05 | 12 | 2016
Экономика
Литература

Организация труда преподавателей

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 Голос)

3.3. Организация труда преподавателей.

Мотивы педагогической деятельности можно объединить в три группы: мотивы долженствования, мотивы заинтересованности и увлеченности преподаваемым предметом, мотивы увлеченности общением.

По характеру доминирования этих мотивов выделяют четыре группы преподавателей: с доминированием долженствования (43%), с доминированием интереса к преподаваемой дисциплине (39%), с доминированием потребности общения (11%), без ведущего мотива (7%). Последние имеют самую высокую квалификацию и авторитет.

Тип мотивации влияет на характер и направленность педагогических требований преподавателя к студентам. Разносторонняя мотивация преподавателя характеризуется малым числом и гармоничностью требований к усвоению студентами учебного материала. Так, например, ярко выраженный мотив долженствования приводит к большому количеству требований не только к усвоению учебного материала, но и дисциплинарного характера; мотив увлеченности своим материалом – акцент на усвоении материала учебного материала («главный предмет»).

Доминирование той или иной мотивации или отсутствие такого обусловлено склонностью преподавателей к тому или иному стилю руководства: мотив долженствования – авторитаризм, мотив общения – либерализм, отсутствие доминирования мотива – демократический стиль. (Е. П. Ильин – С. 279-280)

Рабочее время преподавателей высших учебных заведений 3 и 4 уровней аккредитации соответственно "Положению об организации учебного процесса в высших учебных заведениях", утвержденного приказом Министерства образования Украины от 2 июня 1993 года N 161, определяется объемом их учебной, методической, научной и организационной работы.

Продолжительность рабочего времени преподавателя с полным объемом обязанностей составляет не более 1540 часов за учебный год при средненедельной нагрузке – 36 часов. Объем учебных занятий, порученных для проведения конкретному преподавателю, выраженный в учетных (академических) часах, определяет учебную нагрузку преподавателя. Виды учебных занятий, которые входят в обязательный объем учебной нагрузки преподавателя соответственно его должности, устанавливаются кафедрой. Планирование рабочего времени преподавателей осуществляется на текущий учебный год и отражается в индивидуальном рабочем плане.

Обязательный (минимальный и максимальный) объем учебной нагрузки преподавателя в границах его рабочего времени устанавливает высшее учебное заведение с учетом выполнения им иных обязанностей (методических, научных, организационных). В случаях необходимости преподаватель может быть привлечен к проведению учебных занятий сверх обязательного объема учебной нагрузки, определенной индивидуальным рабочим планом, в границах своего рабочего времени. Дополнительное количество учебных часов не может превышать четверти минимального обязательного объема учебной нагрузки.

График рабочего времени преподавателя определяется расписанием аудиторных учебных занятий и консультаций, расписанием или графиком контрольных мероприятий и иными видами работ, предусмотренными индивидуальным планом преподавателя. Время выполнения работ, не предусмотренных расписанием или графиком, определяется в порядке, установленном вузом, с учетом особенностей специальности и форм обучения.

Табл. 8. Виды работ выполняемых преподавателем высшего учебного заведения 3-4 уровня аккредитации

Организационная

Научная

Методическая

1.  Работа в научно-методических комиссиях Министерства образования.

2.  Работа в Государственной аккредитационной комиссии и экспертных советах.

3.  Работа в специализированных советах по защите диссертаций.

4.  Работа в методических советах и комиссиях высшего учебного заведения.

5.  Работа в научно-технических советах.

6.  Организация и проведение научных конференций, симпозиумов и семинаров.

7.  Работа в методических советах и комиссиях факультета (отделения).

8.  Выполнение обязанностей декана (его заместителя) факультета.

9.  Руководство студенческим научным кружком, проблемной группой.

10.  Участие в профориентационной работе и довузовской подготовке молодежи.

11.  Участие в подготовке и проведении олимпиад.

1. Выполнение плановых научных исследований с отчетностью в таких формах:

– Научно-технический отчет;

– Диссертация (докторская, кандидатская);

– Монография;

– Учебник, учебное пособие, справочник;

– Научная статья в журналах; сборнике;

– Доклад на конференциях, симпозиумах, семинарах.

2. Рецензирование монографий, учебников, учебных пособий, справочников, диссертаций, авторефератов, научных статей.

3. Переиздание монографий, учебников, учебных пособий, справочников.

4. Руководство научной работой студентов с подготовкой:

- научной статьи;

- работы на конкурс;

- доклада на конференцию.

1. Подготовка к изданию: конспектов лекций, методических материалов к семинарским, практическим, лабораторным занятиям, курсовому и дипломному проектированию, по практике и самостоятельной работе студентов.

2. Разработка: учебных планов и программ.

3. Разработка и постановка новых лабораторных работ

4. Подготовка компьютерного программного обеспечения учебных дисциплин.

5. Составление экзаменационных билетов.

6. Составление: задач для проведения модульного и итогового контроля, задач для проведения тестового контроля.

7. Разработка и внедрение наглядных учебных пособий (схем, диаграмм, стендов, слайдов и тому подобное).

8. Разработка и внедрение новых форм, методов и технологий обучения

9. Изучение и внедрение передового опыта организации учебного процесса

 

Объем учебной работы рассчитывается на основе норм времени, которые являются обязательными. Для различных видов работ нормы времени установлены в конкретных цифрах (в определенных границах или с максимальным ограничением). В двух последних случаях конкретные нормы времени определяются с учетом специфики видов работы и особенностей изучения учебной дисциплины. Нормы времени рассчитываются, исходя с астрономического часа (60 минут), кроме таких видов работы как чтение лекций и проведения лабораторных, практических и семинарских занятий, где академический час (45 минут) учитывается как астрономический час.

Объем учебной работы преподавателей, выраженный в учетных часах (табл. 9), составляет их учебную нагрузку. Учет учебной работы преподавателей осуществляется по фактическим затратам времени. Перечни основных видов методической, научной и организационной работы преподавателей высших учебных заведений имеют ориентировочный характер и по решению кафедры могут дополняться определенными видами работ, которые выполняются преподавателями.

Методическая, научная и организационная работа преподавателей планируется в индивидуальном плане преподавателя на учебный год с указанием конкретных объемов и ожидаемых результатов. Высшее учебное заведение может нормировать методическую, научную и организационную работу преподавателей на основе норм времени, разработанных высшим учебным заведением и согласованных с профсоюзом вуза.

На период командировок, болезни, повышения квалификации преподаватель освобождается от выполнения всех видов работ, предусмотренных индивидуальным рабочим планом. Его учебная нагрузка в этот период выполняется остальными преподавателями кафедры за счет уменьшения их методической, научной и организационной работы или путем привлечения с почасовой оплатой труда. После выхода преподавателя на работу на период, который остался до завершения учебного года, его учебная нагрузка и объем методической, научной и организационной работы определяется в границах 36-часовой рабочей недели.

Табл. 9. Нормы времени для расчета и учета учебной работы преподавателей высших учебных заведений 3 и 4 уровней аккредитации

Вид работы

Норма времени

Примечание

1

2

3

Чтение лекций

Один час за академический час

 

Проведение практических (семинарских) занятий

Один час на академическую группу за один академический час

По отдельным учебным дисциплинам в соответствии с нормативными документами допускается разделение академической группы на подгруппы с учетом особенностей изучения этих дисциплин и техники безопасности

Проведение деловых игр

Один час на одного преподавателя за один академический час

Могут проводить игру одновременно два преподавателя

Проведение индивидуальных занятий

До 10% от общего объема учебного часа, отведенного на изучение учебной дисциплины

Время для проведения индивидуальных занятий выделяется преподавателям при наличии индивидуального графика учебных занятий студента, утвержденного в порядке, утвержденном вузом

Проведение консультаций по учебным дисциплинам втечении семестра

От общего объема учебного времени, отведенного на изучение учебной дисциплины на академическую группу. 4% – дневная (стационарная) форма обучения.

8% – вечерняя форма обучения; 12% – заочная (дистационная) форма обучения.

Проведение экзаменационных консультаций

Два часа на академическую группу по каждой учебной дисциплине.

Обзорные лекции перед государственным экзаменом по графику деканата.

Проверка и прием контрольных (в том числе модульных) работ, предусмотренных учебным планом.

0,33 часа на одну работу.

Может быть две-три работы в семестр с учетом общего объема курса.

Руководство и проведение защиты курсовых работ по специализированным учебным дисциплинам

3 часа на курсовую работу, в том числе 0,5 часа каждому члену комиссии на проведение защиты

Количество членов комиссии – не больше трех лиц

Проведение зачетов

0,25 часов на одного студента

По учебным дисциплинам, по которым практические, семинарские, лабораторные занятия составляют:

– меньше половины всего объема аудиторных занятий

 

2 часа на академическую группу

–больше половины всего объема аудиторных занятий

 

2 часа на академическую группу

– используется модульная форма контроля

1

2

3

Проведение экзаменов в устной форме

0,33 часа на одного студента.

При расчетных работах объем может быть увеличен.

Руководство учебной и производственной практикой

Инструктаж 3 часа, руководство 1 час в неделю на студента, проверка отчета 2 часа, защита отчета 0,5 часа на каждого преподавателя.

Нормы времени определяются нормативными документами по организации практики.

Проведение государственных
экзаменов

0,5 часа на одного студента каждому члену государственной экзаменационной комиссии

Не более шести часов на день

Руководство, консультирование, рецензирование, проведение защиты дипломных работ в государственных экзаменационных комиссиях

Председателю государственной комиссии – 1 час; каждому члену комиссии – 0,5 часов; руководителю и консультантам – до 25 часов; рецензенту – 4 часа.

Количество членов комиссии не больше пяти.

Проведение вступительных экзаменов в аспирантуру и кандидатских экзаменов

Один час каждому экзаменатору на одного экзаменуемого.

Количество членов комиссии не более трех.

Руководство аспирантами

50 часов на каждого аспиранта ежегодно

За одним руководителем закрепляется до 5 аспирантов.

Научное консультирование докторантов (до 3 лет)

50 часов на каждого докторанта ежегодно

За одним консультантом закрепляется до 5 докторантов

Руководство соискателями (до трех лет)

25 часов на каждого соискателя ежегодно

Условия те же, что и у аспирантов.

Проведение тематических дискуссий, научно-практических конференций слушателей ФПК и спецфакультетов

Один час за один академический час для каждого преподавателя

При проведении круглого стола – не более трех преподавателей.

 


Организация труда преподавателей - 5.0 out of 5 based on 1 vote