Организация труда преподавателей
- Подробности
-
Категория: Методика экономического обучения
3.3. Организация труда преподавателей.
Мотивы педагогической деятельности можно объединить в три группы: мотивы долженствования, мотивы заинтересованности и увлеченности преподаваемым предметом, мотивы увлеченности общением.
По характеру доминирования этих мотивов выделяют четыре группы преподавателей: с доминированием долженствования (43%), с доминированием интереса к преподаваемой дисциплине (39%), с доминированием потребности общения (11%), без ведущего мотива (7%). Последние имеют самую высокую квалификацию и авторитет.
Тип мотивации влияет на характер и направленность педагогических требований преподавателя к студентам. Разносторонняя мотивация преподавателя характеризуется малым числом и гармоничностью требований к усвоению студентами учебного материала. Так, например, ярко выраженный мотив долженствования приводит к большому количеству требований не только к усвоению учебного материала, но и дисциплинарного характера; мотив увлеченности своим материалом – акцент на усвоении материала учебного материала («главный предмет»).
Доминирование той или иной мотивации или отсутствие такого обусловлено склонностью преподавателей к тому или иному стилю руководства: мотив долженствования – авторитаризм, мотив общения – либерализм, отсутствие доминирования мотива – демократический стиль. (Е. П. Ильин – С. 279-280)
Рабочее время преподавателей высших учебных заведений 3 и 4 уровней аккредитации соответственно "Положению об организации учебного процесса в высших учебных заведениях", утвержденного приказом Министерства образования Украины от 2 июня 1993 года N 161, определяется объемом их учебной, методической, научной и организационной работы.
Продолжительность рабочего времени преподавателя с полным объемом обязанностей составляет не более 1540 часов за учебный год при средненедельной нагрузке – 36 часов. Объем учебных занятий, порученных для проведения конкретному преподавателю, выраженный в учетных (академических) часах, определяет учебную нагрузку преподавателя. Виды учебных занятий, которые входят в обязательный объем учебной нагрузки преподавателя соответственно его должности, устанавливаются кафедрой. Планирование рабочего времени преподавателей осуществляется на текущий учебный год и отражается в индивидуальном рабочем плане.
Обязательный (минимальный и максимальный) объем учебной нагрузки преподавателя в границах его рабочего времени устанавливает высшее учебное заведение с учетом выполнения им иных обязанностей (методических, научных, организационных). В случаях необходимости преподаватель может быть привлечен к проведению учебных занятий сверх обязательного объема учебной нагрузки, определенной индивидуальным рабочим планом, в границах своего рабочего времени. Дополнительное количество учебных часов не может превышать четверти минимального обязательного объема учебной нагрузки.
График рабочего времени преподавателя определяется расписанием аудиторных учебных занятий и консультаций, расписанием или графиком контрольных мероприятий и иными видами работ, предусмотренными индивидуальным планом преподавателя. Время выполнения работ, не предусмотренных расписанием или графиком, определяется в порядке, установленном вузом, с учетом особенностей специальности и форм обучения.
Табл. 8. Виды работ выполняемых преподавателем высшего учебного заведения 3-4 уровня аккредитации
Организационная
|
Научная
|
Методическая
|
1. Работа в научно-методических комиссиях Министерства образования.
2. Работа в Государственной аккредитационной комиссии и экспертных советах.
3. Работа в специализированных советах по защите диссертаций.
4. Работа в методических советах и комиссиях высшего учебного заведения.
5. Работа в научно-технических советах.
6. Организация и проведение научных конференций, симпозиумов и семинаров.
7. Работа в методических советах и комиссиях факультета (отделения).
8. Выполнение обязанностей декана (его заместителя) факультета.
9. Руководство студенческим научным кружком, проблемной группой.
10. Участие в профориентационной работе и довузовской подготовке молодежи.
11. Участие в подготовке и проведении олимпиад.
|
1. Выполнение плановых научных исследований с отчетностью в таких формах:
– Научно-технический отчет;
– Диссертация (докторская, кандидатская);
– Монография;
– Учебник, учебное пособие, справочник;
– Научная статья в журналах; сборнике;
– Доклад на конференциях, симпозиумах, семинарах.
2. Рецензирование монографий, учебников, учебных пособий, справочников, диссертаций, авторефератов, научных статей.
3. Переиздание монографий, учебников, учебных пособий, справочников.
4. Руководство научной работой студентов с подготовкой:
- научной статьи;
- работы на конкурс;
- доклада на конференцию.
|
1. Подготовка к изданию: конспектов лекций, методических материалов к семинарским, практическим, лабораторным занятиям, курсовому и дипломному проектированию, по практике и самостоятельной работе студентов.
2. Разработка: учебных планов и программ.
3. Разработка и постановка новых лабораторных работ
4. Подготовка компьютерного программного обеспечения учебных дисциплин.
5. Составление экзаменационных билетов.
6. Составление: задач для проведения модульного и итогового контроля, задач для проведения тестового контроля.
7. Разработка и внедрение наглядных учебных пособий (схем, диаграмм, стендов, слайдов и тому подобное).
8. Разработка и внедрение новых форм, методов и технологий обучения
9. Изучение и внедрение передового опыта организации учебного процесса
|
Объем учебной работы рассчитывается на основе норм времени, которые являются обязательными. Для различных видов работ нормы времени установлены в конкретных цифрах (в определенных границах или с максимальным ограничением). В двух последних случаях конкретные нормы времени определяются с учетом специфики видов работы и особенностей изучения учебной дисциплины. Нормы времени рассчитываются, исходя с астрономического часа (60 минут), кроме таких видов работы как чтение лекций и проведения лабораторных, практических и семинарских занятий, где академический час (45 минут) учитывается как астрономический час.
Объем учебной работы преподавателей, выраженный в учетных часах (табл. 9), составляет их учебную нагрузку. Учет учебной работы преподавателей осуществляется по фактическим затратам времени. Перечни основных видов методической, научной и организационной работы преподавателей высших учебных заведений имеют ориентировочный характер и по решению кафедры могут дополняться определенными видами работ, которые выполняются преподавателями.
Методическая, научная и организационная работа преподавателей планируется в индивидуальном плане преподавателя на учебный год с указанием конкретных объемов и ожидаемых результатов. Высшее учебное заведение может нормировать методическую, научную и организационную работу преподавателей на основе норм времени, разработанных высшим учебным заведением и согласованных с профсоюзом вуза.
На период командировок, болезни, повышения квалификации преподаватель освобождается от выполнения всех видов работ, предусмотренных индивидуальным рабочим планом. Его учебная нагрузка в этот период выполняется остальными преподавателями кафедры за счет уменьшения их методической, научной и организационной работы или путем привлечения с почасовой оплатой труда. После выхода преподавателя на работу на период, который остался до завершения учебного года, его учебная нагрузка и объем методической, научной и организационной работы определяется в границах 36-часовой рабочей недели.
Табл. 9. Нормы времени для расчета и учета учебной работы преподавателей высших учебных заведений 3 и 4 уровней аккредитации
Вид работы
|
Норма времени
|
Примечание
|
1
|
2
|
3
|
Чтение лекций
|
Один час за академический час
|
|
Проведение практических (семинарских) занятий
|
Один час на академическую группу за один академический час
|
По отдельным учебным дисциплинам в соответствии с нормативными документами допускается разделение академической группы на подгруппы с учетом особенностей изучения этих дисциплин и техники безопасности
|
Проведение деловых игр
|
Один час на одного преподавателя за один академический час
|
Могут проводить игру одновременно два преподавателя
|
Проведение индивидуальных занятий
|
До 10% от общего объема учебного часа, отведенного на изучение учебной дисциплины
|
Время для проведения индивидуальных занятий выделяется преподавателям при наличии индивидуального графика учебных занятий студента, утвержденного в порядке, утвержденном вузом
|
Проведение консультаций по учебным дисциплинам втечении семестра
|
От общего объема учебного времени, отведенного на изучение учебной дисциплины на академическую группу. 4% – дневная (стационарная) форма обучения.
|
8% – вечерняя форма обучения; 12% – заочная (дистационная) форма обучения.
|
Проведение экзаменационных консультаций
|
Два часа на академическую группу по каждой учебной дисциплине.
|
Обзорные лекции перед государственным экзаменом по графику деканата.
|
Проверка и прием контрольных (в том числе модульных) работ, предусмотренных учебным планом.
|
0,33 часа на одну работу.
|
Может быть две-три работы в семестр с учетом общего объема курса.
|
Руководство и проведение защиты курсовых работ по специализированным учебным дисциплинам
|
3 часа на курсовую работу, в том числе 0,5 часа каждому члену комиссии на проведение защиты
|
Количество членов комиссии – не больше трех лиц
|
Проведение зачетов
|
0,25 часов на одного студента
|
По учебным дисциплинам, по которым практические, семинарские, лабораторные занятия составляют:
– меньше половины всего объема аудиторных занятий
|
|
2 часа на академическую группу
|
–больше половины всего объема аудиторных занятий
|
|
2 часа на академическую группу
|
– используется модульная форма контроля
|
1
|
2
|
3
|
Проведение экзаменов в устной форме
|
0,33 часа на одного студента.
|
При расчетных работах объем может быть увеличен.
|
Руководство учебной и производственной практикой
|
Инструктаж 3 часа, руководство 1 час в неделю на студента, проверка отчета 2 часа, защита отчета 0,5 часа на каждого преподавателя.
|
Нормы времени определяются нормативными документами по организации практики.
|
Проведение государственных экзаменов
|
0,5 часа на одного студента каждому члену государственной экзаменационной комиссии
|
Не более шести часов на день
|
Руководство, консультирование, рецензирование, проведение защиты дипломных работ в государственных экзаменационных комиссиях
|
Председателю государственной комиссии – 1 час; каждому члену комиссии – 0,5 часов; руководителю и консультантам – до 25 часов; рецензенту – 4 часа.
|
Количество членов комиссии не больше пяти.
|
Проведение вступительных экзаменов в аспирантуру и кандидатских экзаменов
|
Один час каждому экзаменатору на одного экзаменуемого.
|
Количество членов комиссии не более трех.
|
Руководство аспирантами
|
50 часов на каждого аспиранта ежегодно
|
За одним руководителем закрепляется до 5 аспирантов.
|
Научное консультирование докторантов (до 3 лет)
|
50 часов на каждого докторанта ежегодно
|
За одним консультантом закрепляется до 5 докторантов
|
Руководство соискателями (до трех лет)
|
25 часов на каждого соискателя ежегодно
|
Условия те же, что и у аспирантов.
|
Проведение тематических дискуссий, научно-практических конференций слушателей ФПК и спецфакультетов
|
Один час за один академический час для каждого преподавателя
|
При проведении круглого стола – не более трех преподавателей.
|
Организация труда преподавателей - 5.0 out of
5
based on
1 vote