06 | 12 | 2016
Экономика
Литература

Методика преподавания экономических дисциплин

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 Голос)

2. Методика преподавания экономических дисциплин.

Экономическое мышление, как составляющая экономического воспитания. Экономическое воспитание в процессе обучения. Оценка эффективности экономического мышления. Сущность проблемного обучения и условия его применения. Этапы обучения. Принципы и методология проблемного обучения. Личность в обучении и ее основные черты. Работоспособность. Историческое развитие теории и практики формирования личности в процессе обучения. Трансформация понятия «образованный человек». Эффективные приемы в обучении.

2.1. Формирование экономического мышления.

Мы не претендуем на то, чтобы давать другим уроки. Наслушавшись бесконечных поучений от других, мы пришли к выводу, что это никчемное занятие. Учит мышлению, прежде всего, сама жизнь. Мышление – не импровизация, не игра ума. Это – результат глубоких размышлений над реалиями современного мира, понимание того, что ответственное отношение к экономике требует научного обоснования, отказа от ранее казавшихся незыблемыми постулатов. Необъективность в подходе, уступке конъюнктуре ради достижения преходящих целей, отступления от научной строгости в анализе ситуации дорого нам обходится.

Формирование экономического мышления является составной частью более широкой проблемы – экономического воспитания.

Экономическое воспитание – это систематическое целенаправленное воздействие общества на человека с целью формирования у него экономического сознания, развитого экономического мышления, высокой культуры экономического поведения.

Экономическое сознание есть результат отражения в сознании людей экономических условий жизни и деятельности в виде экономических взглядов, концепций, представлений, потребностей и интересов, выражающих отношение людей к экономической деятельности в каждый конкретный исторический момент. Экономическое сознание имеет сложную структуру. В нем можно выделить определенные уровни: экономическая психология; обыденное (эмпирическое) экономическое сознание; научное (теоретическое) экономическое сознание.

Экономическая психология является эмоциональной сферой экономического сознания, духовно-эмоциональной и волевой стороной экономической деятельности людей. Это отражение человеческим сознанием экономической действительности в форме чувств и эмоций (настроений, суждений, навыков, умений, направленности, воли, привычек экономического поведения). К экономической психологии относятся: настроения, черты характера (чувство хозяина или бесхозяйственность), дисциплинированность или недисциплинированность, ответственность или безответственность, бережливость или расточительность. Следует отметить, что именно на уровне психологии воспроизводятся индивидуальные привычки, стремление поживиться за счет других. Причина таких явлений в том, что психология людей главным образом складывается в результате повседневного восприятия экономической жизни.

Обыденное (эмпирическое) экономическое сознание есть результат воспроизведения людьми условий и отношений повседневной экономической жизни на работе и в быту в виде определенных взглядов, суждений, представлений, идей. Обыденное сознание чаще всего воспринимает внешнюю сторону объективных экономических процессов, не проникая в их сущность. Поэтому, на уровне обыденного сознания возможны преувеличение или недооценка экономических процессов, искажение отдельных сторон экономической жизни. Задачей экономического воспитания является повышение обыденного сознания до уровня научного.

Научное (теоретическое) экономическое сознание представляет собой системное отражение сущности и закономерностей развития экономической жизни в форме экономических идей, теорий, концепций. Теоретическое экономическое сознание формируется не стихийно, а в результате целенаправленного изучения макро - и микроэкономики, экономической политики, конкретных экономических наук.

Экономическое мышление – это интеллектуальное свойство человека, его способность познавать и осмысливать явления экономической жизни, усваивать экономические понятия, категории, теории. Это умение соотносить их с практикой хозяйственной жизни. Экономическое мышление – это целенаправленное осмысление экономической науки и эмпирического опыта экономических знаний в результате их изучения.

Экономическое поведение – это поведение людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Об уровне развития экономического мышления, степени его соответствия достижениям экономической науки и практики свидетельствует его культура.

Сущностью экономического воспитания, его высшей целью и главной задачей является формирование у членов общества зрелого экономического сознания. Общество должно выработать у каждого человека высокое сознание и культуру, профессионализм. Содержание экономического воспитания раскрывается в формировании экономической психологии, высокой культуре экономического мышления и поведения.

Неправомерным является отождествление экономического и трудового воспитания. Несмотря на то, что экономическое воспитание базируется на трудовом, круг проблем, охватываемых экономическим воспитанием, значительно шире. Оно включает формирование трудолюбия, профессионального мастерства, производственных навыков и умений, понимание социально-эко­номической неоднородности и общественной значимости различных видов конкретного труда.

Формирование экономического мышления предполагает единство образования, обучения и воспитания.

Образование – это процесс приобретения знаний. Экономическое образование требует, прежде всего, овладения системой экономических знаний и развития на ее основе самостоятельного экономического мышления, научных убеждений. «Только система знаний, – отмечал К. Д. Ушинский, – дает полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой сам хозяин ничего не сыщет». Теоретическим фундаментом формирования системы экономических знаний является экономическая теория. Кроме того, каждый работающий должен овладеть знаниями основ экономики и финансовой деятельности отраслей и предприятия, на котором работает, а также основами законодательства.

Обучение – это процесс формирования умений, навыков, которыми должны владеть все люди, независимо от сферы и места приложения труда. В настоящее время к ним, в частности, относятся: навыки экономического анализа хозяйственной деятельности, умение определить эффективность принимаемых экономических решений, способность на практике применять принципы организации труда и управления, а также вычислительную технику; умение организовать людей на решение поставленных задач, а также умение правильно оценивать экономическую политику, владение приемами поиска и использования научно-технической информации.

Одной из важнейших задач формирования экономического мышления на современном этапе является выработка умения мыслить категорией «эффективность», сопоставлять затраты и результаты, вскрывать и использовать имеющиеся резервы. Важно отметить, что экономические знания наиболее полно реализуются на практике только тогда, когда труд мотивирован, а человек занимает активную гражданскую позицию, выполняет свою работу высокоэффективно и качественно.

Экономическое воспитание признано соединять экономические знания и соответствующие убеждения, мотивы деятельности, ценностные ориентации и нормы поведения. Воспитание – это процесс целенаправленного формирования ценностных ориентаций человека. Экономическое мышление предполагает формирование ценностных ориентаций разумного потребителя, эффективного производителя материальных благ. Ценностные ориентации человека закрепляются в таких экономических качествах личности, как трудолюбие, бережливость, рачительность, инициативность, предприимчивость, деловитость, дисциплинированность, ответственность, ориентация на наилучший конечный результат и другие.

Отметим три аспекта развития личности: гносеологический (знания), прагматический (умение), аксиологический (ценностные ориентации). Нарушение их единства порождает на практике ошибочные стили работы: просветительский (только знания), прагматический (только умение), пропагандистский (только ценностные ориентации). Несмотря на то, что понятие «образование», «обучение», «воспитание» различаются по своему объему, содержанию, специфике, их нельзя противопоставлять друг другу. Образование, обучение, воспитание участвуют в общем процессе формирования экономического мышления и взаимно дополняют друг друга.

Одним из факторов формирования экономического мышления служит сама экономическая действительность (практика хозяйствования, уровень жизни, людей, нравственная атмосфера в коллективе и в обществе в целом), ее непосредственное восприятие (адекватное или неадекватное) и осмысление (творческое или нетворческое) всеми людьми. В связи с этим при формировании экономического мышления следует добиваться реалистической оценки достигнутого, не преувеличивая и не преуменьшая его.

При оценке эффективности работы по формированию экономического мышления применяются следующие критерии:

– объем и глубина усвоения экономических знаний, степень их превращения в убеждения;

– уровень развития экономических навыков и умений, прежде всего, способности сопоставлять затраты и результаты, вскрывать и использовать резервы производства;

– положительное изменение ценностных ориентаций, мотивов деятельности работников;

– эффективность принимаемых экономических решений;

– эффективность работы предприятия как результат экономического мышления и действия работников.

С учетом сказанного преподаватель экономических дисциплин должен:

-  вызвать у студента любовь к изучаемому предмету,

-  сочетать научную и педагогическую мысль в ходе изложения,

-  развивать у слушателей «чувство природы», т. е. сформировать желание задавать вопросы и требовать ответов у самой природы. Тот, кто научится этому – окажется на более высоком умственном и нравственном уровне по сравнению с теми, кто этой школы не проходил,

-  учитель должен быть готовым обсуждать сложные темы, которые ставит жизнь. Хорошим преподавателем может быть лишь тот, кто сам ведет экспериментальную работу, и не утратил связи с производством.

Все сообщаемое преподавателями должно быть им воспринято и переработано, войти в плоть и кровь, являться как бы самостоятельным продуктом. В критическом отношении к предмету заключается главное достоинство преподавателя, а собственная опытность создает особое чутье при оценке делающегося и сделанного.

Преподаватель в своей деятельности должен придерживаться определенных принципов:

-  не наполнять сосуд, а зажечь факел на пути к знаниям,

-  не навредить студенту (не мешать) в его развитии (подходить как к неповторимой личности),

-  не бороться со студентами, а сотрудничать (взаимодействовать),

-  не утрачивать интерес к личности студентов (разделять их переживания),

-  хорошо учить и быть требовательным (выдвигая требования не переходить грань),

-  минимизировать свои функции, развивая в студенте самостоятельность и интерес.

Задача преподавателя сформировать профессионала – того, кто раньше, полнее, глубже других видит, что необходимо предпринять, знает как это осуществить и быстрее других берется за дело.


Методика преподавания экономических дисциплин - 5.0 out of 5 based on 1 vote