10 | 12 | 2016
Экономика
Литература

Организация самостоятельной работы. Работа с литературой.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 Голос)

5.2. Организация самостоятельной работы. Работа с литературой.

Самостоятельная работа студента является основным способом овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Учебное время, отведенное для самостоятельной работы студента, регламентируется рабочим учебным планом и должно составлять не меньше 1/3 и не больше 2/3 общего объема учебного времени студента, отведенного для изучения конкретной дисциплины.

Содержание самостоятельной работы студента над конкретной дисциплиной определяется учебной программой, методическими материалами, заданиями и указаниями преподавателя. Самостоятельная работа обеспечивается системой учебно-методических средств, предусмотренных для изучения конкретной дисциплины: учебник, учебные и методические пособия, конспект лекций, практикум и тому подобное.

Методические материалы для самостоятельной работы студентов должны предусматривать возможность проведения самоконтроля со стороны студента. Для самостоятельной работы студенту также рекомендуется соответствующая основная и дополнительная литература.

Самостоятельная работа студента над усвоением учебного материала по конкретной дисциплине может выполняться в библиотеке высшего учебного заведения, учебных кабинетах, компьютерных классах (лабораториях), а также в домашних условиях.

При организации самостоятельной работы с использованием сложного оборудования, сложных систем доступа к информации (например, компьютерных баз данных, систем автоматизированного проектирования и тому подобных) предусматривается возможность получения необходимой консультации или помощи со стороны специалиста.

Материал дисциплины, предусмотренный рабочим учебным планом для усвоения студентом в процессе самостоятельной работы, выносится на итоговый контроль наряду с материалом, который обрабатывался при проведении занятий.

Формы организации самостоятельной работы определяются преподавателем:

-  формализация задания для практического занятия и установление приемов его выполнения;

-  разработка заданий для самостоятельной работы;

-  выполнение домашнего задания и проверка контрольной работы;

-  подготовка наглядного материала (таблицы, схемы, диаграммы);

-  разработка методических указаний по выполнению контрольных, курсовых и дипломных работ;

-  составление или совершенствование рабочих программ и темпланов;

-  подбор литературы по преподаваемым дисциплинам;

-  составление терминологических словарей;

-  подготовка выступлений на студенческих научных кружках, конференциях, семинарах преподавателей;

-  подготовка научных и методических статей;

-  разработка деловых игр.

От качества организации самостоятельной работы зависит организация и проведение аудиторных занятий. Задача проблемного обучения заключается в развитии творческих способностей будущего специалиста, способностей самому увидеть, предложить метод решения задачи в сфере своей трудовой деятельности. Не столько эрудиция, сколько самостоятельность, творчество, инициатива способны сегодня сформировать эффективно работающего специалиста.

Умственный труд как оперирование с информацией, может осуществляться в 4-х режимах: ввод, хранение, переработка и вывод информации. Для человека ввод информации осуществляется путем чтения, слушания, визуального восприятия нетекстовой информации. Хранение информации осуществляется памятью, переработка ее – это обдумывание, усвоение, вывод – посредством устной и письменной речи.

Эффективность чтения литературы зависит от внимания, а оно, в свою очередь, зависит от действительной, искренней заинтересованности в материале. Поэтому подготовкой к чтению является некоторая рациональная психотерапия – чтобы путем самоубеждения повысить свою заинтересованность. Новый материал тогда не бывает трудным и скучным, когда в сознании уже есть некоторая предварительная (пусть даже отрывочная) информация по этой проблеме.

Изучая литературу невозможно сохранять постоянно одинаковый темп чтения и усвоения материала, поскольку наступает физическое утомление глаз, устанавливается стопор восприятия прочитанного.

þ Полезны для сохранения и укрепления зрения следующие упражнения:

1. Подставить солнечным лучам закрытые глаза – до 5 минут.

2. Несколько раз подряд смотреть то на кончик носа, то на переносицу – до 10 повторений.

3. Расслаблять мышцы хрусталика – «раздваивать» изображение на сетчатке в определенном ритме – несколько раз.

4. Легонько постукивать пальцами по закрытым глазам, также надавливая на глазное яблоко – это способствует активизации кровообращения.

5. Вращать глазами по максимально возможной орбите – до 5 раз в ту и другую сторону.

6. Смотреть пристально, не мигая, на очень мелкий предмет (точку) до появления слез.

Самое главное научиться выделять в изучаемом материале главное. Учебник для студента чаще всего – «слишком подробный». Дефицит времени не позволяет ему вникнуть во все подробности излагаемой там проблемы. Для того, чтобы изучить главное, необходимо выделить в материале «опорные пункты», основные смысловые положения, выделить как бы каркас изучаемой проблемы. Именно, эту функцию выполняет для студента лекция, т. к. на ней преподаватель дает квинтэссенцию, концентрат всего материала по проблеме.

Не переходить к последующему, не усвоив предыдущего. Этот общий совет подходит больше при изучении строго формального материала. Если же материал не носит такого характера, то последующее чтение часто помогает понять предыдущий материал. Необходимо перестроится от привычки беглого, рассеянного, поверхностного чтения (если оно не ознакомительное), а читать углубленно и осмысленно, продумывать то, что прочитано, делать записи.

Достаточно большая проблема при вдумчивом чтении – отвлечение внимания – из-за внешних воздействий, подсознательной сферы психики. При чтении необходим частый, но короткий (чтобы не утратить сосредоточенности сознания) отдых.

К сожалению, чистоте и правильности мыслительного процесса не учат ни в школе, ни в институте. Очень мало также систематизированных трудов по этой проблеме.

Обычно стихийный мыслительный процесс протекает по ассоциативному закону, т. е. последующая мысль вызывается по ассоциации (чаще всего не осознаваемой) с предыдущей мыслью. Это и является самым серьезным препятствием для сосредоточенного размышления. Мысль постоянно ускользает, отвлекается от предмета размышления. Только немногие люди способны концентрировать мысль, подавляющее большинство ощущают острую неудовлетворенность от своей рассеянности при размышлении и обдумывании. Рассеянию внимания способствует неправильная организация умственной работы. При напряженной умственной работе необходим отдых. Отдых для ума – это, прежде всего, движение, любое физическое упражнение, но лучше размеренное, ритмичное. Отдыхом является также переключение на любимое занятие, хобби.

þ Древнее восточное изречение гласит: «Трепещущую, дрожащую мысль, легко уязвимую и с трудом сдерживаемую, мудрец направляет как лучник стрелу. Обуздание мысли, едва сдерживаемой, легковесной, спотыкающейся где попало – благо». Действительно, мысль наша очень непослушна и с трудом поддается волевому контролю. Только настойчивыми упражнениями можно достичь способности концентрировать и удерживать внимание на предмете изучения, очищая мысль от помех и блужданий. Вот несколько простых начальных упражнений:

1. Взять какой-либо простой предмет (карандаш) и, внимательно рассматривая его, описывать мысленно его во всех подробностях. То же самое делать с каким-либо объектом окружающей обстановки.

2. То же самое делать с простым хорошо знакомым предметом, удерживая его образ в своем воображении. Лучше при этом закрывать глаза. Усложнение: рассмотрев несколько предметов, описывать их затем мысленно.

3. Прочитать страницу (полстраницы, четверть) текста, закрыв глаза, пересказывать. Снова прочитать эту же страницу, опять пересказывать более подробно.

4. Корректорская проба. Взять небольшой кусочек текста (12-15 строк) и подсчитать в нем количество букв «а» или «о» два раза. Если число букв не совпадает, пересчитывать снова и снова. Усложнение: считать одновременно 2 буквы – «о» и «ш», «а» и «ч».

5. Размышлять о каком-либо объекте (например, о розе), не отвлекаясь ни на что иное, «все о розе». Обнаружив, что мысль перескочила на другое, возвращать ее опять к объекту размышления. Усложнение: думать об абстрактном понятии (благородство, смелость, совесть). Время – 5-20 минут.

6. Стойкость против помех. Сидя или стоя у окна, выходящего на оживленную улицу, смотреть прямо перед собой. Что бы вы ни увидели, стараться оставаться безразличным, не допускать никакой реакции в мыслях на зрительные впечатления. Мысль «липнет» и увлекается впечатлениями, надо ее отучить от этого.

7. Делать упражнения 1-5 в условиях помех, сначала незначительных, затем все более сильных (в автобусе, троллейбусе).

8. Следить за своим свободным потоком мыслей, просто фиксируя скачки мысли. Это упражнение имеет целью научиться видеть свои мысли отдельными от себя. Это очень важно для волевого контроля над мыслями.

Все упражнения на сосредоточение будут более эффективными, если дыхание при этом будет правильным – ритмичным и, по возможности, медленным. Беспорядочное дыхание определяет беспорядочное мышление.

«Учу, учу – и ничего не запоминается…», «Вчера целый день учил…» – таковы стандартные оправдания студентов на занятии, зачете, экзамене, когда и преподавателю и самому студенту уже очевидно, что материал не выучен.

Сейчас ставится задача учить студентов в вузе «не мыслям, но мыслить», но каждый будущий специалист обязан все же крепко усвоить и овладеть некоторыми базовыми знаниями, без этого он не сможет работать по своей специальности.

При чтении следует выделить в материале так называемые опорные пункты, которые потом первыми будут приходить на память (основные определения, ведущие формировки). Опорные пункты надо связывать в уме с таким расчетом, чтоб создалась четкая и точная цепочка воспоминаний. При этих условиях и заучивание пойдет быстрее и трудное легче уляжется в памяти. По форме, в которой протекают процессы памяти, выделяют моторную, эмоциональную и словесно-логическую память. В зависимости от ведущего положения у отдельных субъектов принято говорить о существовании зрительного, слухового и словесного типов памяти.

Важное значение для запоминания имеет повторение. Кривая забывания у человека такова, что повторения более эффективны, если они отделены друг от друга более долгими перерывами во времени, а не следуют непосредственно друг за другом. Установлено, что для того, чтобы информация запомнилась в пассивной памяти необходимо, что она повторилась 10-12 раз. Если же записывать (даже кратко) то, что необходимо запомнить, достаточно 4 раз.

Учитывая то, что у человека существует несколько типов памяти, справедливо, что активизация всех видов памяти ведет к улучшению запоминания. Поэтому рекомендуется лекции конспектировать. Хорошо также делать выписки при чтении. При этом вырабатывается навык выделения главного, а также способность к «свертыванию» информации.

þ «Что приобретается при чтении посредством пера – превращается в плоть и кровь» /Сенека/

Основной путь развития, тренировки памяти это постоянное заучивание наизусть основных формулировок, определений учебного материала.

þ Известный археолог Шлиман (раскопал Трою) вначале обладал плохой и слабой памятью, но постоянными упражнениями так укрепил ее, что затем в течение шести месяцев изучил французский язык, а затем потратил только полтора месяца на изучение и голландского, испанского, португальского и итальянского языков.

Наше подсознание работает постоянно, но обычно оно занято совсем не тем, что нам полезно. Надо управлять им посредство волевых самовнушений, формулируемых в виде кратких, четких словесных приказов и образных представлений с конкретным указанием задачи и сроков. Наиболее эффективно отдавать эти приказы подсознанию перед сном. Не следует допускать никакого сомнения, приказы должны отдаваться вами с полной верой. Но самое главное – это мотивация. Обучение в институте только тогда будет успешным, когда желание учиться и стать специалистом своего дела сильно, глубоко, искренно и постоянно. Тогда мобилизуются все способности, употребляются в дело все ресурсы и резервы, активизируется память и бессознательные сферы психики.


Организация самостоятельной работы. Работа с литературой. - 5.0 out of 5 based on 1 vote