05 | 12 | 2016
Экономика
Литература

Учебный план. Программы и тематические планы, порядок их разработки и утверждения.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.00 (2 Голоса)

3.2. Учебный план. Программы и тематические планы, порядок их разработки и утверждения.

Обучение студентов ведется в соответствии с учебным планом, который, составляется на основании типового учебного плана, утвержденного Министерством образования и науки Украины. Учебный план представляет собой перечень дисциплин, которые должны быть изучены студентами, получающими определенную специальность и квалификацию, с указанием ориентировочного распределения их по семестрам, а также рекомендуемой формой итогового контроля знаний. Перечень дисциплин, распределение их по семестрам и часы, отведенные на их изложение определяются в зависимости от специальности, специализации, квалификации будущего специалиста, а также от общей продолжительности времени обучения.

Учебный план – это нормативный документ высшего учебного заведения, который составляется на основании образовательно-профессиональной программы и структурно-логической схемы подготовки и определяет перечень и объем нормативных и выборочных учебных дисциплин, последовательность их изучения, конкретные формы проведения учебных занятий и их объем, график учебного процесса, формы и способы проведения текущего и итогового контроля.

Для конкретизации планирования учебного процесса на каждый учебный год составляется рабочий учебный план. Нормативные учебные дисциплины устанавливаются государственным стандартом образования. Соблюдение их названий и объемов является обязательным для учебного заведения. Выборочные учебные дисциплины вводятся для углубленной подготовки специалистов в определенной сфере деятельности, эффективного использования возможностей и традиций конкретного учебного заведения, региональных потребностей в специалистах определенного профиля.

Место и значение учебной дисциплины, ее общее содержание и требования к знаниям и умениям определяются учебной программой дисциплины.

Учебная программа нормативной дисциплины является составляющей государственного стандарта образования. Учебная программа выборочной дисциплины разрабатывается высшим учебным заведением.

Для каждой учебной дисциплины, которая входит в образовательно-профессиональную программу подготовки, на основании учебной программы дисциплины и учебного плана высшим учебным заведением составляется рабочая учебная программа дисциплины, которая является нормативным документом высшего учебного заведения.

Исторически сложилось два способа построения учебных программ. Один из них получил название концентрического, другой – линейного.

В соответствии с концентрическим способом материал данной ступени обучения изучается на последующих ступенях, но в более расширенном виде. Этот способ позволяет более детально учесть индивидуальные способности студентов, но замедляет темп обучения.

Сущность линейного способа состоит в том, что материал каждой последующей ступени обучения является логическим продолжением того, что изучалось на предшествующих ступенях. Это способ более пригоден в высшей школе, особенно на старших курсах.

Рабочая учебная программа дисциплины включает изложение конкретного содержания дисциплины, последовательность, организационные формы ее изучения и их объем, определяет формы и способы текущего и итогового контроля. Структурные составляющие рабочей учебной программы дисциплины: тематический план, методы для проведения текущего и итогового контроля, перечень учебно-методической литературы.

Каждый вуз, самостоятельно формируя учебный план по определенной специальности должен соблюдать общие требования и ориентироваться на типовой перечень дисциплин, корректируя его в соответствии с отраслевой направленностью и региональной спецификой.

Распределение дисциплин в учебном плане идет по сферам: общенаучные, технологические, социально-экономические и гуманитарные, профессиональные (плюс специализация).

Следует учесть, что общенаучные дисциплины должны занимать до 15% объема всех дисциплин, технологические (сельскохозяйственные или другие, в соответствии с отраслевой направленностью) – 15-20%, общеэкономические – 22%.

Учебный план (табл. 7) предусматривает все виды занятий, которые будет посещать студент (лекции, практические, лабораторные, семинарские занятия), самостоятельную работу студентов, курсовые работы (проекты, расчетные работы, рефераты), все виды практик (срок прохождения, продолжительность, названия), все виды итогового контроля знаний студентов с распределением его по семестрам, время написания дипломной (выпускной) работы, сдачи государственных экзаменов. При этом указывается рекомендуемое количество учебных недель в семестре, рекомендуемое количество занятий в неделю, с учетом продолжительности и времени прохождения практики, а также времени каникул.

От младших к старшим курсам, обычно, сокращается количество теоретических занятий, увеличивается количество и продолжительность практик. Время каникул составляет ориентировочно 6 недель в год – 2 недели зимой и 4 недели летом. Количество экзаменов не должно превышать 5 в одном семестре.

В отношении содержания преподаваемых дисциплин – на младших курсах предусматривается чаще всего изучение общенаучных и гуманитарных дисциплин, к старшим же курсам преобладающими становятся профессионально ориентированные и специализированные дисциплин.

Количество курсовых работ, проектов, расчетных работ и рефератов распределяется примерно равномерно по всему времени обучения (кроме последнего курса, когда идет подготовка к дипломной работе), а на практику планируется примерно треть учебного времени.

Табл. 7. Учебный план по специальности – 08.050.201 «Менеджмент организаций»

Образовательно-квалификационный уровень – магистр

№п/п

Наименование
дисциплин

Разделение по семестрам

Объем часов

Самостоятельная
работа

I-й курс

II-й курс

III-й курс

IV-й курс

V-й курс

VI-й курс

экзамены

зачеты

курсовые
проекты

всего

лекции

лаборат.
работы

практич.
занятия

семинары

1-й сем.

2-й сем.

3-й сем.

4-й сем.

5-й сем.

6-й сем.

7-й сем.

8-й сем.

9-й сем.

10-й сем.

11-й сем.

12-й сем.

Недель в семестре

                       

1.

Гуманитарные дисциплины

1.1

Философия

XI

   

108

38

   

36

34

                   

4

 

1.2

Деловой иностранный язык

XI

   

108

   

78

 

30

                   

4

 

1.3

Правовые основы деятельности менеджера

 

XI, XII

 

81

24

 

22

 

35

                     

4

1.4

Методология экономических
исследований

 

XI

XI

108

18

 

18

 

18

                   

2

 

практическая подготовка к научным исследованиям

           

36

 

72

                   

2

 

2.

Профессионально-ориентированные дисциплины

2.1

Операционный менеджмент

 

XI

 

108

36

 

36

                       

4

 

2.2

Финансовый менеджмент

XI

   

108

36

 

36

                       

4

 

2.3

Управление проектами

XI

   

108

36

 

36

                       

4

 

2.4

Методика экономического обучения

 

XII

XII

108

18

 

18

                         

3

 

практическая подготовка к методике преподавания

           

36

 

72

                     

3

3

Выборочная часть

3.1

Мотивация и оценка деятельности персонала

 

XII

 

81

24

 

22

 

35

                     

4

3.2

Маркетинговый менеджмент

XII

     

24

 

34

 

23

                     

5

3.3

Биржевая деятельность

XII

   

54

18

 

18

 

18

                     

4

3.4

Деловой протокол

 

XI

 

81

24

 

22

 

35

                   

2

 

3.5

Коммерческое дело

XII

   

81

24

 

22

 

35

                     

4

3.6

Компьютерная технология

XI

   

81

20

 

38

 

35

                   

3

 

 

Перечень дисциплин, предусмотренный учебным планом, предполагает, конечно, и вполне определенное их содержание. Иными словами, по каждой дисциплине, включаемый в типовой учебный план той или иной специальности разрабатывается типовая учебная программа.

Типовые программы разрабатываются коллективом авторов, на их основе создаются рабочие программы, которые учитывают региональные и отраслевые особенности. Рабочие программы утверждаются сначала на кафедре, затем методической комиссией факультета.

Типовая программа содержит тематику лекционного курса и курса практических занятий (семинарских, лабораторных), рекомендуемые формы контроля, его периодичность, задания для самостоятельной работы, список рекомендуемой литературы.

Рабочая программа составляется ведущими преподавателями с привязкой к конкретному потоку студентов, для которых читается данная дисциплина, в соответствии с количеством часов, запланированным на эту дисциплину. Темы лекционных и практических занятий распределяются в соответствии с графиком учебных занятий по часам, семестрам. Определяется количество контрольных работ, их содержание.

Рабочая программа содержит также вопросы к зачету или экзамену, задачи, предлагаемые на самостоятельную работу и в качестве контроля знаний студентов. Выдержка из рабочей программы представлена ниже.

þ Выдержка из рабочей программы

курса «Основы предпринимательства (агробизнес)»

для студентов 4 курса специальностей «Экономика предприятий», «Менеджмент организаций»

Лекции – 22 часа

Практические занятия – 22 часа

Лекционный курс

I.  Факторы развития бизнеса и предпринимательство

Необходимость возникновения бизнеса. Родовые признаки бизнеса. Бизнес и дело. Стратегия и тактика бизнеса. Экономическая основа бизнеса. Экономическая свобода. Движущие силы бизнеса. Сущность и особенности разновидностей бизнеса. Предпринимательский, потребительский, трудовой и государственный бизнес. Модели предпринимательского бизнеса. Виды предпринимательской деятельности. Профессии и субъекты в бизнесе

II.  Формирование структур предпринимательского бизнеса

Принципы организации предпринимательского бизнеса. Права и обязанности предпринимателя при ведении бизнеса. Методы стимулирования предпринимательской деятельности. Предприятие как организационная структура бизнеса. Объединение предприятий. Основные формы бизнеса и их классификация. Малый бизнес. Партнерство. Корпоративное предпринимательство. Жизненный цикл организации.

III.  Механизм создания собственного дела (бизнеса)

Идея и виды деятельности. Процесс прохождения стадий предпринимательского бизнеса. Учредительные документы и их подготовка. Уставный фонд и его формирование. Государственная регистрация субъекта предпринимательской деятельности. Регистрация в органах социального страхования и пенсионного фонда. Открытие банковского счета.

Практические занятия

1. Разработка учредительных документов в предпринимательстве.

2. Разработка бизнес-плана.

3. Определение параметров, обеспечивающих безубыточность или требуемую прибыльность агробизнеса.

Самостоятельная работа

Рекомендуемая литература

1. Основная:

1.1. Киселев А. П. Теория и практика современного бизнеса (или как создать фирму и работать на себя). –К.: Издательство «ЛИБРА», 1995. –248с.

1.2. Основы предпринимательской деятельности. / Под ред. В. М. Власовой. –М.: Финансы и статистика, 1995. –96с.

1.3. Практическое пособие по предпринимательской деятельности. –Запорожье: Украинская полиграфическая индустрия, 1995. –497с.

1.4. Практикум по предпринимательству – С.: Таврия, 1999. – 144с.

Для оптимизации учебного процесса необходимо составлять структурно-логическую схему увязки преподаваемой дисциплины с другими дисциплинами. К рабочей программе желательно прилагать лист согласования содержания этой рабочей программы с преподавателями, читавшими дисциплины, расположенные в структурно-логической схеме раньше читаемой дисциплины, а также читаемыми параллельно с ней.

Последним этапом разработки тематики и содержания читаемого курса является составление тематического плана (выдержка из тематического плана приведена ниже). Тематический план разрабатывается на основе рабочей программы и представляет собой тематику лекций и практических (семинарских) занятий. Причем, в каждой лекции формулируются вопросы в соответствии с количеством часов, отведенных на эту тему в рабочей программе. Желательно, чтобы одна лекция, рассчитанная на 2 академических часа состояла из 3 вопросов, а семинарское занятие – из 5.

þ

Выдержка из тематического плана курса
«Основы предпринимательства (агробизнес)»

для студентов 4 курса специальностей «Экономика предприятий», «Менеджмент организаций»

Лекции – 22 часа

Практические занятия – 22 часа

Лекционный курс

IV.  Факторы развития бизнеса и предпринимательство

– Сущность и особенности разновидностей бизнеса.

– Виды предпринимательской деятельности.

– Профессии и субъекты в бизнесе

V.  Формирование структур предпринимательского бизнеса

– Функции и принципы организации предпринимательского бизнеса.

– Формы и сущность предпринимательской деятельности.

– Жизненный цикл организации.

VI.  Механизм создания собственного дела (бизнеса)

– Процесс прохождения стадий предпринимательского бизнеса.

– Учредительные документы и их подготовка.

– Государственная регистрация субъекта предпринимательской деятельности.

Практические занятия

1. Разработка учредительных документов в предпринимательстве.

2. Разработка бизнес-плана.

3. Определение параметров, обеспечивающих безубыточность или требуемую прибыльность агробизнеса.

Рекомендуемая литература

1. Основная:

1.1. Киселев А. П. Теория и практика современного бизнеса (или как создать фирму и работать на себя). –К.: Издательство «ЛИБРА», 1995. –248с.

1.2. Основы предпринимательской деятельности. / Под ред. В. М. Власовой. –М.: Финансы и статистика, 1995. –96с.

1.3. Практикум по предпринимательству – С.: Таврия, 1999. – 144с.


Учебный план. Программы и тематические планы, порядок их разработки и утверждения. - 4.0 out of 5 based on 2 votes