03 | 12 | 2016
Экономика
Литература

Машиностроительный комплекс Украины

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.00 (1 Голос)

Лекция

Машиностроение и металлообработка, которая является функциональным ядром межотраслевого машиностроительного комплекса (ММК), - важная отрасль народного хозяйства Украины. Исключительное значение этой отрасли состоит, прежде всего, в том, что она обеспечивает выпуск орудий труда для материального и нематериального производства, радикально приумножает производительные силы и интеллектуальные возможности человека. ММК является проводником в научно-техническом прогресса.

В 2000 г. на долю машиностроения приходилось 35,3% общего объема промышленной продукции Украины, 43,1% среднегодового количества промышленно-производственного персонала и 27,9% стоимости его промышленно-производственных фондов.

Единство машиностроения и металлообработки (включая научные, конструкторские организации, подготовку кадров, управление), как комплекса, обеспечивается общей целью – производством машин, оборудованием, металлическими изделиями, которые ставят перед собой объединяющие предприятия предметной специализации, прежде всего те, которые вырабатывают продукцию общемашиностроительного назначения (металлообрабатывающие станки, кузнечно-прессовые машины, литейное и сварочное оборудование, инструмент), а также заводы технологической специализации (литейные предприятия и цеха в составе машиностроительных заводов с широким полем их межзаводских связей) и предприятия по детальной (узловой и агрегатной) специализации, которые производят изделия межотраслевого использования (двигатели, подшипники, редукторы, крепежные элементы). Наиболее характерной для машиностроения становится узловая форма структур. Ее ядром является сборочный завод, который получает комплектующие изделия (узлы, агрегаты, детали) от узкоспециализированных предприятий.

МБК имеет тесные прямые и обратные связи с другими межотраслевыми комплексами (металлургическим, химическим, АПК), получая от них энергию, сырье и материалы и поставляя им машины. Поэтому он играет значительную роль в формировании интегральных (общих) территориально-производственных комплексов промышленных и экономических районов.

Отметим еще одну важную функцию машиностроительного комплекса Украины – его международную специализацию, в особенности в рамках СНГ и других государств бывшего СССР. Украина изготовляет 36 % всех электродвигателей переменного тока (Россия – 22,7 %, Беларусь – 12,8 %), 100% роторных экскаваторов. кукурузно - и свеклоуборочных комбайнов 95 % угольных комбайнов, 40 % доменного и сталеплавильного оборудования, около 50 % силовых трансформаторов, 23,6 % металлорежущих станков (Россия – 47,2%, Беларусь – 9,8%), 25,7% кузнечно-прессовых машин (Россия - 64,7%), 17,8% нефтеаппаратуры (Россия - 80,6%), 28,4% химического оборудования и запчастей к нему (Россия - 63,5%), 26,3% сельскохозяйственных машин (Россия — 59,6%), 29,6% экскаваторов (Россия - 61,2%), 29,4% машин и оборудования для животноводства и кормопроизводства (Россия - 32%, Беларусь - 22,7%), 23,7% мостовых электрических кранов (Россия 50,3%, Узбекистан – 24,1 %), 35,8% телевизоров (Россия – 44,8%).

Размещение основных отраслей

Многоотраслевая структура машиностроения и металлообработки, его технико-экономические особенности (конструкционная сложность машин и широкая специализация и кооперирование, металло - и трудоемкость, малотранспортабельность и т. п.) предопределяют специфику размещения различных отраслей. Решающее значение при этом имеют такие факторы, как потребительский, сырьевой, трудовой, научный, и в особенности удобное транспортно-географическое положение или их благоприятное сочетание. Ориентация на потребителя - ведущий фактор размещения предприятия машиностроения, поскольку более дешево перевозить металл и комплектующие изделия, чем громоздкие машины.

Размещение машиностроения находится в прямой зависимости от технико-экономической специфики производства, прежде всего от таких его особенностей, как конструктивная сложность изделий и широкое развитие специализации и кооперирования. По особенностям технологии ряд отраслей машиностроения тяготеет к научным центрам, в которых сосредоточены высококвалифицированные технические кадры, и производственным объединениям. Из факторов, которые влияют на размещение машиностроения, особое место принадлежит специализации и кооперированию. Специализация обнаруживается здесь не только в обособлении отдельных производств, но и в разделении труда между предприятиями внутри отраслей. Так, станкостроительные заводы специализируются по типам станков (токарные, фрезерные, револьверные, расточные, станки-автоматы и др.); в автомобилестроении одни предприятия выпускают грузовые машины, другие - легковые или автобусы. Аналогичное наблюдается и во многих других отраслях машиностроения. Постоянное углубление разделения труда в машиностроении делает более тесным кооперирование между разными отраслями.

Тяжёлое машиностроение

Тяжёлое машиностроение - одна из основных отраслей специализации в территориальном разделении труда. Оно включает производство машин и оборудования для металлургической, горной, угольной, химической, нефтяной, газовой промышленности, транспорта, мощных паровых и гидравлических турбин и т. п. Предприятия тяжёлого машиностроения размещены преимущественно в Донецко-Приднепровском экономическом районе, они ориентируются на центры массового производства металла.

Для тяжёлого машиностроения характерны предприятия полного производственного цикла (заготовка - механическая обработка - сборка); некоторые из них выпускают продукцию небольшими сериями и даже индивидуального назначения. Основные центры металлургического и горнорудного оборудования размещены возле металлургических предприятий.

Наибольшим предприятием тяжёлого машиностроения в Украине является Новокраматорский завод им. В. И. Ленина (г. Краматорск Донецкой области). Он производит оборудование для металлургических заводов, подъемно-транспортные установки для горнодобывыющей промышленности, роторы для турбин, большие шагающие экскаваторы, металлоконструкции, прокатные станы и другую продукцию.

Горловский машиностроительный завод им С. М.Кирова изготовляет тяжёлые врубовые машины, компрессоры, насосы, скипы для поднятия из шахт угля, угольные комбайны, струги, породопогрузочные и прочие сложные машины для разных отраслей горной промышленности. Большие машиностроительные заводы расположены в Донецке, Харькове, Луганске, Днепропетровске, Кривом Роге. Они выпускают оборудование для металлургических заводов, горно-шахтное, кузнечно-прессовое оборудование, сложные станки и турбины. Эти заводы тяготеют как к центрам производства металла, так и к потребителям готовой продукции.

Тяжёлое машиностроение и в дальнейшем ориентировано на обеспечение украинских потребностей в оснастке металлургической, энергетической, угольной, горно-рудной и других отраслей промышленности.

Транспортное машиностроение

Транспортное машиностроение поставляет народному хозяйству тепловозы, электровозы, железнодорожные вагоны, морские и речные суда, самолеты, грузовые и легковые автомобили, автобусы. Производство тепловозов металлоемкое, поэтому тяготеет к центрам металлургии и развитого железнодорожного транспорта. Тепловозостроение сформировалось на базе паровозостроения; оно сосредоточено в Луганске и Харькове, где размещены наибольшие в СНГ Луганский тепловозостроительный завод и Харьковский завод транспортного машиностроения. Эти заводы с 1947 г. полностью перешли на производство тепловозов. Ряд предприятий специализируется по ремонту тепловозов. Наибольшие из них размещены в больших городах и железнодорожных узлах: в Киеве, Львове, Днепропетровске, Полтаве, Одессе, Запорожье, Конотопе, Дружковке. С начала 90-х годов в г. Днепропетровске организован выпуск магистральных электровозов.

Вагоностроение в Украине начало развиваться еще со второй половины XIX столетия в Днепродзержинске и Крюкове (теперь - правобережная часть Кременчуга). Ныне вагоностроительные заводы специализируются на производстве большегрузных железнодорожных вагонов. Вагоностроительные заводы работают в Кадиевке, Кременчуге, Днепропетровске. В Мариуполе на заводе тяжёлого машиностроения налажено производство железнодорожных цистерн и цельнометаллических вагонов. Кроме того, производство вагонов есть на некоторых больших вагоноремонтных заводах, например, Дарницком в Киеве.

Вагоноремонтные заводы размещены в больших железнодорожных узлах, в Киеве, Львове, Харькове, Одессе, Полтаве, Запорожье, Днепропетровске, Конотопе, Попасном. Для ремонта подвижного состава городского электротранспорта в больших городах (Киеве, Харькове, Одессе, Днепропетровске, Донецке, Львове и др.) созданы специальные ремонтные заводы. Наибольший из них - Киевский завод городского электротранспорта им. Дзержинского.

В настоящее время вагоноремонтные заводы осуществляют программу капитального ремонта и реставрации старого подвижного состава. В Луганске организовано производство дизель-поездов и трамваев, в г. Днепропетровске - пригородных электропоездов и троллейбусов.

Морское судостроение в Украине начало развиваться в конце XVIII ст. Первая верфь была сооружена в 1779 г. в Херсоне. В 1787 г. ее перевели в г. Николаев как место, более удобное для выхода в Черное море. Первое судно в Николаеве сошло со стапелей в 1790 г. Здесь сооружаются грузовые и пассажирские суда преимущественно для потребностей торгового флота.

Наибольшим центром морского судостроения в Украине является г. Николаев, где работают три судостроительных завода - Черноморский, «Океан», им. 61 Коммунара. Они выпускают разнообразные океанские и морские суда - танкеры, сухогрузы, дизель-электроходы.

Вторым центром морского судостроения стал Херсон. Здесь размещен судостроительно-судоремонтный завод им. Коминтерна, который сооружает разные типы океанских и морских судов. Судостроительный изготовляет доки для морских портов и портальные краны.

В Киеве выпускают морские траулеры. Крупный судостроительный завод «Залив» функционирует в Керчи.

Судостроение и судоремонт развиты в больших морских портах: Одессе, Ильичевске, Севастополе, Мариуполе.

Речное судостроение размещено в основных речных портах. В Киеве на заводе «Ленинская кузница» строят пассажирские и буксировочные суда, траулеры, рефрижераторы. Судостроение в Киеве существует уже свыше 100 лет.

Завод речного судостроения есть в Херсоне; здесь выпускают катера, теплоходы, земснаряды, судна озерного типа. Речное судостроение и судоремонт есть в Запорожье, Измаиле, Вилкове, Килии (на Дунае).

Судостроительная промышленность развивается в направлении дальнейшего увеличения выпуска океанских и больших морских сухогрузных судов и танкеров, рыбопромышленных и приемотранспортных судов, пассажирских теплоходов, лесовозов, судов на подводных крыльях, на воздушной подушке и мощных грузовых судов типа «река-море», барж, плавучих доков.

В структуре автомобильной промышленности выделяются специализированные автозаводы. Одни из них выпускают грузовые, другие - легковые автомобили, автопогрузчики, автобусы. Автомобилестроение ориентируется на научно-техническую базу, поэтому сосредоточено в больших промышленных центрах.

Первенцем автомобилестроения в Украине стал Львов, где был сооружен наибольший в СНГ автобусный завод на базе завода автопогрузчиков. В Одессе работает завод, который выпускает автокраны, а в Кременчуге - завод мощных большегрузных автомобилей. Запорожье выпускает микролитражные автомобили «Таврия». Для обеспечения их моторами построен моторный завод в Мелитополе. Освоено производство небольших пассажирских автомашин в Луцке. Сооружен автосборочный завод в Луганске. В последнее время осуществляются межгосударственные проекты «ЗАЗ-Daewooo» (Запорожье, Одесса), ряд авторемонтных заводов на базе сборки узлов производят автомобили «ВАЗ», «АЗЛК», «Волга» и др.

Автомобильная промышленность кооперируется с заводами, которые выпускают двигатели, отдельные узлы и агрегаты автомобилей (Мелитополь, Полтава, Кременчуг, Херсон, Чернигов, Синельниково), электрооборудование (Херсон), подшипники (Харьков, Винница), приборы, металлические изделия; созданы специализированные предприятия для выпуска запасных частей (Чернигов и др.).

В Украине много авторемонтных заводов, которые специализируются на ремонте разных типов автомобилей. Наибольшие из них построены в больших городах: Киеве, Харькове, Львове, Виннице, Днепропетровске, Запорожье и др.

Самолетостроение начало развиваться с 1925 г., когда был построен первый самолет для гражданской авиации. Теперь есть несколько центров самолетостроения, которые специализируются на выпуске самолетов и вертолетов: Киев, Харьков и Запорожье.

Энергетическое машиностроение выпускает в основном энергетические аппараты, станционные и турбинные трубопроводы и другую аппаратуру.

Турбо-, дизелестроение и электротехника

Начало турбостроения в Украине положено в 1935 г., когда был сдан в эксплуатацию Харьковский турбинный завод имени С. М. Кирова. На этом заводе выпускают турбины большой мощности для тепловых, пароконденсационных, газотурбинных, атомных и гидравлических электростанций. Работают еще три специа-лизированных предприятия энергетического машиностроения - Монастырищенский машиностроительный завод (Черкасская область), Полтавский турбомеханический и Кадиевскнй машиностроительный (Луганская область).

Предприятия дизелестроения вырабатывают дизели и генераторы, и дизель-генераторы, силовые установки для морских и речных судов, тепловозов, дизель-поездов, буровых механизмов, электростанций. Центры энергетического дизелестроения: Токмак (Запорожская область), Первомайск (Николаевская область), Берислав (Херсонская область).

Элекротехническая промышленность - отрасль Машино-строения, предприятия которой выпускают электрические машины, аппараты, приборы, кабели и другую продукцию, предназначенную для производства, передачи, преобразования и потребления электрической энергии. В 1900 г. был сооружен кабельный завод в Киеве, а в 1916 г. - электромеханический в Харькове. Большими центрами отрасли стали: Харьков, Киев, Запорожье, Днепропетровск, Полтава, Львов, Донецк, Одесса, Бердянск. Наибольшими предприятиями электротехнического машиностроения являются харьковские заводы «Электротяжмаш» им. В. И. Ленина, электромеханический (ХЭМЗ) и «Электромашина», Киевский исследовательский электромеханический, Первомайский электроме-ханический имени К. Маркса, Запорожский трансформаторный, Новокаховский электромашиностроительный, Полтавский электромеханический «Электромотор», арматурно-изоляторный в городе Славянске (Донецкой области), электроаппаратуры в городе Запорожье, электроосветительной арматуры во Львове, электроизмерительных приборов «Мегомметр» в Умани (Черкасской области) и др.

Производство кабелей размещено в Киеве, Бердянске, Харькове, Донецке, Одессе.

Электронная и радиотехническая промышленность

Электронная и радиотехническая промышленность - это относительно новые отрасли электротехнической промышленности, которые в особенности быстро развились в последние десятилетия. Продукция электронной и радиотехнической промышленности используется во всех отраслях народного хозяйства, в особенности в машиностроении, на транспорте, в связи, в управлении и учете (АСУ, вычислительные центры) и т. п. Предприятия ее размещены в больших промышленных центрах, где сосредоточены высококвали-фицированные кадры и расположены научно-исследовательские институты. Основные центры этой отрасли: Киев, Харьков, Днепропетровск, Львов, Симферополь, Одесса.

Из предприятий радиоэлектроники выделяются львовские заводы радиоаппаратуры («Электрон») и кинескопов, заводы Киева («Маяк», «Коммунист»), выпускающие телевизоры, магнитолы, магнитофоны, транзисторные радиоприемники и т. п. Ранее Симферопольский завод телевизоров первым в СНГ освоил производство телевизоров с большим экраном (сейчас этого завода нет), а Днепропетровский радиозавод - транзисторных приемников, цветных телевизоров «Янтарь». Киноаппаратуру выпускают заводы «Кипап» в Одессе и Киеве; электронно-вычислительные управляющие машины, полупроводники - в Киеве и Виннице. В Сумах налажено производство электронных микроскопов и других электронных приборов. Новыми центрами электронной и радиотехнической промышленности стали Ривне, Хмельницкий, Винница. Большие предприятия действуют в Харькове. Ныне отмеченные предприятия действуют по договорам с известными зарубежными фирмами Японии, Германии, США, Южной Кореи и др. стран.

Предприятия электронной и радиотехнической промышленности не требуют больших территорий. Отличаются небольшой материалоемкостью производства, высоким уровнем использования как мужской, так и женской рабочей силы, поэтому могут размещаться в больших промышленных центрах, где есть резервы женской рабочей силы (города Донбасса и Приднепровья), а также в небольших городах центральных и западных областей Украины, где еще недостаточно развита промышленность.

Для удовлетворения потребностей населения бытовыми электроприборами и аппаратурой созданы такие большие предприятия, как Киевский завод стиральных машин, Васильковский (Киевская область) и Донецкий заводы холодильников и др. Сегодня эти предприятия осуществляют сборку бытовой техники по лицензиям зарубежных фирм.

Станкостроение, приборостроение и инструментальная промышленность

 

Станкостроение в значительной мере предопределяет развитие всех отраслей машиностроения и металлообработки, поставляя им металлорежущие станки, устройства и запасные части. Предприятия станкостроения принадлежат к средне - и малометаллоемким, поэтому их размещают в больших, средних и даже маленьких городах.

По выпуску станков Украина занимает второе место в СНГ после России. Ей принадлежит значительное место в производстве металлорежущих станков, токарно-револьверных и радиально-сверлильных станков, токарных станков-полуавтоматов, станков с программным управлением.

Основные центры станкостроения: Киев, Харьков, Днепропетровск, Краматорск, Одесса, Запорожье, Львов. Неметаллоемкие заводы станкостроения размещены также в Мелитополе, Лубнах, Житомире, Корсунь-Шевченкове.

Наибольшие заводы станкостроения - это Краматорский тяжёлого станкостроения, Киевский станков-автоматов им. Горького, Харьковский агрегатных станков, Львовский фрезерных станков, Одесский станкостроительный им. В. И. Ленина, Житомирский завод станков - автоматов.

Некоторые из станкостроительных заводов реконструированы и расширены. Другая часть из них перепрофилирована.

Приборостроение и производство инструментов - составные части машиностроения Украины. Их предприятия не требуют большого количества металла, воды, топлива, специальных подъездных путей. Заводы занимают небольшие площади, поэтому исторически сложилось так, что наибольшими центрами приборостроения и производства инструментов стали большие города: Киев, Харьков, Днепропетровск, Одесса, Донецк, Запорожье, Львов и др. Именно здесь размещены большие машиностроительные заводы, научно-исследовательские институты и лаборатории, являющиеся потребителями продукции приборостроения и инструментального производства. Часть приборов и инструментов, изготовленных на предприятиях Украины, вывозят за пределы страны.

Среди приборостроительных заводов широкими масштабами производства и значительными связями по отправке готовой продукции выделяются Харьковский завод контрольно-измерительных приборов и Львовский завод электроизмерительных приборов.

Тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение

Тракторостроение - это отрасль машиностроения, предприятия которой вырабатывают разные типы тракторов, тракторные самоходные шасси, двигатели для тракторов и комбайнов, запасные части, агрегаты, узлы и детали к тракторам.

В Украине впервые начали производить колесные тракторы в 1923 г. на Токмакском заводе «Красный прогресс» и гусеничные на Харьковском паровозостроительном заводе, но эти предприятия выпускали их в небольшом количестве.

Массовое производство тракторов началось с введением в действие Харьковского тракторного завода.

Наибольшие предприятия отрасли: Харьковский тракторный, тракторных самоходных шасси, моторостроительный «Серп и молот», «Поршень» (выпускает запасные части к тракторам); Винницкий завод тракторных агрегатов, Киевский им. Лепсе и др. Тракторы выпускаются также на днепропетровском «Южмаше», харьковском «Заводе им. Малышева». Ныне в Украине действуют 22 предприятия этой отрасли.

Кроме этого, имеется свыше 80 предприятий сельскохозяйственного машиностроения.

Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к местам потребления готовой продукции, причем специализация предприятия максимально отвечает профилю сельского хозяйства района, где оно размещено. Так, свеклоуборочные комбайны производят в центрах машиностроения, размещенных в свеклосахарной зоне (Днепропетровск и Тернополь), кукурузоуборочные - в степной (Херсон).

Наибольший в стране завод сельскохозяйственного машиностроения - кировоградский «Красная звезда». Он выпускает тракторные сеялки для посева зерновых, овощных и технических культур, которые одновременно с семенами вносят минеральные удобрения. Одесский завод сельскохозяйственных машин им. Октябрьской революции выпускает тракторные плуги для всех сельскохозяйственных зон СНГ, а также специальные плуги для вспашки каменистых почв, навесные плуги для возделывания заболоченных земель, почв с трудным механическим составом и очень заросшими кустарниками, культиваторы-плоскорезы для борьбы с эрозией. Заводы по выпуску сельскохозяйственных машин: есть в Херсоне, Днепропетровске, Тернополе, Киеве, Николаеве, Первомайске, Бердянске, Мелитополе, Белой Церкви, Черновцах, Донецке, Луганске, Нежине, Виннице, Житомире, Калуше Кременчуге, Умани, Конотопе.

В городе Харькове выпускаются мощные двигатели для комбайнов, а также выпущена первая партия комбайнов «Бизон».

Химическое машиностроение

Эта отрасль приобрела в Украине значительное развитие. Наибольшие заводы химического машиностроения размещены в Сумах, Киеве, Фастове, Полтаве, Коростене, Днепропетровске, Константиновке, Горловке, Львове, Дрогобыче, Бориславе, Павлограде, Днепродзержинске, Одессе. Киевский завод «Большевик» специализируется на производстве машин для химической и сахарной промышленности. Он выпускает: вакуум-фильтры, мешалки Вернера, испарительные аппараты, фильтры-прессы, резиномешалки, полимеризаторы, валковые машины, каландры, пластмассоразмешивающие, шприцмашины, теплообменную аппаратуру, автоматические линии для вулканизации шин и др. Сумской завод имени Фрунзе выпускает химическую аппаратуру и машины для производства минеральных удобрений, спирта, синтетического каучука, искусственного волокна, пластмасс, оборудование для коксохимической промышленности (центрифуги, колонные аппараты, теплообменную аппаратуру и т. п.), а Сумской насосный завод - компрессорное и насосное оборудование для сахарной и химической промышленности. Бердичевский завод «Прогресс» вырабатывает фильтры-прессы, вакуум-фильтры, сушильные барабаны и т. п.

Подъемно-транспортное, строительное и дорожное машиностроение

Развитие промышленности, транспорта, сельскохо-зяйственного производства и жилищного строительства обусловило потребность в выпуске подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин. Производство мощных кранов, шагающих экскаваторов, подвесных канатных дорог сосредоточено в Днепропетровске, Херсоне, Запорожье, Краматорске, Кадиевке, а заводы, которые выпускают менее металлоемкие изделия, находятся в городах с высококвалифицированными кадрами - в Одессе, Львове и др. Одним из наибольших предприятий этой отрасли машиностроения является Одесский завод тяжёлого краностроения им. Январского восстания, который выпускает пневмоколесные краны большой грузоподъемности. Башенные краны производятся в городе Харькове.

Строительное и дорожное машиностроение поставляет машины и оборудование для механизации промышленного и жилищного строительства, строительства путей, добычи и производства строительных материалов. Наибольшие заводы, которые выпускают строительные и дорожные машины, расположены в Кременчуге, Киеве («Красный экскаватор», «Стройдормаш»), Харькове, Бердянске, Николаеве, Одессе, Славянске, Коростене.

Производство технологического оборудования для стройиндустрии, лёгкой и пищевой промышленности

В послевоенное время развилось производство оборудования для промышленности строительных материалов (Харьков, Киев, Лисичанск, Полтава, Житомир, Днепропетровск и др.).

Производство машин и оборудования для легкой и пищевой промышленности также широко представлено в Украине. Так, предприятия этой группы размещены в больших центрах пищевой промышленности или высокоразвитого машиностроения. В Киеве, Харькове, Одессе, Днепропетровске, Мариуполе, Кировограде, Запорожье, Львове, Херсоне, Николаеве, Мелитополе, Первомайске, Донецке, Луганске, Сумах, Черновцах, Ивано-Франковске, Ужгороде. Заводы по выпуску машин и оборудования для легкой промышленности тяготеют к центрам машиностроения и районам использования этих машин, поэтому они размещены в Харькове, Киеве, Полтаве, Мелитополе, Первомайске, Одессе, Львове, Дрогобыче, Черновцах, Ивано-Франковске, Житомире, Черкассах, Сумах, Бердычеве, Прилуках, Запорожье, Фастове, Чернигове, Хмельницке, Каменец-Подольском.

Характеристика машиностроительных районов

Машиностроение играет большую роль в территориальном разделении труда и активно влияет на формирование функциональной и территориальной структуры экономических районов. Вследствие специализации и кооперирования машиностроительных заводов часто возникают благоприятные условия для их концентрации и создания специализированных промышленных районов и узлов.

Наиболее развитыми в Украине являются: Харьковский машиностроительный район, который включает машиностроение Харькова, Харьковской, Полтавской и Сумской областей. Харьковский машиностроительный район размещен между Центральным районом России, Донбассом и индустриальным Приднепровьем, с которыми имеет тесные производственные, бытовые связи. В районе сосредоточено 25% рабочих, занятых в машиностроительной промышленности. Машиностроение в районе сложилось в соответствии с потребностями народного хозяйства СНГ. Район специализируется на тяжёлом энергетическом, транспортном, сельскохозяйственном, электротехническом машиностроении, приборостроении.

Наибольшая концентрация машиностроения отмечается в Харькове, а также в Полтаве, Кременчуге, Сумах.

Второй район машиностроения - Приднепровский. Район охватывает территорию Днепропетровской, Запорожской и Кировоградской областей. Ведущее место здесь занимает тяжёлое машиностроение - производство металлургического оборудования, станкостроение, энергетическое, транспортное, электротехническое, сельскохозяйственное и др. Основные центры машиностроения района: Днепропетровск, Днепродзержинск, Кривой Рог, Никополь, Запорожье, Мелитополь, Бердянск, Токмак и Кировоград.

Донбасский машиностроительный район включает Донецкую и Луганскую области. Машиностроение района ориентируется на местный металл и специализируется на производстве металлоемкой продукции - машин и оборудования для черной металлургии, горнодобывающей промышленности, транспорта, сельского хозяйства и т. п. Наибольшие машиностроительные центры района: Донецк, Краматорск, Луганск, Мариуполь, Горловка, Дружковка.

К Центрально-украинскому машиностроительному району принадлежат: Киев, Киевская, Житомирская, Черкасская и Черниговская области. Район специализируется на станкостроении, производстве машин для химической и строительной индустрии, транспорта, сельского хозяйства, на электротехническом машиностроении, производстве технологического оборудования и приборостроении. Наибольшие центры: Киев, Житомир, Бердичев, Коростень, Чернигов и Черкассы.

Подольский машиностроительный район в составе Винницкой, Хмельницкой, Тернопольской и Черниговской областей - один из наиболее молодых в Украине, который стал интенсивно развиваться в последние десятилетия. Он специализируется на сельско-хозяйственном, электротехническом машиностроении и приборо-строении. Как центры машиностроения здесь выделяются Винница, Хмельницкий, Тернополь, Черновцы.

Западно-украинский машиностроительный район включает Львовскую, Волынскую, Ривненскую, Ивано-Франковскую и Закарпатскую области. Машиностроение здесь начало формироваться в послевоенные пятилетки. Район, специализируется на транспортном, сельскохозяйственном, электротехническом, строительном, дорожном машиностроении, приборостроении и радиоэлектронике. Наибольшие центры машиностроения: Львов, Луцк, Ривне, Ивано-Франковск, Ужгород.

Южный машиностроительный район включает Одесскую, Николаевскую, Херсонскую области и Республику Крым. Специализируется район на судостроении, станкостроении, сельскохозяйственном машиностроении, производстве технологического оборудования и приборостроении. Наибольшие центры машиностроения: Одесса, Николаев, Херсон, Симферополь, Севастополь, Измаил, Керчь.

Широкие возможности по пути диверсификации и конверсии имеют гиганты военного машиностроения - научно-производственное объединение «Южный машиностроительный завод» и конструкторское бюро «Южное» (Днепропетровск). Основной специализацией объединения был выпуск ракетоносителей и искусственных спутников. Ныне «Южмаш» уже имеет в номенклатуре свыше двух десятков наименований «мирных» товаров, а именно: производство тракторов, детских велосипедов, тренажеров, кухонных комбайнов «Мрия» и т. п., есть возможности расширить производство тракторов, наладить выпуск совершенного технологического оснащения для мясной, молочной и других областей перерабатывающей промышленности. Началось освоение нового авиационного двигателя для пассажирского самолета. Одно из направлений конверсии - выпуск троллейбусов. Их первые партии сошли с конвейеров «Южмаша» и Киевского завода электротранспорта. Аналогичная программа преобразования реализуется на «Заводе им. Малышева» в Харькове.

А вообще военно-промышленный комплекс Украины - это наиболее современная часть военной промышленности бывшего СССР. Он включает 700 заводов, свыше миллиона высококвалифицированных рабочих, техников, инженеров. В его распоряжении современные станки, оборудование, технологии, с помощью которых изготовляются ракетно-космическая техника, самолеты, танки, суда, средства радиоразведки и радиопротиводействия. В Украине ныне воплощаются в жизнь 425 программ конверсии. Это глубокая стратегия перестройки военной промышленности на гражданские потребности.

Украина имеет благоприятные перспективы для развития производства компьютеров, роботов, роторных машин, станков с числовым программным управлением, обрабатывающих центров, гибких - производственных систем, что должно стать основным направлением становления высокоэффективного национального машиностроительного комплекса.

 


Машиностроительный комплекс Украины - 4.0 out of 5 based on 1 vote