08 | 12 | 2016
Экономика
Литература

Чтение лекции

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 Голос)

4.2. Чтение лекции.

В лекции определяющим является содержание. Надо, чтобы было что сказать людям. Речь не должна быть ни уклончивой, ни сложной. Говорить нужно просто, убедительно, откровенно, ясно.

Выступление может носить информационную направленность (дать конкретное описание, оценить ход развития, предложить новые идеи). Возможна и пропагандистская направленность (заинтересовать, убедить, воодушевить, вызвать активный настрой). Возможные комбинации.

В зависимости от цели корректируется структура и метод подачи материала, уточняется план, отбираются необходимые аргументы. Опытные лекторы стремятся заблаговременно учесть состав, уровень и интересы слушателей, их настроение и возможную реакцию.

В основу лекции, излагаемой с помощью метода «опорной базы» (рис. ), положены принципы базового накопления по каждой очередной лекции наиболее важного материала, с целью повышения качества обучения студентов.

Основополагающими принципами этого метода являются:

-  изложение материала крупными дозами;

-  повторение (дублирование) изложенного 2-3 раза;

-  обратная связь с аудиторией в виде «летучек»;

-  бесконфликтность в процессе использования метода.

Для реализации этих принципов необходимо, чтобы каждая очередная лекция начиналась с методически разнообразного обзора ранее изложенного опорного материала (двух-трехкратное дублирование опорных моментов) с последующим проведением «летучек» (обратная связь) с целью контроля за усвоением материала. На это отводится приблизительно 10 минут.

Технология проведения «летучек» строится на специальном выделении – без выбора, в произвольном назначении группы студентов (к доске для ответа выходят одновременно 7-9 человек). На доску выносится только материал, который отражает суть вопроса и в той форме, которая удобна для воспроизведения и достаточно наглядна для зрительного восприятия.

У оратора три средства воздействия: лингвистические (языковые), паралингвистические (как сказать, интонация) и кинетические (жесты, мимика).

Проведение лекционных занятий с применением метода «Диалог»

 

Рис. . Проведение лекционных занятий с применением метода «Диалог»

В ходе изложения лекционного материала следите за соблюдением языковых норм в области грамматики, словоупотребления и произношения. Содержание речи искажает многократное употребление сорных слов: значит, так сказать, вообще, как вы знаете, прежде всего. Избегайте канцеляризмов. Они усложняют подачу материала и нередко запутывают слушателей.

Очень важно правильно употреблять звуки (например э в слове модель или е в слове проект), что улучшает усвоение материала. Следите за правильностью словосочетаний, избегайте многословия, повторение сказанного близкими по смыслу словами (старый ветеран, хронометраж времени). Лектор должен стремиться разнообразить свой лексический запас, избегать штампов, шире использовать синонимы. При построении предложений подбирайте слова с присущей им семантикой и стилистическими особенностями.

Фактически все понимают, что тот, кто ясно мыслит – ясно и излагает. Более того: ошибки в мыслях – ошибки в языке – ошибки в делах. но признавая это, не все стремятся совершенствовать свою речь. Специалисты полагают, что треть высказываний оратора – лишнее.

Важно не только что сказать, но и как сказать. Изменением тона голоса лектор может подать слушателям на 40% больше информации. Стремитесь исключить излишнюю протяженность и чрезмерную поспешность изложения материала. Контролируйте темп и ритм речи. Удачным считается темп около 120 слов в минуту.

Существенным образом на смысл выступления влияют паузы. Паузы составляют 10-20% речи. Паузы в ходе выступления бывают различные: люфт-пауза (для вдоха), драматическая, грамматическая (на знаках препинания), педагогическая (для осмысления и усвоения сказанного).

В ходе выступления необходимо контролировать поведение свое поведение и состояние слушателей, поскольку они взаимосвязаны. Слушатели смотрят на лектора, следят за его внешностью, жестами и мимикой. необходимо стремиться говорить естественным, непринужденным голосом, а не вещать. Жесты могут быть логическими (определены тем, что говорится) и эмоциональными (не определены тем, что говорится).

Особого умения от лектора требует изложение выступления по памяти или со зрительной опорой на текст. Усвоение материала слушателями в данном случае по сравнению с его зачитыванием увеличивается в три раза.

Стопоры у слушателей

1. Скорость произношения 100-120 слов в минуту, а думаем 140 слов.

2. Торможение форм.

3. Опережение (закончить торможение).

4. Противодействия.

5. Отвлечение (внешний вид).

6. Рассеянное внимание.

Способ снять стопор

1. Сосредоточиться, подготовиться к восприятию.

2. Понимание (что происходит?).

3. Отключиться от другого.

4. Самоконтроль.

5. Сосредоточиться на основном.

6. Быть примером для слушателей (показать, как слушать).

Делая наброски выступления, учтите, что при нормальном темпе за две минуты можно прочитать текст из 30 строк по 65 ударов в строке, а рассказать его можно за три минуты; выступление не должно выть перегружено цифрами (желательно округленные). Заключение необходимо знать наизусть.

Однозначно можно сказать, что оратор в любом случае может рассчитывать на 3 минуты внимания: первые 1,5 минуты – стоит ли слушать, последние 1,5 минуты – сейчас закончит.

Главное для лектора – взаимодействие с аудиторией. Учитесь наблюдать за слушателями. Внимание – то свойство, через которую проходит все, что может воспринять мыслящий человек. Внимание носит избирательный характер. О степени привлечения внимания говорят следующие критерии:

-  Чем больше слушатели сосредоточены на Вашей лекции, тем меньше движения по аудитории (не чихают, не кашляют).

-  Изменение дыхания.

-  Внимание – глаза – зеркало души (необходима широкая эрудиция для изложения знаний).

Важно завоевывать внимание и удержать его, поддерживать контакт, регулируя интенсивность выступления. В ходе выступления необходимо быстро и верно реагировать на реплику слушателей.

þ Рекомендации для выступающего:

1.  стремиться не читать, а говорить,

2.  краткость (нужно в малое время сказать многое),

3.  логическая организация речи,

4.  нужна последовательность и непротиворечивость,

5.  доказательность и обоснованность,

6.  важен ты сам (настрой, самочувствие, природные данные, трудолюбие, эрудиция, доброжелательность),

7.  скромность, искренность, правдивость выступающего.


Чтение лекции - 5.0 out of 5 based on 1 vote