05 | 12 | 2016
Экономика
Литература

Лекторское мастерство преподавателя

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.25 (2 Голоса)

4. Лекторское мастерство преподавателя

Типы ораторов. Этапы подготовки выступления: содержание и порядок реализации. рекомендации выступающему при подготовке лекции. Особенности использования лектором лингвистических, паралингвистических и кинетических средств. Временные интервалы изложения материала. Критерии оценки лекторского мастерства.

4.1. Подготовка к выступлению.

Ораторское искусство – средство воздействия на людей и средство управления ими. Успех происходит, если мы опираемся на интерес людей, их особенности восприятия и понимания. Ораторское искусство – искусство подготовки и произношения речи с конкретным воздействием на ум, чувства и волю слушателей. Оно безразлично к истине и лжи, с его помощью можно сеять правду и подавать ложь. Главное правило для оратора – надо знать кому, что и как сказать.

þ Легкое дело тяжело писать и говорить, а легко говорить и писать – тяжелое дело.

Ораторы бывают:

-  Хорошие – не те, кто легко говорит, а те, кого легко слушать.

-  Оратор, которого нельзя не слушать (так хорошо он говорит).

-  Оратор, которого мы стремимся послушать.

Хорошую речь очень часто сравнивают с растущим деревом, где корень – побудительный мотив, ствол – главный вопрос, ветви – вспомогательные вопросы, листья – сравнения, цветки – риторические приёмы.

Результативность лекции зависит от многих факторов, в частности, от ситуации, в которой она читается, типа аудитории, с которой оратор работает, индивидуальных качеств самого оратора и др.

Существуют следующие типы ораторов:

ü сдержанный тип – ему присущи логика, рационализм, сухость;

ü эмоциональный тип;

ü синтетический – есть логика и эмоции в разумных пределах.

Студенты шутят над преподавателями, выделяя типы лекторов:

-  «петухи» – склевывают текст с конспектов,

-  «соловьи» – те, что «поют», не глядя не только в конспект, но и на аудиторию,

-  «маятники» – постоянно бегают по аудитории, держа в руках карточки с опорным текстом.

Однако, признаком эффективного, успешного оратора, умеющего работать с аудиторией является способность использовать в своей работе совокупность стилей и жанров выступлений, всех приемов воздействия на аудиторию, умение быстро адаптироваться в новой ситуации.

Функции ораторского мастерства: средство обмена мнениями; средство передачи информации; средство полемики (дискуссии); форма руководства деятельностью.

Весьма важный вопрос, – чем же определяется ораторское мастерство? На него можно ответить так:

Ø личностью оратора (аристократизмом);

Ø историческим этапом;

Ø национальностью;

Ø синтетичностью и многоструктурностью (логика, философия);

Ø поэтичностью речи (образностью).

Однако главное то, что ораторское мастерство проявляется ситуационно и сиюминутно.

Чем больше мы учтем интересы людей, особенности их восприятия и понимания, тем больше у нас шансов на успех. Многое здесь зависит от владения словом, от искусства руководителя убеждать людей. Успешному овладению ораторским мастерством способствует изучение опыта лучших ораторов, критическая оценка собственного опыта выступлений и постоянное, неустанное совершенствование.

Лекции могут быть проблемными, информационными, итоговыми, консультационными (обзорные), а по типу их подачи слушателям:

-  монологи – без акцента на реакцию аудитории;

-  диалоги – во взаимодействии со слушателями;

-  дискуссии – вскрытие противоречий в ее ходе.

Подготовка к выступлению включает следующие этапы:

1.  Необходимо определить тип выступления, который может быть:

-  информационный – он даёт конкретное описание, выявленную закономерность, предлагает определённые результаты;

-  пропагандистский – убедить, призвать, воодушевить, внушить;

-  комбинационный – даёт информацию и характеризуется эмоциональностью;

2.  Выбор стиля выступления:

-  научный стиль (характеризуется жёсткостью, аргументацией и академичностью);

-  деловой (среди предпринимателей, практиков);

-  собеседование (доверительный разговор в аудитории).

При подготовке к выступлению оратор должен определить варианты произношения: считывать ли с листа, воспроизводить по памяти, свободно импровизировать.

В зависимости от типа и способа подготовки выбирается вариант ведения лекции: студенты пишут (работает зрительная память), заучивают (слуховая память).

Формы подготовки к лекции в зависимости от тематики бывают: разработка новой темы; подготовка к очередному выступлению; психологическая подготовка – подбор полезных примеров, ответов на возможные вопросы.

Обычно подготовка к лекции включает составление плана, собирательный период (изучение того, что собираемся изложить), после чего происходит отбор и классификация материала.

Лектору нужно готовиться тщательно и сразу наметить, что сказать, как изложить и как расположить, потому что часто бывает, что не лектор владеет материалом, а материал владеет им.

Фазы подготовки к проведению лекции:

-  выступление в себе (нужно "пережить" материал)

-  выступление для себя – внутренний монолог

-  выступление для воображаемых слушателей

Следует помнить, что для усвоения материала слушателями необходим интерес лектора к своему выступлению, внимание и полная отрешённость от остального, факты должны наполнять материал, заканчивать изложение нужно конкретными предложениями.

Любое обучение начинается с накопления знаний слушателем:

-  Овладение знанием на этом уровне. Слушатели ограничиваются повторением заученных сведений, но не могут эти факты описать своими словами (14-15 минут за лекцию).

-  Операционный – слушатель, достигший этого уровня, умеет осуществлять простейшие логические операции по готовому образцу и все задания выполняет с помощью простейших алгоритмов (18-20 минут).

-  Аналитико-синтетический уровень знаний (24-26 минут).

-  Творческий уровень знания теории и практики (30-34 минут).

Существует три типа запоминания полученного материала: непосредственный отпечаток сенсорной (чувственной) информации, кратковременное и долговременное запоминание.

Непосредственный отпечаток сенсорной информации осуществляется системой, которая удерживает довольно точную и полную картину в течении очень малого промежутка времени (до 0,5 сек.). В кратковременную память попадает уже интерпретированная информация. Так, если на сенсорном уровне мы воспринимаем звуки, то в кратковременную память попадают слова и фразы. Кратковременная память способна удержать небольшой объем информации путем непрерывного мысленного повторения поступившего в нее материала. кратковременная память позволяет быстро и безошибочно принимать решения и легко находить контакты с людьми.

Долговременная память – наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти. Ее емкость практически не ограничена и содержит весь приобретенный человеком опыт.

Причины, влияющие на продуктивную память 

Рис. . Причины, влияющие на продуктивную память.

Каждый очередной лекционный материал компонуется преподавателем вокруг главной идеи («опорной базы»). К очередной лекции обязательно готовятся наглядные пособия предыдущих лекций.

Материал по лекциям компонуется так, чтобы на каждую тему или ее крупную часть (дозу) приходилась только одна лекция – без ее продолжения на следующей – с логическим ее завершением.

Бесконфликтность в процессе применения метода достигается, во-первых, абсолютной гласностью (оценки всем участвующим сразу же объявляются); во-вторых, обязательностью невыставления «двоек» - вместо них против фамилии в журнале ставится точка, которую можно исправить на любую оценку при повторной попытке отчитаться за пройденный материал.

Применение этого метода показывает, что в лекционной аудитории почти не бывает студента, который не знал ответа хотя бы на один изучаемый вопрос, то есть, выясняется наличие минимума усвоенных знаний по каждому вопросу.

При подготовке к выступлению, следует помнить, что увеличения воспринимаемости слушателями излагаемого материала необходимо соблюдать выполнять следующие требования к тексту выступления:

ü средняя длина предложения не должна быть более 17 слов;

ü должно быть разнообразие в предложениях, начинать их надо по-разному;

ü следует сокращать слова, которые Вам не нужны;

ü в одном предложении должна заключаться только одна мысль;

ü целиком развернутую мысль заключите в параграф;

ü употребляйте простые слова;

ü употребляйте слова-связки, чтобы слова «текли» легко;

ü используйте сокращения;

ü «говорите» на бумаге как человек с человеком;

ü избегайте причастий и деепричастий;

ü пользуйтесь свободным пространством и коротким параграфом;

ü используйте графические средства;

ü пишите на 1 стороне листа;

ü просмотрите несколько раз текст и сократите его.

Необходимость ведения споров, дискуссий возникает вследствие несогласия в оценках и мнениях по теме или иным вопросам. Участники делового спора стремятся опровергнуть то, что считают ошибочным, и обосновать правильность своего мнения. Основу дискуссии составляет логическая операция опровержения – установление ложности либо необоснованности положения, выдвинутого в качестве тезиса.


Лекторское мастерство преподавателя - 4.0 out of 5 based on 2 votes