доступность материала студентам (рис. ).

Схема критериев доступности учебного материала

 

(Лозниця В. С. Психологія і педагогіка: основні положення. – К.: “ЕскОб”, 1999. – 304с.; С. 221)

Рис. 3. Схема критериев доступности учебного материала.

Для проведения практического занятия необходимо методическое обеспечение, информация (в виде лекционного материала или реальных моделей, ситуаций), средства оргтехники (калькулятор, компьютер) и наглядного отображения материала (фильмоскоп, диаскоп, телевидение), прикладные программы. Практическое занятие должно в соответствии со следующей структурой: цель, методические указания, условие (решаемая проблема), ход решения или алгоритм, задание для самостоятельной работы (по аналогии с рассмотренным в ходе решения).

В структуре занятия самостоятельная работа доминирует, преподаватель участвует на стадии постановки задачи, методических указаний по ее выполнению и контроля. Контроль может выполняться с помощью компьютеров при выполнении задач на оптимизацию и с использованием специализированных прикладных программ, определяющих рейтинг.

Практическое занятие может проводиться в виде: расчетной работы, деловой игры, аналитической работы, работы с документами, самостоятельной работы, коллоквиума, программного опроса, дискуссии, контрольной работы.

Контрольные мероприятия включают текущий и итоговый контроль. Текущий контроль осуществляется во время проведения практических и семинарских занятий и преследует цель проверки уровня подготовленности студента к выполнению конкретной работы. Форма проведения текущего контроля во время учебных занятий и система оценки уровня знаний определяются соответствующей кафедрой.

Итоговый контроль проводится с целью оценки результатов обучения на определенном образовательном (квалификационном) уровне или на отдельных его завершенных этапах.

Высшее учебное заведение может использовать модульную и прочие формы итогового контроля по истечении логически завершенной части лекционных и практических занятий по определенной дисциплине и их результаты учитывать при выставлении итоговой оценки.

Семестровый контроль проводится в форме семестрового экзамена, дифференцированного зачета или зачета по конкретной учебной дисциплине в объеме материала, определенного учебной программой, и в сроки, установленные учебным планом.

Семестровый экзамен – это форма итогового контроля усвоения студентом теоретического и практического материала по отдельной учебной дисциплине за семестр, который проводится как контрольное мероприятие.

Семестровый дифференцированный зачет – это форма итогового контроля, которая состоит в оценке усвоения студентом учебного материала по определенной дисциплине исключительно на основании результатов выполненных индивидуальных заданий (расчетных, графических и тому подобное). Семестровый дифференцированный зачет планируется при отсутствии модульного контроля и экзамена и не предусматривает обязательного присутствия студентов.

Семестровый зачет – это форма итогового контроля, которая состоит в оценке усвоения студентом учебного материала исключительно на основании результатов выполнения им определенных видов работ на практических, семинарских занятиях. Семестровый зачет планируется при отсутствии модульного контроля и экзамена и не предусматривает обязательного присутствия студентов.

Студент считается допущенным к семестровому контролю по конкретной дисциплине (семестровому экзамену, дифференцированному зачету или зачету), если он выполнил все виды работ, предусмотренные учебным планом на семестр по этой дисциплине.

Экзамены сдаются студентами в период экзаменационных сессий, предусмотренных учебным планом. Высшее учебное заведение может устанавливать студентам индивидуальные сроки сдачи зачетов и экзаменов. При использовании модульного контроля экзамены могут не проводиться.

Экзамены проводятся согласно расписанию, которое доводится до сведения преподавателей и студентов не позднее, чем за месяц до начала сессии. Порядок и методика проведения зачетов и экзаменов определяются высшим учебным заведением.

В зависимости от успеваемости студента в течение семестра по контролируемой дисциплине может быть предусмотрена возможность (по усмотрению преподавателя) автоматической сдачи экзамена и зачета. Условия получения «автомата» оговариваются преподавателем на первом занятии по данному предмету.

Вопросы к зачету составляются в количестве не менее, чем 50-70 на группу. В зависимости от изучаемого предмета зачет может включать практические ситуации и задачи.

При подготовке к экзамену преподаватель составляет экзаменационные билеты (30 на группу). Экзаменационный билет включает теоретические вопросы (три вопроса для бакалавров, четыре для специалистов и шесть для магистрантов) и задачу (различной сложности в зависимости от уровня квалификации обучаемого). Экзаменационные билеты утверждает заведующий кафедрой. Вопросы в экзаменационном билете должны отражать четыре уровня:

-  запоминание – фактический уровень знаний;

-  процедуры – операционный уровень знаний;

-  ситуации и ее решение – аналитико-синтетический уровень знаний;

-  философский – творческий уровень (вопрос на размышление).

Преподавателю необходимо в ходе проведение экзамена стараться не допускать списывания, взаимной консультации студентов. Принимая экзамен в устной форме педагог должен следовать следующим принципам: доброжелательное отношение, не прерывать ответ студента, задавать соразмерное число дополнительных вопросов. Дополнительные вопросы не должны носить провокационный характер.

Преподаватель должен знать педагогические приемы, используемые при принятии экзамена:

-  добровольное начало экзамена (например, студенты входят по желанию);

-  письменный, устный прием экзаменов или путем тестирования;

-  вопросы должны задаваться только после непосредственного ответа по билету;

-  если студент отвечает не по вопросу, следует попросить перейти к другому;

-  оценку вначале ставить в ведомость, а затем в зачетную книжку.

Результаты сдачи экзаменов и дифференцированных зачетов оцениваются по четырехбалльной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»), а зачетов – по двухбалльной («зачтено», «не зачтено») и вносятся в экзаменационную ведомость, зачетную книжку. В случае неявки студента на экзамен или зачет в экзаменационной ведомости графа оценок заполняется как «не явился». Если студент пропустил много занятий, то преподаватель в ведомости пишет «не допущен».

Критерии оценки знаний студентов на экзамене и дифференцированном зачете:

-  «отлично» – основные вопросы освещены на высоком уровне, без затруднений ориентируется в материале, полно отвечает на дополнительные вопросы. Качество ответов свидетельствует о свободном владении материалом лекционных и практических занятий, а также о знакомстве с дополнительными материалами по изучаемому предмету;

-  «хорошо» – широко освещены основные вопросы, на дополнительные не отвечает или отвечает не полностью. Качество ответов выявляет свободное владение лекционных и практических занятий. Однако, знакомство с дополнительными источниками отсутствует, или не систематично, не осмыслено или вообще отсутствует;

-  «удовлетворительно» – владеет понятийным аппаратом, ориентируется в изучаемом предмете, не полностью раскрыты основные вопросы. Студент с затруднениями ориентируется в лекционном материале;

-  «неудовлетворительно» – студент затрудняется дать обоснованный ответ на вопрос преподавателя, не владеет понятийным аппаратом.

Повторная сдача экзаменов допускается не больше двух раз по каждой дисциплине: один раз преподавателю, второй – комиссии, которая создается деканом факультета. Студенты, которые не явились на экзамены без уважительных причин, считаются получившими неудовлетворительную оценку. Студенты, которые получили во время сессии больше двух неудовлетворительных оценок, отчисляются из высшего учебного заведения.


Методика проведения практических занятий, приема зачетов и экзаменов - 5.0 out of 5 based on 1 vote