03 | 12 | 2016
Экономика
Литература

Проблемное обучение.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 Голос)

2.2. Проблемное обучение.

Большинство авторов, проводящих педагогические исследования, основным недостатком традиционного метода считают пассивность обучения. Эта пассивность является следствием двух причин: (В. М. Вергасов Проблемное обучение в высшей школе. – К.: Вища школа, 1977. – 94с.).

1) издавна принципы обучения строились на преувеличении роли памяти. Корни этой причины – в слепой вере в слово, написанное или произнесенное учителем. Такая позиция полностью подавляла любознательность и самостоятельность мыслительной деятельности обучающихся;

2) слабое развитие психологии учения, приводящее к отождествления учения и запоминания, что долгие годы тормозило развитие теории и практики обучения.

Конечно, принципы предпочтения мышления и действия обучающихся, отнюдь не отказываются от использования памяти. Она всегда будет играть важную роль в любом учении. Необходимо только на первое место в учении поставить мышление и деятельность студентов.

Проблемное обучение – это такая система методов, при которой слушатели получают знания не путем заучивания их в готовом виде, а в результате мыслительной работы по решению проблем и проблемных задач, построенных на основе содержания изучаемого материала.

þ Варианты усвоения материала:

1. Что является коммерческим доходом – определение. Его следует заучить «без комментариев».

2. Почему коммерческий доход является основой хозяйствования? Это вопрос для размышления – проблема. Определение будет получено самостоятельно студентом в результате размышления над проблемой под руководством преподавателя.

Матюшкин А. дает следующее определение проблемного обучения: «Проблемное обучение заключается в постоянном создании перед обучаемыми на занятиях проблемных ситуаций (проблемных задач) и разрешения их при максимальной самостоятельности и под направляющим руководством преподавателя. Процессы усвоения и применения заданий совершаются в ходе поисков решения проблемных ситуаций».(В. М. Вергасов Проблемное обучение в высшей школе. – К.: Вища школа, 1977. – 94с.)

Проблемное обучение включает:

-  Изучение материала не по разрозненным темам, а по укрупненным блокам – проблемам.

-  Обращение к проблемам, не решенным наукой (проблемы для самой науки).

-  Трансформацию любого занятия в решение проблемы (или ряда проблем).

Все это варианты содержания занятий, а не методика их проведения.

В методике важен вопрос о том, как строить процесс обучения, чтобы активизировать познавательную деятельность обучаемых, избавить учебу от формализма.

При проблемном обучении надо соблюдать несколько дидактических условий:

-  соответствие формулировки проблемного запроса той цели, которая поставлена перед учебой в целом и данным занятием в частности. Нужно постичь новизну и масштабность преобразований;

-  доступность проблемного вопроса. Помочь в решении проблемы, а наводящими вопросами или в форме информации (для пополнения знаний);

-  соответствие жизненной проблемы, составившей основу для проблемного вопроса, тому теоретическому положению, усвоение которого является учебной целью данного занятия. Иначе неизбежен формализм;

-  высокий уровень подготовки самого педагога в области теории и методики преподавания.

Все обучение осуществить только методом проблемных ситуаций невозможно, так как этот метод имеет не только преимущества, но и свои недостатки:

-  связан с большими затратами времени, особенно на его начальном этапе, когда только начинают формироваться навыки решения проблемных ситуаций;

-  слабо управляем, так как обучаемый при решении проблемы должен сам принимать решения. Для отстающих студентов проблемы могут оказаться сверхтрудными, нерешаемыми, и они могут потерять интерес к обучению. Эту трудность можно преодолеть за счет дифференциации проблемных ситуаций для различных групп обучаемых;

-  возникают трудности в организации проблемно-группового обучения, т. е. сочетания коллективного обучения с индивидуальной работой. Ведь решение проблемной ситуации рассчитано на самостоятельное действие.

Переход к проблемному обучению требует пересмотра методов работы преподавателя, поскольку меняется сама технология подготовки и проведения занятий. Возрастает ставка на самостоятельную работу студентов, которую преподавателю необходимо обеспечить достаточным количеством информации.

Определив проблему, преподавателю необходимо: показать место этой проблемы в науке; показать место этой проблемы в жизни; подобрать понятия необходимые и достаточные для решения этой проблемы (любое дело должно быть осмыслено).

Проблемное обучение должно побуждать к самостоятельным занятиям. Программу перестройки занятий должен осмыслить, прежде всего, преподаватель: определить методическую и информационную базу занятий, в соответствии с кругом рассматриваемых вопросов. Наметить порядок разработки методических указаний, отличающихся от обычных. Задания должны быть ориентированы на развитие творческих способностей студентов, постепенное усвоение ими материала на основе выработки собственного мнения об изучаемой проблеме.

Перестройка в обучении включает:

1.  Определение списка проблемных вопросов в соответствии с тематическим планом преподаваемой дисциплины.

2.  Определение схемы концепции изложения материала (информации, которую студент сможет в дальнейшем использовать для анализа и выработки собственного представления о проблеме).

3.  Подбор рекомендуемой литературы (должен содержать теоретическую базу, обсуждение дискуссионных вопросов, динамику мнений по изучаемой проблеме).

4.  Определение методов проработки информации (полностью самостоятельная работа, работа под руководством преподавателя, дискуссии).

5.  Определение методов контроля (письменная работа в аудитории, устное обсуждение, деловая игра, домашнее письменное задание).

Пытаясь использовать на практике метод проблемного обучения, прежде всего, нужно определить главные части этого обучения. Можно выделить четыре основные части:

-  формулировка проблемы (осмысление проблемной ситуации, понимание поставленной задачи);

-  составление гипотез решения;

-  решение проблемной ситуации;

-  анализ полученных результатов (табл. 5).

Переход к проблемному обучению предусматривает не только, и не столько, техническое преобразование проводимых занятий, а главное, перестройку самого восприятия студентами учебного процесса. Прежде чем формировать новое отношение студента к процессу обучения, преподавателю необходимо самостоятельно определить приоритеты и отношение к процессу передачи знаний. Педагогика – наука о передаче социального опыта. Задача преподавателя – не учить, а помогать в процессе анализа и осмысления информации с тем, чтобы у каждого студента сформировалось собственное мнение об изучаемой проблеме.

Табл. 5. Этапы и сущность решения проблемы

Этапы

решения

Содержание решения

1. Выявление (формулировка) проблемной ситуации

Четко сформулировать, чего требует созданная ситуация. Что известно для решения проблемы? Что требуется найти? Достаточно ли данных для решения данной проблемы? Что еще необходимо для решения? Нельзя ли сформулировать проблему проще? Решались ли ранее подобные проблемные ситуации?

2. Составление гипотез и отбор оптимальной

Какие пути решения проблемы можно предложить? (Не забудьте записать любую сколько-нибудь подходящую гипотезу решения). Какие трудности встретятся при решении проблемы по данной гипотезе? Какие преимущества гипотезы? Какие ранее применялись гипотезы для решения подобных ситуаций? Какая из гипотез имеет больше достоинств и меньше недостатков?

3. Решение проблемной ситуации

Действуя по выбранной гипотезе, оценивайте каждый шаг. Проверьте, насколько правилен он при решении этой проблемы. Можно ли убедиться, что совершенный шаг правильный? Не осталось ли что-нибудь не решенным? На все ли вопросы проблемы отвечено?

4. Анализ решения проблемной ситуации

Все ли данные проблемной ситуации использованы? Если нет, то почему они не понадобились при решении? Нельзя ли принятую гипотезу модернизировать или упростить? Правдоподобен ли результат? Можно ли полученное решение реализовать технически? Какие дополнительные результаты можно получить при решении данной проблемы? Что можно получить, если проблему изменить так: …?

Лекция – это чтение истин, причем чтение логически стройное, систематически последовательное; формирование у слушателей творческого мышления, оценки того, как происходит формирование личности.

Если студенту предлагать весь материал по предмету, не оставляя при этом места его творческому мышлению, то процесс обучения становится рутинным, скучным, мало эффективным. Нужно предлагать лишь материал, необходимый для размышления.

Перейти к проблемному обучению за месяц или даже год нельзя, поскольку необходимо качественно перестроить систему сложившихся принципов на основе критического восприятия. Безальтернативное решение проблем, исповедуемое долгие годы в нашей системе образования привело к тому, что практически среди выпускников мало творчески мыслящих специалистов.

þ Не только преподаватель, но и студент должен не забывать законы педагогики (эффект Гизхолля):

1. Все, что не может использоваться – портится.

Следствие: Все, что не может испортиться – портится тоже.

2. Когда дела идут хорошо, что-то должно испортиться в самом ближайшем будущем.

Следствие: 1) Когда дела идут хуже некуда, в самом ближайшем будущем они пойдут еще хуже.

2) Если Вам кажется, что ситуация улучшается – значит Вы чего-то не замечаете.

Следствие следствия: Какой бы расчет Вы не делали, любая ошибка, которая может в него вкрасться – вкрадется.

3. Любую цель люди принимают иначе, чем человек, указывающий ее.

Следствие: 1) Если ясность Вашего объяснения исключает ложное толкование, все равно кто-то поймет Вас неправильно.

2) Если Вы уверены, что Ваш поступок встретит всеобщее одобрение, то кому-то он все равно не понравится.

Кажущаяся пессимистичность приведенных законов в действительности имеет под собой иную основу. Они ориентируют на динамичность изучаемых явлений, необходимость постоянного критического осмысления ситуаций, потребность в детальном анализе причинно-следственных связей. Содержание третьего закона, в частности, ориентирует на то, что практически всегда, наше мнение остается лишь нашим и даже если мы убедили кого-либо в том, что оно правильно – то всегда с определенной долей условности.

Принцип – основополагающее положение любой науки. Чаще всего это аксиома. Принцип – это основные положения педагогики в вузе. Принцип учения – это деятельность студента по приобретению знаний, умений (индивидуальный процесс навыков познания). Процесс познания – это движение от незнания к знанию. Без эмоционального преподавания не может быть индивидуального познания.

Преподавание – это деятельность обучающего в процессе обучения студентов. Обучение – это совместная деятельность преподавателя и студента в процессе поиска знаний.

Принципы обучения в высшей школе.

1.  Воспитывающее обучение (воспитывается, прежде всего, культура творческого труда).

2.  Научность (студенту предлагаются научные знания).

3.  Связь теории с практикой (студенты должны уметь и иметь возможность применить полученные знания на практике).

4.  Систематичность и последовательность (связь между предметами, с учетом своих закономерностей в каждой части курса, в каждом предмете).

5.  Соединение наглядности обучения с развитием абстрактного мышления (овладение предметом на основе образного восприятия и на реальных предметах – графики, кинофильмы, образы, эпитеты).

6.  Сознательность и активность в обучении (заинтересованность студентов в самом процессе обучения).

7.  Доступность обучения (соответствие содержания методам обучения и особенностям студентов).

Доступность обучения связана и с физиологическими особенностями участников процесса обучения (как студента, так и самого преподавателя). Способность воспринимать материал той или иной степени новизны воспринимается лучше или хуже в зависимости от состояния организма, связанного с утомляемостью (от степени утомления).

8.  Прочность усвоения знаний, умений, навыков.

9.  Индивидуальный подход к студентам в условиях коллективной работы (создавать условия для работы всех, но подходить индивидуально).

þ На основании многолетних исследований биоритмов кандидат медицинских наук Л. Я. Глыбина пришла к выводу, что в течение суток подъемы и спады работоспособности распределяются следующим образом:

Баллы

                                             

Колебания работоспособности в течение суток5

                                               

4

                                               

3

                                               

2

                                               

1

                                               
 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

Рис. . Колебания работоспособности в течение суток

Отсюда следует вывод о том, что в период подъема работоспособности следует планировать творческую сложную работу, а в часы спада – рутинную ежедневную. Это становится вполне возможным при условии перехода к проблемному обучению с преобладанием самостоятельной работы студентов.

Характерное изменение работоспособности наблюдается и в течение недели. Так, в понедельник человек проходит стадию врабатывания, во вторник, среду и четверг проявляется наиболее устойчивая работоспособность, в пятницу и субботу она снижается и может развиться утомление.

При распределении интенсивности работоспособности в течение суток всех людей можно разделить на три группы:

-  к вечернему режиму труда легче приспосабливаются так называемые «совы», которых около 30%;

-  работоспособны в первой половине дня и рано ложатся спать «жаворонки», они составляют около 20% населения;

-  примерно одинаково трудоспособны утром, днем и вечером «голуби», или «аритмики».

Для определения оптимального режима работы в течение дня каждый может попытаться использовать простой тест, предложенный западногерманским ученым Д. Хольдебрантом. Тест основан на определении соотношений сердечных сокращений и числа дыхательных движений.

Возможны три варианта соотношений пульса к дыханию: для «аритмиков» характерно отношение пульса к дыханию 4:1 (или около этой величины); для «жаворонков» – 5:1, 6:1. Увеличение частоты дыхания и уменьшение данного соотношения характерно для «сов».

Сам процесс проблемного обучения включает ряд этапов:

1. Выявление проблемы (Зачем?). Основным недостатком планирования учебного процесса является ориентация его на программы, несистемное его планирование. Проблемное обучение требует ориентации на проблему, на их определенный круг. Система знаний является средством решения проблемы, помогает определиться с тем, на что именно нужно ориентироваться при решении той или иной проблемы.

2. Формулировка цели (Что делать?). Цель – это приобретение определенных знаний и умений, включая и умение применять системный подход в решении проблем. Здесь системный подход реализуется, прежде всего, в построении дерева целей перед началом осуществления тех или иных планов.

3. Определение структуры элементов в системе (Чем?). Система, которая направлена на решение проблемы, состоит из ряда элементов, определение которых способствует детализации приемов анализа и обработки информации.

4. Ограничение круга условий реализации цели. Главным условием успешного решения проблемы является развитие и использование творческого потенциала студента. Творчество – это форма качественного развития общества и окружающей среды, деятельность, в процессе которой создается существенно новая вещь (технология, культура).

Творчество является решающим моментом в разрешении противоречия между потребностями и способом познания методов удовлетворения потребностей. В данном случае творчество предполагает, прежде всего, психологическую перестройку с целью – задействовать человеческий фактор, изучить движущие мотивы личности.

Немаловажно формирование экономического типа мышления – ускорения и повышения эффективности мышления и действий. Формулой, выражающей уровни усвоения в проблемном обучении является:

ЗНАТЬ ð УМЕТЬ ð ХОТЕТЬ ð УСПЕВАТЬ.


Проблемное обучение. - 5.0 out of 5 based on 1 vote