10 | 12 | 2016
Экономика
Литература

Роль кафедры в управлении учебным процессо

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 Голос)

3.4. Роль кафедры в управлении учебным процессом.

Основными структурными подразделениями высшего учебного заведения третьего и четвертого уровней аккредитации являются: институты, факультеты, кафедры.

Кафедра является основным учебно-научным структурным подразделением высшего учебного заведения, которое проводит учебную, методическую и научно-исследовательскую работу по одной или нескольким родственным дисциплинам.

Кафедра создается по решению ученого совета факультета, согласованному с органом управления, в подчинении которого находится высшее учебное заведение, при условии, что объемы учебной работы дают возможность сформировать ее в количестве не менее 5 штатных единиц. В случае необходимости для обеспечения развития нового направления учебной, методической и научной деятельности при кафедре может быть создана лаборатория.

Должность заведующего кафедрой может занимать, как правило, лицо, которое имеет ученое звание профессора. Задачи кафедры:

1.  Учебная работа (лекции, практические занятия, курсовые и дипломные работы, руководство самостоятельной работой студентов и др.);

2.  Учебно-методическая работа (подготовка рабочих программ, методическое обеспечение учебного процесса);

3.  Научная работа (исследования, эксперименты, книги, статьи, монографии, выступления на научных конференциях);

4.  Общественная работа (участие в редколлегии и др.).

Методы работы кафедры включают организацию и проведению следующих видов деятельности: планирование заседаний кафедры, учебной нагрузки, издательская деятельность; проведение оперативок и руководство индивидуальной работой преподавателей.

Виды контроля учебного процесса, проводимого кафедрой (или в котором кафедра непосредственно участвует):

1.  Предварительный (тесты, беседы, ККЗ, ККР);

2.  Текущий – восприятие учебного материала студентом;

3.  Рубежный – тематический этап (показывает, как освоен блок);

4.  Итоговый – зачёт, экзамен, ГЭК, защита дипломной работы.

Контроль за учебным процессом может быть со стороны ассистента, доцента, заведующего кафедрой. Предусмотрен контроль над работой самих педагогов.

Преподаватель в своей деятельности использует различные формы контроля усвоения знаний студентами, с учетом мотивации студента:

-  периодический устный опрос уровня усвоения (знать – уметь) в виде семинаров, коллоквиумов, чтения рефератов;

-  проверяет состояние конспектирования;

-  выполнение практических заданий, контрольных работ;

-  выполнение самостоятельных (домашних) заданий;

-  посещаемость библиотеки (чтение дополнительной литературы);

-  порубежный и итоговый контроль.

Посещаемость занятий контролируется старостами (учет отсутствующих), а преподаватель лишь подтверждает это своей росписью. В качестве вторичного контроля можно использовать проверку присутствия студентов, подняв их по группам. Поименная перекличка – это архаизм и растранжиривание времени.

Контроль должен быть стимулирующим, а не устрашающим (угнетающим). Преподаватель не надзиратель, а консультант, педагог. Он не должен утрачивать контакт со студентами на протяжении всего периода изучения учебной дисциплины, а преподаватель выпускающей кафедры остается наставником на всем периоде обучения, что, к сожалению, удается далеко не каждому.

Заведующий кафедрой контролирует:

-  методическую работу преподавателей (обеспечение учебного процесса),

-  организацию учебного процесса (сроки, качество, соблюдение тематических планов, качество курсовых, контрольных, выпускных и дипломных работ, уровень знаний студентов, посещаемость, тестирование),

-  организация экзаменов, зачетов, консультаций,

-  научную работу.

Формы контроля работы преподавателей со стороны заведующего кафедрой:

1.  Планерка и заседание кафедры;

2.  Выдача и контроль заданий (в индивидуальных беседах);

3.  Совместная работа над тематическими планами, рабочими программами, корректировка методического обеспечения (профессиональный уровень преподавателя);

4.  Индивидуальная организационная, воспитательная, методическая, научная работа с преподавателями;

5.  Посещение лекций, практических занятий с их последующим обсуждением (организация учебного процесса, соблюдение его графика);

6.  Анализ «отклонений», сигналов, мнений, результатов опроса студентов о работе преподавателей (насколько усвоен преподаваемый материал);

7.  Подготовка методического обеспечения;

8.  ККР, ККЗ, ГЭК, семестровые экзамены;

9.  Анализ научной работы (публиционная активность);

10.  Как воспринимают преподавателя студенты, коллеги, деканат, ректорат (прохождение повышения квалификации преподавателем);

11.  Выборочное собеседование, заслушивание кураторов в присутствии старост студенческих групп (оценка деятельности куратора, защита отчетов по практике).

 


Роль кафедры в управлении учебным процессо - 5.0 out of 5 based on 1 vote