06 | 12 | 2016
Экономика
Литература

Профессионально-квалификационная модель специалиста

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.75 (2 Голоса)

1.3. Профессионально-квалификационная модель специалиста.

Обучение в вузе должно ориентировать студента на приобретение конкретных навыков, знаний, умений, необходимых в его будущей профессиональной деятельности. С перестройкой системы образования в соответствии с требованиями рынка растет потребность в специалистах, обладающих специализированными знаниями высокого уровня. Поэтому увеличивается количество специальностей и специализаций, по которым ведется обучение в вузах Украины.

Требования к специалисту концентрируются в зависимости от субъектов, с которыми специалисту предстоит сотрудничать в будущей профессиональной деятельности (табл. 3). Первая лекция, которую студент слушает на первом курсе, называется «Введение в специальность».

Открывая специальность или специализацию, руководство вуза готовит профессионально-квалификационную модель специалиста, которого предстоит подготовить. Поскольку открытие специальности начинается с этой модели, то целесообразно знакомить с ней первокурсников. Тогда каждый из них будет иметь возможность достаточно реально представить свои дальнейшие перспективы. Может быть тогда будет меньше казусов, когда человек с высшим образованием работает далеко не по своей специальности, понимая, что эта работа ему гораздо ближе.

Профессионально-квалификационная модель определяет совокупность требований к специалисту в соответствии с направлением его деятельности. Для выпускника, получающего ту или иную специальность, определяется круг профессиональных задач (табл. 4).

Табл. 3. Требования субъектов к специалистам экономического профиля

Целеопределяющий субъект

Содержание обобщенных требований

Мировое
сообщество

Осознание и определение идей международного взаимопонимания, терпимости и солидарности народов и стран, а также признание разнообразия культур.

Признание идеи сохранения мира, уважения прав народов и прав человека.

Объективная оценка исторических и современных явлений, социально-экономических процессов мировой общественной жизни.

Понимание важнейших мировых проблем, их выявление и оценка.

Государство

Понимание глобальной роли и социально-экономической политики государства, ее стратегии и тактики.

Постижение внешне - и внутригосударственных проблем, их выявление и оценка.

Осознание проблемы развития государственности.

Понимание роли и места межгосударственных и межправительственных структур в общественных отношениях.

Потребитель

Создание цивилизованного имиджа организации, службы.

Осознание приоритетности потребностей и интересов потребителей в социально-экономическом развитии систем.

Понимание рыночных отношений как основы в сфере цивилизованной социально-ориентированной деятельности систем.

Изучение, формирование и использование цивилизованных рыночных отношений.

Специалист

Обеспечение эффективности в процессе функционирования и развития фирмы.

Управление учетно-финансовыми процессами, службой, экономикой, коллективом, группами людей, собою и своим временем.

Осознание потребности в постоянном совершенствовании деловых и личных качеств.

Способность усваивать и реализовывать научные, культурные достижения мировой цивилизации.

Личность

Знать и выполнять нормы законодательства и уметь защищать свои права.

Знать и придерживаться общепринятых норм поведения и цивилизованной морали в межличностных отношениях и в обществе.

Понимание необходимости профессиональной мобильности.

Умение реализовывать свои потенциальные возможности.

Знание иностранного языка на уровне профессионального и бытового общения.

Умение правильно использовать власть, собственную компетенцию.

Характеризоваться: выносливостью, аккуратностью, аналитическим умом, развитым абстрактного мышления, умением мыслить комплексно и системно, творческой активностью, деловитостью, социально-ориентированной предприимчивостью, умением работать в условиях неожиданностей и риска, дисциплинированностью, чувством ответственности, организаторскими способностями, уравновешенной эмоциональностью, высоким интеллектуальным уровнем, интеллигентностью, умением находить контакт с подчиненными, коммуникабельностью, быть стойким к стрессовым ситуациям, высоким формальным и неформальным

Табл. 4. Основные социально-профессиональные задачи специалиста 7. 050. 104 «Финансы и кредит»

Должность

Основные должностные обязанности

Основные социально-профессиональные и
профессиональные задачи

1

2

3

Руководитель финансового отдела системы АП

Руководить и непосредственно принимать участие в проектировании (или совершенствовании) подсистем: организационной, технологической, управление финансами; мотивации, информационного обеспечения, контроля эффективности использования финансовых ресурсов.

Руководить и непосредственно участвовать в разработке стандартов, обосновании системы экономических и финансовых показателей, оценки субъектов деятельности.

Руководить и самому участвовать в разработке системы документов-регламентов регулирования финансово-экономических отношений.

Руководить и непосредственно участвовать в проведении финансового анализа и оценке явлений, процессов, диагностики системы.

Организовывать финансовую работу на предприятии и обеспечивать ее эффективность.

Организовывать финансовое обучения работников предприятия.

Готовить необходимые материалы для органов управления.

Обеспечивать эффективность работы финансовой службы.

Распределять функции, права и ответственность между работниками финансово-экономической службы.

Осуществлять контрольные функции за финансовой деятельностью предприятия.

Организовывать своевременность расчетов с контрагентами.

Обеспечивать эффективность использования финансовых ресурсов.

Организация разработки и обоснования текущих и оперативных финансовых планов, управленческих решений реализации стратегических программ и проектов.

Формирование системы документов-регламентов регулирования финансовых отношений. Обоснование системы финансовых показателей, нормативов-стандартов, оценки финансовой деятельности предприятия.

Обеспечение финансовыми ресурсами выполнения программ, достижение целей и реализации задач, конкурентного статуса формирования.

Информационное обеспечение субъектов собственности, властей и функциональной ответственности.

Методическое обеспечение финансовой работы на предприятии.

Организация и совершенствование финансовой работы в организационных формированиях.

Организация и совершенствование экономического обучения в организационных формированиях.

Распределение функций, прав и ответственности между работниками финансовой службы.

Организация мониторинга реализации финансовых планов.

Организация работы финансовой службы.

Организация заключения контрактов с контрагентами и заготовительными организациями.

Обеспечение высокого уровня результативности финансовой деятельности.

Укрепление финансового состояния формирования.

Обеспечение своевременного проведения расчетов с контрагентами.

Обеспечение эффективности использования финансовых ресурсов.

1

2

3

Экономист-финансист в системе АП

Разрабатывать прогнозы и проекты прямых, венчурных и перспективных инвестиций; выполнять необходимые по ним расчеты, оценивать альтернативные варианты вложения капитала, учитывая степень риска и размер дохода, выбирать оптимальные варианты.

Разрабатывать проекты перспективных и текущих финансовых планов поступления и затраты иностранной валюты, доводить показатели этих планов подразделениям хозяйствующего субъекта.

Определять показатели коммерческого расчета. Доводить эти показатели исполнителям.

Определять объемы поступления и расходования денежных средств.

Определять кредитные взаимоотношения. Составлять кассовые планы, кредитные заявления, кредитные согласия. Участвовать в составлении гарантийных писем, свидетельств и т. п.

Оформлять финансовую документацию.

Анализировать финансовое состояние хозяйственного субъекта и его подразделений, финансовые результаты хозяйственных заказов, эффективность использования финансовых ресурсов, уровень валютной самоокупаемости.

Контролировать выполнение плановых финансовых показателей, соблюдение кассовой дисциплины, своевременность поступления денежных средств, в т. ч. валютной выручки от экспорта продукции, расчетов с иными субъектами, налоговыми органами, банками, органами государственного управления.

Вести переписку по расчетам, не уплаченным в установленные сроки.

Участвовать в разработке и внедрении предложений по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта и его подразделений.

Подготавливать отчетность о выполнении финансового плана по формам и в сроки, установлении для хозяйственного субъекта.

Обеспечение выполнения целевой производственной программы. Информационное обеспечение субъектов управленческой деятельности согласно центров ответственности. Финансовое регулирование экономических отношений.

Осуществлять проверку финансовой деятельности всех подразделов, давать им соответствующие указания, направленные на повышение отдачи финансовых ресурсов, вложений капитала и рациональной организации финансовой работы.

Формирование банка данных по задачам, которые решаются в финансовых объектах и центрах ответственности.

Организация субъектов финансовой деятельности. Регламентация субъектов финансовой деятельности. Обеспечение движения документов согласно графиков. Организация финансовой работы.

Формирование системы АРМ - экономист финансист.

Контрольно-аналитическое обеспечение процессов производства, управления коммерческой деятельностью. Защита интересов предприятия в системе макро - и микроэкономических связей связей.

 

Ориентация будущего специалиста на конкретные должности, конкретные задачи будет способствовать формированию его мотивации к обучению, а соответственно, повышению эффективности процесса обучения.

Профессиональная ориентация студентов должна начинаться с первого дня учебы в вузе. Такая ориентация будет более эффективной, если студент примет в ней активное участие. Для этого необходимо с первого курса вовлечь студента в учебный процесс путем применения активных форм обучения.

 


Профессионально-квалификационная модель специалиста - 4.5 out of 5 based on 2 votes