11 | 12 | 2016
Экономика
Литература

Методы формирования образованной и воспитанной личности

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 Голос)

2.3. Методы формирования образованной и воспитанной личности.

Во времена, предшествующие античности, мы могли бы увидеть мудреца в сопровождении ученика, но мы не назвали бы эту ситуацию образованием. Под образованием мы понимаем нечто доступное всем, хотя бы в принципе; в то время в храмах и святилищах образовывали лишь посвященных. Образование есть нечто открытое. Образованный человек стремится поделиться своим обретением. Именно поэтому образование – по большой части светское понятие. Со смыслом образования мы связываем более широкое обучение, в большей мере затрагивающее человеческую личность, чем обучение какому-либо мастерству или искусству.

Нечто подобное образованию впервые возникло во времена греческого просвещения. Софисты за плату учили всему, чего желал учащийся. Поэтому, как не странно это звучит, именно тогда, в V-IV веках до новой эры, впервые появились профессора и студенты, оплачивающие свое образование. Обучение было частным, независимым от государства. Это образование пользовалось таким авторитетом, таким престижем, что полисы боролись за честь иметь у себя знаменитого профессора-софиста. В таких академиях были и «аспиранты» - ближайшие ученики ритора, которым он доверял проводить подготовительные занятия со студентами, отвечать на их вопросы и т. д. Государство стремилось регулировать развитие академий, оно назначало плату угодным риторам, а государственные чиновники высокого ранга (римские наместники) определяли, кто именно из «аспирантов» ритора унаследовал его школу.

Во времена античности человек наслаждался властью над словом. Как же человек получил эту способность владеть словом? Понятно – его учил софист-преподаватель, но благодаря чему ученик мог у него научиться? Оказывается, человек в потенции знает все, чему может научиться. Узнавание – есть воспоминание и образование – это, прежде всего природный процесс. Синонимом слова «образование» у греков было понятие – «природа». То есть образование должно лишь проверять естественные «задатки» ученика. Человек духом своим остается природным существом, и как камень может дозреть, дообразоваться в недрах земли, пока не образуется драгоценный изумруд, так и человек в соответствии с собственными природными потенциями может быть «дообразован».

Средневековое образование – это отдельная и очень сложная тема. Доживали свое античные традиции, расцветала великая и почти нацело исчезнувшая потом схоластика. Многое заканчивалось, но завязывались и новые узлы, нити которых тянутся и в наше время.

Если мы обратим внимание на то, что можно, очень приблизительно, назвать монашеским образованием в средние века, то увидим, что оно распадается, по крайней мере, на два течения. Одно из них включало в первую очередь образование души, создавая ее открытость высшим влияниям, чистоту и необремененность плотским. Человек очищался и мог, открыто и смело глядеть на окружающий мир, где огонь был ему братом, а вода сестрою. Братья и сестры орденов св. Франциска и св. Клары распространяли идеал духовной чистоты и целостности, противопоставляя его буйству плотских желаний. В Европе появилась возможность уравновешенной и цельной душевной жизни.

Другое течение привело к созданию великих систем мысли, связанных с именами Альберта Великого и Фомы Аквинского. Была создана мощная культура мышления, базировавшаяся на чрезвычайно тонкой и подробной проработке понятий, умении очищать их от случайных примесей, концентрироваться на своем предмете. В результате появилось значительное логико-систематическое направление мысли, повлиявшее и на развитие науки Нового времени. Оно утверждалось в борьбе со схоластикой, но тем самым благодаря ей. Образованный человек в то время – это человек с отличной памятью, наизусть знающий тексты Аристотеля и отцов церкви, не говоря уже о Священном писании, умеющий вести диспут, отстаивать собственное мнение. Конечно же, монашеское образование было элитарным. И хотя каждый мог стать монахом, но образованным монахом не мог стать каждый монах.

Существовала и светская культура со своими идеалами и своими способами образования. Таким идеалом образованного, совершенного «светского» человека был рыцарь. Существовало рыцарское сообщество, идеал которого представлен рыцарями Круглого стола при дворе короля Артура. Рыцарь должен быть щедр, верен своему сюзерену, безусловно, храбр, но это – минимум, рыцарский «ликбез». Образование совершенного рыцаря – трудный и длительный процесс. Рыцарь от рождения уготован к рыцарству, но лишь путь посвящения мог привести его к совершенству. Рыцарь в трудном ученичестве развивал таящиеся в нем задатки, пока не образовывался в хранителя Грааля. Элитарность рыцарского образования была выше монашеского: стать «образованным» рыцарем мог лишь рожденный рыцарем.

Если попытаться вычленить нечто общее в понимании образования от античности до Нового времени, то в игре многочисленных смыслов выделяется значение естественного образования. Имеется в виду, что некое естественное тело обладает определенными потенциями. Над развитием этого тела работают определенные силы, развивающие и актуализирующие эти потенции, в результате чего тело приходит к своему истинному завершению, законченному облику. Образование стремится естественным путем преобразовать зародыш в совершенное тело. И. Кант вместо слова «образование» употреблял, говоря об обязанностях человека, выражение «не давать покрываться ржавчиной своему таланту». То есть образование для И. Канта – по-прежнему еще культивирование задатков, развитие способностей.

В конце XVIII века представление об образовании стало меняться, Оно определяется как «возрастание к гуманности». Образовывается, в первую очередь, душа и дух и лишь во вторую – тело. Образование – душевно-духовный рост человека к гуманности, приближение к человеческому идеалу.

Человечество само создает культуру, стремясь к осуществлению истинного человека. Культура – в основном, совокупность путей, ведущих к этому идеалу. Образованный человек – это человек, знакомый с современной культурой (а не с узкой профессией-мастерством), признающий ее ценности и идущий путями культуры (а не какими-либо иными) к выработке гармоничной и развитой личности. В свою очередь человеческая культура может быть в первом приближении определена как моральное и историческое существование человека, обрисовывающееся в его трудах и деяниях.

Образованный человек ничего так не желает, как дать высшей части своего внутреннего существа работать над своим восприятием, характером, способом мыслить и т. д. Так или почти так понимал это слово уже Вильгельм фон Гумбольдт: «...Когда мы на нашем языке говорим «образование», то имеем в виду нечто одновременно высокое и скорее внутреннее, а именно вид разумения, который гармонически изливается на восприятие и характер, беря начало в опыте и чувстве совокупного духовного и чувственного стремления». [ ]

Образование – лестница любого человека, ведущая вверх, к идеалам человечности. В образовании человек ничего не теряет, это нечто противоположное потере, забвению и узости, и он должен воспитывать себя, чтобы не попасть под власть частностей, здесь ему нужно античное чувство меры и вкус, такт джентльмена. Хорошие манеры - это гармоничное, соразмерное поведение, частности могут быть в мире душевном, например, однобокие чувства ненависти, гнева, зависти, и в мире духовном – менторство, педантизм. Образование – это правильное мышление, не тонущее в хаосе случайных ассоциаций, вызванных внешним влиянием, мышление, правильно и закономерно развивающее мысль до ее естественных пределов, не огрубляющее ее тонкие переливы.

Образованным человеком все чаще называют университетски образованного ученого. Университетски образованный человек должен не просто знать некий объем фактов определенной специальности – это всего лишь практик-профессионал. Ученый должен подняться к всеобщим высотам духа, изощрить свой вкус в вопросах прекрасного, воспитать свои чувства в духе рыцарского благородства, быть открытым другим без потери себя и без угнетения других, не застывать в жесткой схеме общих представлений, понимать сколь пагубна привычка все знать, воспринимать новое с легкостью, доверяя ему, положительно.

Со второй половины XIX века стало очень цениться «специальное образование», а XX век как бы приравнял его по статусу к университетскому: понятие образования стало синонимом профессиональных знаний. Образование стало техническим, гуманитарным, естественным... Эта инфляция понятия «образование» уже в наши дни привела к тому, что сложилась интересная ситуация: кто же сейчас обладает образованием в старом смысле, настоящим образованием? Очевидно тот, кто владеет всеми частными специальностями, всей совокупностью знаний. Поскольку каждый человек лишь частный специалист, то полным образованием будет владеть тот, кто владеет специалистами (это государство). Специалисты в глазах государства – лишь специализированные орудия, поэтому, кстати, стал возможен экспорт, купля-продажа мозгов (люди не нужны), мозги могут утекать из страны, быть в избытке и т. д.

Экзамены в Европе появились довольно давно, но начали множиться именно в середине XIX века. Сейчас они сопровождают каждый шаг, и не только в системе образования. Люди проходят экзамены и для поступления на работу, и для приобретения профессии. Создаются всевозможные тесты интеллектуальности, быстроты реакции, богатства воображения.

Что же такое экзамен «в чистом виде»? Монолог? На первый взгляд, да. Но чей? На экзамене в основном говорит экзаменуемый. Вспомним, что в классической трагедии монолог обычно произносится сам с собой. В монологи выражаются сокровенные мысли и чувства, происходит полное раскрытие персонажа. В диалоге мысли людей оказывают взаимное влияние, в монологе высказываются собственные мысли, может быть, неверные, но именно без учета мнения другого. А чьи мысли высказывает учащийся на экзамене? Скажем, мысли автора учебника или учителя, но не свои и даже не всегда экзаменатора. И монолог, и диалог – понятие европейской культуры, в них отражаются личности. На экзамене же общаются не личности. Задача учащегося – сказать нечто, соответствующее образцу, задача экзаменатора – сличить высказывания с образцом. Экзаменатор выявляет расхождения высказываний учащегося с принятыми за образец текстом, желательно опубликованным, чтобы в случае спора, жалобы можно сослаться на авторитетный источник. Происходит проверка памяти, уровня усвоения знаний, а не уровня мышления.

Итак, современное понимание образования имеет свои недостатки. Существуют ли реальные симптомы, свидетельствующие, что в рамках существующей системы возникли какие-то альтернативные тенденции? Может быть, к таким симптомам относятся некие черты, которые можно назвать началом разрушения специального образования.

Современное образование и обеспечивающие его институты стали недостаточно современными, из него выпадают все большие группы людей. «Свободные» от современного образования уже есть, причем, это люди с образованием, а не «необразованные». Значит, ситуация созрела для того, чтобы могла возникнуть альтернативная система образования, соответствующая времени – времени не будущему, а настоящему. Уже нет времени готовиться, мы опаздываем.

В культуре появились две альтернативные дороги, расходящиеся все дальше и дальше. Одна дорога – это рост материального могущества, рост внеличностных и внесознательных, в конечном счете – внечеловеческих институтов науки, другая – просветление накопленных знаний здоровыми мыслями, понимание образования человека. Образованный человек отличается от необразованного и физически, и психически, и духовно. Новое представление об образовании будет включать лучшее, что сформировали предыдущие эпохи: душевную чистоту и строгость монашества, благородство и смелость рыцаря, верность и изящество джентльмена, всестороннюю образованность и духовную просвещенность ученого. Образование есть создание совершенного человека.


Методы формирования образованной и воспитанной личности - 5.0 out of 5 based on 1 vote