27 | 11 | 2014
Экономика
Литература

Организация обучения студентов экономических специальностей

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 Голос)

1. Организация обучения студентов экономических специальностей

 

Экономические специальности, по которым ведется обучение в вузах Украины. Уровни подготовки выпускников современных вузов. Особенности организации процесса обучения в государственных и негосударственных вузах. Особенности требований, предъявляемых к специалистам в современных условиях хозяйствования. Адаптация учебного процесса к новым требованиям. Развитие у студентов предпринимательских способностей, умения ориентироваться в условиях риска и неопределенности. Основные положения профессионально-квалификационной модели экономиста. Реализация на практике требований модели, как результат успешной организации процесса обучения.

1.1. Система учебных заведений. Уровни подготовки специалистов.

Система подготовки специалистов экономических специальностей в Украине характеризуется разнообразием учебных заведений, готовящих экономистов различных уровней квалификации (рис. 1).

Система учебных заведений и уровни подготовки специалистов в Украине

 

Рис. 1. Система учебных заведений и уровни подготовки
специалистов в Украине.

В Украине действуют высшие учебные заведения различных уровней аккредитации.

Университет (классический университет) – многопрофильное высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку специалистов с высшим образованием по широкому спектру образовательно-профессиональ­ных программ всех уровней. Ведет фундаментальные и прикладные научные исследования, является ведущим научно-методическим центром, оказывает содействие распространению научных знаний и осуществляет культурно-просветительскую деятельность среди населения. Имеет высокий уровень кадрового и материально-технического обеспечения такой деятельности, развитую инфраструктуру научных и научно-производственных предприятий и учреждений.

Могут создаваться как университеты широкого профиля, так и специализированные (технические, технологические, экономические, медицинские, сельскохозяйственные и прочие), которые осуществляют подготовку специалистов с высшим образованием.

Академия – высшее учебное заведение, которое осуществляет подготовку специалистов с высшим образованием по образовательно-профес­сиональным программам всех уровней в области знаний или производства, проводит фундаментальные и прикладные научные исследования, является ведущим научно-методическим центром в сфере своей деятельности.

Институт – высшее учебное заведение или структурное подразделение университета, которое осуществляет подготовку специалистов с высшим образованием по образовательно-профессиональным программам всех уровней в определенной области науки, производства, образования, культуры и искусства, проводит научную и научно-производственную деятельность.

Колледж – высшее учебное заведение или структурное подразделение университета (академии, института). Осуществляет подготовку специалистов с высшим образованием по образовательно-профессиональным программам бакалавра или младшего специалиста в одном (нескольких) родственных направлениях. Имеет необходимый кадровый потенциал, материально-техническую базу.

Техникум – высшее учебное заведение или структурное подразделение университета (академии, института), которое осуществляет подготовку специалистов с высшим образованием по образовательно-профессиональным программам младшего специалиста.

В соответствии с образовательно-квалификационными уровнями подготовки студентов и способами реализации образовательно-профес­сиональных программ в системе образования могут действовать высшие учебные заведения нескольких уровней аккредитации:

-  высшие учебные заведения первого уровня аккредитации (техникум, училище), которые готовят специалистов: на основе полного общего среднего образования – с присвоением квалификации младшего специалиста или на основе базового общего среднего образования – с присвоением квалификации младшего специалиста и одновременным получением полного общего среднего образования;

-  высшие учебные заведения второго уровня аккредитации (колледжи и прочие приравненные к ним по результатам аккредитации высшие учебные заведения), которые готовят специалистов на основе полного общего среднего образования с присвоением квалификаций младшего специалиста или бакалавра;

-  высшие учебные заведения третьего уровня аккредитации (академии, институты и прочие приравненные к ним по результатам аккредитации высшие учебные заведения), которые готовят: специалистов на основе полного общего среднего образования – с присвоением квалификаций бакалавра, специалиста;

-  высшие учебные заведения четвертого уровня аккредитации (университеты), которые готовят специалистов, магистров, а на основе высшего образования – в установленном порядке готовят кандидатов и докторов наук (то есть имеют аспирантуру и докторантуру).

В Украине в настоящее время действует 171 государственный вуз 3-4 уровней аккредитации, 559 государственных вузов 1-2 уровней аккредитации и 137 частных вузов. При значительном количестве частных вузов, к сожалению, лишь некоторые из них обладают достаточной материальной, методической, научной базой для подготовки специалистов высокой квалификации. В то же время они быстрее государственных вузов реагируют на потребности рынка в тех или иных специалистах.

Высшее образование все больше приобретает характер «продукта» для обеспеченных категорий населения, поскольку даже государственные вузы для того, чтобы возместить недостаток бюджетных средств вынуждены вводить обучение на компенсационной основе. Доля государственных мест для студентов становится все менее значительной, да и распределяются они очень часто неофициально.

Табл. 1. Стоимость обучения в вузах различных стран, $

Регионы и число стран

Среднее

образование

Высшее

образование

1985г.

1995г.

1985г.

1995г.

Развитые страны (22)

1982

4636

3498

5936

Северной Америки (2)

2900

5021

3761

5596

Азии и Океании (4)

1823

5390

3720

5488

Европы (16)

1385

4062

2975

6585

Страны с переходной экономикой (26)

473

377

666

457

Страны «третьего мира» (65)

74

165

602

967

Африканские (23)

72

66

1531

1211

Арабские (9)

364

360

2211

1588

Латиноамериканские (18)

153

352

548

937

Восточной Азии и Океании (8)

44

116

406

709

Южно-азиатские (5)

56

168

333

1058

Наименее развитые (17)

25

26

299

252

Все охваченные анализом страны мира (113)

532

1052

2011

3370

Платное высшее образование широко распространено за рубежом (табл. 1). И хотя в Украине его стоимость ниже, чем во многих развитых и даже развивающихся странах, здесь платная основа высшего образования носит несколько иной характер, нежели в странах, где оно существует уже длительное время.

Синтез принципов бесплатного высшего образования, культивировавшегося в условиях плановой экономики, и новых принципов образования (на компенсационной основе) создает искаженное восприятие платного обучения как руководством вузов, так и студентами. Так, уплачивая определенную сумму, студент считает, что он непременно должен получить за это диплом (а не определенные знания).

В Украине за последние годы растет образовательный уровень специалистов, работающих во всех сферах народного хозяйства. Растет популярность и престижность дипломированных специалистов экономических специальностей. Предприятия, способные организовать эффективную работу в условиях нестабильной экономики, организовывавшие свою работу на этапе становления лишь с опытными кадрами, в дальнейшем, на этапе стабильной работы ориентируют кадровую политику на подготовку молодых специалистов с высшим образованием, финансируют их обучение с последующим трудоустройством.

Искусственное расширение сферы для обучения привело к сокращению конкурса при приеме в вузы. В настоящее время это обусловлено, главным образом, увеличением числа вузов за счет коммерческих, расширением сферы действия ранее существовавших вузов путем создания филиалов в различных областях страны; а с другой стороны, сокращение доли государственных мест в вузах привело к тому, что плата за обучение не всегда доступна для родителей потенциальных студентов.

Расширяется система взаимосвязи вузов первого-второго и третьего-четвертого уровней аккредитации. Из вузов более низких уровней аккредитации 10% выпускников поступают в вузы с высокой степенью аккредитации на второй и третий курсы. Такая система работы позволяет способным студентам продолжать образование, следовательно, обеспечивает более качественные и полные знания выпускаемых специалистов.

Интересен момент «отсева» студентов в процессе «продвижения» от первого до пятого курса. В Москве до 1917г. в Петровско-Разумовской Академии на первый курс принимали 100 человек, а оканчивали ее лишь 10. В Англии и Франции в настоящее время отсев составляет около 50% принятых на первый курс, в Италии – до 70%. У нас процент отсева значительно меньше, но не потому что наши студенты более прилежны в учебе. Такая тенденция сохранилась еще со времен административной системы, когда главным был показатель соотношения студентов, поступивших и окончивших вуз, а не качество их знаний и реальность оценок в дипломе. В настоящее время это явление поддерживается еще и тем, что вузам экономически невыгодно исключать студентов, обучающихся на компенсационной основе.

Вузы Украины осуществляют подготовку специалистов по широкому спектру экономических специальностей:

7.050.103 Международная экономика,

7.050.107 Экономика предприятий,

7.050.205 Менеджмент внешнеэкономической деятельности,

7.050.104 Финансы и кредит,

7.050.105 Статистика,

5.050.106 Учет и аудит,

7.050.108 Маркетинг,

7.050.208 Информационные системы в менеджменте,

7.050.201 Менеджмент производственной сферы,

6.060.101 Право,

7.050.204 Административный менеджмент.

В шифре специальности указывается: 5 – бакалавр, 6 – специалист, 7 – учебное заведение может готовить магистров.

Кроме основной специальности студент может овладеть специализацией. Введение специализаций и расширение их спектра позволило ориентировать вузы на формирование специалистов с углубленными профессиональными знаниями и навыками (табл. 2). В то время как ранее вузы выпускали специалистов «широкого профиля», которые, обладая солидным запасом знаний (общей эрудицией, нежели профессиональной пригодностью), с трудом приспосабливались к выполнению конкретных функциональных обязанностей.

Для нормального функционирования экономики страны система образования должна представлять современные и перспективные потребности в специалистах по сферам и профилям деятельности.

Табл. 2. Профессиональная сфера деятельности в бизнесе

Сфера
деятельности

Основные цели деятельности

Экономист-консультант

Оказывает профессиональные услуги: информационные, маркетинговые, экономические, финансовые.

Менеджер

Планирует, организует, управляет, контролирует выполнение основных функций в предприятии и организации

Экономист

Изучает область производства, анализирует взаимодействие факторов спроса и предложения, формирует планы эффективного использования сырья, материалов и других ресурсов

Аналитик-математик

Оценивает риск инвестиций, разрабатывает методы контроля качества в производственном процессе

Исследователи маркетинга

Анализирует состояние рынка, организует обследование, проводит опросы с целью определения возможности продвижения новых товаров и услуг, их рентабельности, стратегии рекламы и дизайна

Экономист-исследователь

Изучает возможности улучшения качества продукции и услуг личного потребления

Менеджер по рекламе

Управляет рекламными программами агентства в соответствии с заказами своих клиентов

Специалист по займам

Определяет уровень кредитоспособности будущих клиентов, которые обращаются за кредитами в коммерческие банки

Аналитик по ценным бумагам

Определяет доходность акций, будущие прибыли и дивиденды отдельных компаний

Актуарий страховой компании

Обрабатывает и анализирует статистические данные для выявления прибыльных и конкурентоспособных уровней страховых премий

Диспашер (специалист по оценке убытков)

Расследует все претензии по выплате страховок и поддерживает контакты с теми клиентами, которые обращаются за возмещением убытков в соответствии с обязательствами страховой компании по страховому полису

К сожалению, государственные вузы неспособны достаточно быстро оценивать ситуацию на рынке труда, перестраиваться в соответствии с требованиями рынка, а коммерческие – не имеют достаточной материальной базы, хуже обеспечены кадрами преподавателей. Поэтому, при значительном количестве вузов, занимающихся подготовкой специалистов в области экономики, выпускаемые ими ежегодно молодые специалисты не имеют возможности устроиться на работу, не имея не только опыта работы, но и знаний, соответствующих реальной экономической ситуации.


Организация обучения студентов экономических специальностей - 5.0 out of 5 based on 1 vote