10 | 12 | 2016
Экономика
Литература

Требования к формированию специалистов. Методы их реализации в процессе обучения

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса)

1.2. Требования к формированию специалистов. Методы их реализации в процессе обучения.

Одной из значимых при трансформации административной экономики в рыночную является специальность экономист. Изменились хозяйственные механизмы – изменились и требования к специалистам. От чистого исполнительства произошел переход к потребности в самостоятельном мышлении и действиях, от действий по заданному регламенту – к экономическому обоснованию вырабатываемых решений, от преимущественно административного воздействия к поиску коммерческой выгоды, от работы в стабильных условиях недостаточного ресурсного обеспечения к деятельности в условиях неопределенности и риска.

Развитие в мире определяется тремя факторами – высокой технологией, информатизацией и интернационализацией. Поток информации будет в связи с этим стремительно увеличиваться, ее содержание усложняться, и это уже сейчас диктует необходимость в специалистах, способных принимать адекватные решения, что немыслимо без высокоразвитого логического мышления.

Расточительство человеческих ресурсов чревато самыми серьезными последствиями в будущем. Поэтому главная задача – базисного обучения знаниям, культуре общения, нравственным нормам, обеспечивающим внутреннюю готовность человека в дальнейшем на протяжении всей жизни пополнять знания, расширять кругозор, повышать квалификацию, имея при этом твердую гарантию вознаграждения в виде увеличения заработка или других форм поощрения по мере роста профессионального и культурного уровня.

К любой специальности человек имеет или не имеет склонность и, чтобы его выбор соответствовал способностям, нужно тестировать, отбирать способных еще в начальной школе, направлять их развитие по пути максимальной реализации способностей. Перспективных лиц с задатками пловца выбирают еще в 2 года, фигуриста, балерину – в 3 года. Так и любая другая профессия требует раннего отбора и своевременного развития.

Автором в 1990г. был проведен подобный эксперимент по отбору на конкурсной основе школьников с задатками менеджера. В самых отдаленных районах Крыма из 668 школьников девятых классов были отобраны 22 человека. Они прошли тестирование на соответствие личных качеств профессии менеджера внешнеэкономической деятельности, приняли участие в развивающих отборочных играх по предпринимательству и психологии, где показали свои способности и были зачислены в десятый класс при сельскохозяйственном институте. Здесь они кроме общеобразовательной программы осваивали азбуку будущей профессии, а также ликвидировали свои «пробелы» в освоении школьной программы по иностранному языку и математике. После успешного окончания школы они были приняты в институт в группу менеджеров и, успешно окончив институт, работают в бизнесе.

Такие специалисты адресуются для деятельности в области международных экономических связей. они востребованы в производственных структурах (государственных и частных предприятиях, осуществляющих ВЭД), в сфере инфраструктуры рынка (инновационных и инвестиционных фондах, банках, биржах, страховых фирмах), в сфере образования и науки (вузы, НИИ, консалтинговых и венчурных фирмах, в технопарках и технополисах).

Каждому в условиях рынка предстоит познать экономические законы, теорию и практику рыночных отношений, легальные и теневые стороны бизнеса. Нужно знать финансы, банковское дело, правовые аспекты хозяйствования, внешнеэкономическую деятельность.

Но теории мало, нужно умение определять экономическую эффективность и социальные последствия проводимых мер, обеспечивать конкурентоспособность продукции, услуг в рыночной среде. Важно овладеть компьютером и разговорным иностранным языком, если есть желание зарабатывать деньги интеллектом.

Трудно работать с людьми, с их радостями и горестями, и надо, чтобы поставленная тобой сверхзадача совпала с желаниями и убеждениями тех, кто их станет выполнять. Здесь нужен серьезный труд. Нужно искусство управления, психология общения. Ни кредит, ни широкие связи не смогут заменить предприимчивому человеку его постоянного самообразования, особенно тем, чья деятельность связана со сферой искусства общения. Успех в бизнесе определяется личным доверием к партнеру, мнение о котором формируется в процессе общения и деловых отношениях. Для успеха в бизнесе еще в стенах института важно развить: способность управлять собой, навыки решать проблемы, способность к инновациям, знание современных управленческих подходов.

Специалист должен иметь высокий уровень общечеловеческой и профессиональной культуры, знать теорию макро - и микроэкономики, теорию и практику рыночных отношений, владеть широкой информацией об отечественных и мировых рынках товаров и услуг, владеть методикой прогнозирования рынка капитала, товаров и рабочей силы, владеть 2-3 иностранными языками.

Специалист должен иметь хорошую теоретическую и практическую экономическую подготовку, уметь создавать благоприятные условия для реализации принципа предприимчивости в ходе экономической деятельности.

Специалист должен знать:

·  перспективные направления в технологии и «ноу-хау» в избранной сфере деятельности в своей стране и странах возможных партнеров;

·  экономику рыночного типа;

·  систему транспортировки, хранения и реализации продукции;

·  экономику региона своей специализации, финансы, банковское дело и аудит, маркетинг, международные экономические отношения;

·  систему экономических отношений между предприятиями внутри страны и с зарубежными партнерами;

·  принципы ценообразования и конъюнктуру цен на товары, сырье и услуги внутри страны и во взаимном экономическом обмене между зарубежными партнерами;

·  официальные и теневые стороны бизнеса;

·  государственное, торговое, хозяйственное, финансовое право и валютное законодательство;

·  международное экономическое право.

Специалист должен уметь:

·  использовать методы экономического стимулирования производственной деятельности;

·  анализировать балансы и оценивать реальные возможности предприятий;

·  определять экономическую эффективность производственной деятельности и инвестиций;

·  применять знания географии, истории, экономики, политики других стран и народов для решения экономических целей своей деятельности;

·  располагать людей к себе и склонять их к своей точке зрения;

·  раскрывать людей (по почерку, жестам, мимике, позе, другим проявлениям);

·  привлекать новых клиентов, поддерживать деловую инициативу своих сотрудников;

·  анализировать балансы партнеров, пользоваться компьютерной и другой современной оргтехникой;

·  обеспечивать конкурентоспособность своей продукции и услуг на внутреннем и мировом рынке;

·  оформление документов (контрактов, договоров и пр.).

Специалист должен владеть навыками:

·  управленческого общения;

·  использование компьютерных технологий;

·  мотивации и стимулирования труда;

·  правовых гарантий принимаемых решений;

·  расчетных работ по принимаемым решениям (составление смет, ценообразование).

Для формирования этих знаний, умений и навыков изучается широкий спектр профессиональных дисциплин: микро - и макроэкономика, основы рыночных отношений, мировая экономика, математическая статистика, финансы, кредит и денежное обращение, конъюнктура мировых товарных рынков, внешнеэкономическая деятельность, финансы отрасли, финансовый, управленческий и налоговый учет, международный учет, менеджмент, маркетинг, деловой протокол, основы предпринимательства, банковское и биржевое дело, страховая деятельность и налоговые системы. Широко изучаются основы программирования, экономико-математические методы, теория информатики. Задача состоит в том, чтобы освоить компьютер не только в режиме пользователя, но и уметь составлять программы.

Широк спектр изучаемых правовых дисциплин: государство и право, международное экономическое право, правовое регулирование внешнеэкономической деятельности, таможенное законодательство, финансовое право и валютное законодательство.

В ходе занятий используются активные методы обучения. Такие дисциплины, как «Деловой протокол», «Основы рыночных отношений», «Международное экономическое право», «Валютное законодательство», «Внешнеэкономическая деятельность», «Основы предпринимательства», «Маркетинг» изучаются на примере деловых игр и решения ситуаций. Ход усвоения изучаемого материала систематически контролируется.

Программой предусмотрены три производственные практики: по изучению практической экономики в избранной студентом сфере деятельности (после третьего курса), по основам предпринимательской деятельности (после четвертого курса) и внешнеэкономической деятельности (на пятом курсе). Первые две практики по 1,5 месяца, а последняя – два месяца. Кроме того, большинство студентов, начиная с третьего курса учебу совмещают с работой в избранной сфере деятельности. И делают это не столько ради заработка, сколько ради того, чтобы быстрее приобрести практические навыки.

Те студенты, которые изучают иностранный язык более прогрессивно, имеют возможность параллельно с учебой в университете, пройти стажировку в Англии, Германии, Франции, Бельгии.

Несмотря на то, что в целом обучение удовлетворяет и преподавателей и студентов, имеются факты отчисления студентов, перевода их на общепрофильный экономический факультет. Это те из студентов, которые не привыкли к систематической работе, к высокой нагрузке. А ведь, чтобы специалист смог стать высококвалифицированным, смог выстоять в конкурентной борьбе он должен уметь трудиться, только в этом случае он способен работать в напряженном, деловом ритме.

Завершается учеба защитой выпускной работы на IV курсе (бакалавры) и защитой дипломной работы на V курсе (специалисты). Защита ведется на английском языке в присутствии экзаменационной комиссии. При желании, выпускник, получивший специальность «Менеджмент внешнеэкономической деятельности», может продолжить обучение и получить квалификацию магистра. Возможна и дальнейшая учеба в аспирантуре, где готовится и защищается диссертация по избранной теме исследования.

Выпускающей кафедрой по специальности «Менеджмент внешнеэкономической деятельности» является кафедра агробизнеса. Здесь работают квалифицированные преподаватели, научные работники, аспиранты. За годы работы кафедра подготовила десятки книг, брошюр, учебных пособий. Среди них «Основы предпринимательства», «Управленческое консультирование», «Управление сельскохозяйственным производством», «Внешнеэкономическая деятельность», «Управление персоналом», «Методика экономических исследований», «Искусство управлять», «Деловой протокол» и многие другие. Они разошлись широким тиражом по Крыму, Украине и странам СНГ.