06 | 12 | 2016
Экономика
Литература

Характеристика промышленных агломераций Украині

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.00 (1 Голос)

Донецко-Макеевская промышленная агломерация

Донецко-Макеевская промышленная агломерация - одна из мощнейших в Украине. В территориальном отношении ее образуют Донецкий и Макеевский большие промышленные узлы, Харцызский промышленный центр, ряд небольших промышленных пунктов, которые связаны между собой промышленными функциями, трудовыми и транспортными связями (на территории агломерации расположены железнодорожные узлы (Ясиноватая, Авдеевка, Иловайск). Донецко-Макеевская промышленная агломерация имеет большую концентрацию населения. Здесь проживает свыше 1,8 млн. чел. на территории около 400 км2.

Полиядерный Донецко-Макеевский промышленный узел характеризуется сложной отраслевой и территориальной структурой. В его основе есть взаимосвязанные отрасли производства, которые представлены угольной, металлургической, машиностроительной, химической промышленностью и производствами по выпуску строительных материалов. Главную роль в отраслево-функциональной структуре агломерации играют угольная промышленность и черная металлургия, часть которых составляет 40 % в структуре валовой продукции агломерации. На территории агломерации работают угольные шахты (свыше 100), которые дают в основном коксующийся уголь. Каменноугольная промышленность агломерации дает около 25 % топлива, которое добывается в бассейне. Это старейший район коксовой промышленности Донецко-Приднепровского экономии-ческого района.

Выплавка черных металлов здесь осуществляется на больших предприятиях, которые вырабатывают чугун, сталь и прокат. Донецкий и Макеевский металлургические заводы дают около половины всего металла, который выплавляется в Донбассе. В этом комплексе работают Харцызский трубный завод, а также Донецкий, Рутченковский и Ясиноватский машиностроительные заводы, которые специализируются на производстве оборудования для горнодобывающей промышленности.

На базе угольной и металлургической промышленности, местного сырья сформировалась химическая и коксохимическая промышленность (заводы реактивов, коксохимии, химии пластмасс).

На угольную, металлургическую, машиностроительную и металлообрабатывающую отрасли приходится свыше 50 % выпуска товарной промышленной продукции. Около трети продукции вырабатывают легкая и пищевая промышленность, остаток приходится на химическую, строительных материалов, электроэнергетическую, мебельную и др. отрасли.

Энергетическая база промышленной агломерации представлена мощными тепловыми электростанциями - Кураховской, Старобешевской, Зуевской ГРЭС и Макеевской ТЭЦ.

Луганская промышленная агломерация

Луганскую промышленную агломерацию образуют Луганский промышленный узел, а также 9 промышленных пунктов, среди которых наибольшими являются Лутугино, Александровск, Станично-Луганское, Счастье, Юбилейное, ее территория около 300 км с населением численностью свыше 560 тыс. чел.

Формированию этой агломерации оказывало содействие ее удобное размещение в районе Донецкого каменноугольного бассейна с развитой сетью железнодорожных и шоссейных путей, наличием значительного количества квалифицированных трудовых ресурсов.

Важнейшими отраслями промышленной агломерации являются машиностроение и металлообработка, электроэнергетика, развиты также металлургическая, строительных материалов, легкая и пищевая отрасли промышленности.

Основу производственного профиля составляет транспортное машиностроение, представленное производственным объединением «Лугансктепловоз», Лутугинским заводом прокатных валков, производством машин для горнодобывающей промышленности (завод угольного машиностроения), металлообрабатывающих станков, инструментов, санитарно-технического оснащения, деталей для автомобилей и сельскохозяйственных машин. Черная металлургия представлена трубным заводом.

Развиты легкая (тонкосуконный комбинат, трикотажная фабрика, производственные обувное и швейное объединения) и пищевая отрасли промышленности. Функционируют предприятия деревообрабатывающей (мебельная фабрика), строительных материалов и других отраслей промышленности.

В промышленных центрах ведущими отраслями хозяйства являются каменноугольная (Лутугино, Юбилейное, Счастье), пищевая (предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции).

Энергетической базой для развития промышленности агломерации является мощная Луганская ГРЭС, которая действует в г. Счастье.

Днепропетровско-Днепродзержинская промышленная агломерация

Днепропетровско-Днепродзержинская промышленная агломерация сформирована Днепропетровским и Днепродзержинским промышленными узлами и 12 промышленными пунктами, наибольшими среди которых являются Верхнеднепровск, Верховцево, Новомосковск, Синельниково. Занимает территорию свыше 600 км2 с населением свыше 1500 тыс. чел.

Образование промышленной агломерации обусловлено удобным транспортно-географическим положением городов Днепропетровска и Днепродзержинска, которые находятся на пересечении Днепровского водного пути с железнодорожными и автомобильными магистралями. Наличие мощного источника водоснабжения (р. Днепр) и путей, которые соединяют Донбасс с Криворожским бассейном, обусловили развитие в нем черной металлургии, а на ее базе - машиностроения и металлообработки, химического производства. В Днепропетровском промышленном узле функционирует металлургический завод полного цикла, который вырабатывает чугун, сталь, стальной лист, заготовки для труб и прокат, который используется в машиностроении, производстве металлоконструкций и т. п. Все другие металлургические заводы выплавляют сталь, выпускают трубы, цельнокатаные колеса для железнодорожного транспорта и другую продукцию.

Предприятия коксохимической промышленности, кроме кокса, выпускают важные побочные химические продукты (коксовый газ, бензол, толуол, фенол, нафталин, смолы и др.). С металлургической промышленностью тесно связано тяжелое машиностроение. Днепропетровский завод металлургического оборудования вырабатывает продукцию для предприятий цветной металлургии, а также тюбинги для метрополитенов, шахт и других подземных сооружений. Машиностроительные заводы агломерации вырабатывают также бумажные и картоноделательные машины (з-д «Днепротяжбумажмаш»), штамповочные прессы и кузнечно-прессовые машины специального назначения (завод тяжелых прессов), промышленные электровозы, свеклоуборочные комбайны, инструменты и электротехнические изделия. Основная продукция Днепродзержинского вагоностроительного завода - грузовые вагоны.

Основное место в структуре химической промышленности занимает производство продуктов коксования, смол, пластмасс, лаков, красок, олифы и т. п. Днепропетровский лакокрасочный завод - наибольший в Украине. Шинный завод выпускает продукцию для многих марок грузовых автомобилей, сеялок, культиваторов. Днепродзержинский химический завод известный производством азотных удобрений, аммиака, азотной, серной, соляной кислот и т. п. На привозном сырье работают деревообрабатывающие комбинаты, которые вырабатывают главным образом мебель, и одна из наибольших в Украине бумажная фабрика. Развито также производство строительных материалов.

Предприятия легкой промышленности выпускают обувь, трикотажные и швейные изделия и разные предметы широкого потребления. Развиты различные отрасли пищевой промышленности.

Основными производителями электроэнергии являются Приднепровская и Днепродзержинская ГРЭС, Днепродзержинская ГЭС и городские ТЭЦ.

Запорожская промышленная агломерация

В состав Запорожской промышленной агломерации, кроме большого одноименного промышленного узла, входят промышленный центр Вольнянск и 8 промышленных пунктов, которые размещены на главных направлениях железнодорожных и автомобильных путей. На территории свыше 340 км проживает около 920 тыс. чел. Энергетической базой промышленной агломерации является Днепрогэс и Запорожская ГРЭС.

Ведущую роль в отраслевой и территориальной структуре играют черная и цветная металлургия, машиностроение, металлообработка и электроэнергетика.

Металлургическую промышленность представляют комбинат «Запорожсталь» (выплавляет чугун, сталь, изготовляет стальные листы и т. п.), электрометаллургический завод «Днепроспецсталь» (выплавляет все виды стального проката). В комплекс металлургических предприятий агломерации входят также заводы ферросплавов и огнеупоров (выпускают шамотные и хромомагнезитовые изделия), предприятия цветной металлургии (Днепровский алюминиевый завод, титаномагниевый комбинат).

Машиностроительная и металлообрабатывающая промышленность является второй по объему производства отраслью промышленного комплекса. Особенно развито электротехническое машиностроение. Оно представлено трансформаторным и электроаппаратным (изготавливает ртутные выпрямители) заводами. Машиностроительные и металлообрабатывающие заводы выраба-тывают разнообразнейшую продукцию. Наибольшие из них ПО «АвтоЗАЗ» (выпускает автомобили «Таврия» и «ЗАЗДЭО»), Запорожский абразивный комбинат, заводы «Моторостроитель», «Красный полимер» и т. п.

Заметное развитие приобрели легкая (швейная, обувная) и пищевая (мясная, молочная, маслобойная, мукомольная и др.) отрасли промышленности.

Криворожская промышленная агломерация

На базе горнодобывающей, металлургической и других отраслей сформировалась Криворожская промышленная агломерация, в состав которой входят промышленные центры - Желтые Воды, Ингулец, Пятихатки и еще 10 промышленных пунктов, занимая территорию около 500 км2 с населением свыше 850 тыс. чел. Кривой Рог - один из наибольших центров железорудной промышленности в Кривбассе и в Европе. Работают десятки больших шахт, карьеров (каждая мощностью 3,5 млн. т железной руды в год), которые объединяются в ПО по добыче руд подземным способом «Кривбассруда». Действуют 5 горно-обогатительных комбинатов (Северный, Центральный, Южный, Ингулецкий, Новокриворожский). Развита металлургическая промышленность, которая представлена комбинатом «Криворожсталь», коксохимическим заводом. На машиностроительных заводах вырабатывают горнорудное и энергетическое оснащение, радиоприборы и другую продукцию. Важное значение в этом комплексе имеет производство строительных материалов (цементно-горный комбинат, объединение «Криворожжелезобетон», Ингулецкое ПО «Днепростройматериалы» и т. п.). Развиваются легкая (обувная, швейная, текстильная) и пищевая промышленность. Энергетической базой промышленного узла является мощная Криворожская ГРЭС.

Харьковская промышленная агломерация

Харьковскую промышленную агломерацию в территориальном отношении образуют Харьковский промышленный узел и его промышленные пункты. Среди них наибольшими являются Змиев, Дергачи, Эсхар, Мерефа, Люботин, Южный, Чугуев. Составные части Харьковской агломерации расположены в пределах административных границ города Харькова и частично трёх пригородных районов (Дергачёвского, Чугуевского, Харьковского), занимая территорию около 450 км2 с численностью населения свыше 1800 тыс. чел.

Основу современной структуры промышленного производства агломерации составляют машиностроение и металлообработка. Наряду с этим развились химическая, легкая и пищевая промышленность. Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение занимают первое место по объему продукции в отраслевой структуре машиностроения и металлообработки - ПО «Харьковский тракторный завод», моторостроительный «Серп и молот» (выпускает двигатели для комбайнов), завод тракторных самоходных шасси «Поршень», тракторных двигателей, Чугуевский. завод тракторных деталей.

Харьковский промышленный узел - большая ячейка энергетического и электротехнического машиностроения. ПО «Харьковский турбинный завод» выпускает паровые турбины для тепловых и атомных электростанций и гидротурбины большой мощности. Завод «Электротяжмаш» специализируется на производстве мощных турбогенераторов, электродвигателей и электрооборудования для тепловозов, прокатных станов, шахтных подъемных машин, шагающих экскаваторов и т. п. Важную продукцию вырабатывают заводы электромеханический, электротехнический, агрегатных станков, «Электромашина», «Южкабель» и др. Завод транспортного машиностроения специализируется преимущественно на выпуске дизель-генераторов для мощных тепловозов.

Харьков занимает первое место в Украине по производству станков. Основная продукция станкостроительного завода - тяжелые кругошлифовальные станки общего и специального назначения, автоматы, автоматические линии, станки высокой точности и с программным управлением. Приборостроение представлено заводами маркшейдерских инструментов, заводом «Теплоавтомат», точного медицинского приборостроения, ПНО систем автоматизированного управления. Действует завод по изготовлению горного и металлургического оборудования. Завод подъемно-транспортного оборудования вырабатывает мостовые электрокраны, строительные башенные краны. Машиностроительные заводы Харьковской промышленной агломерации выпускают велосипеды, шарикоподшипники, машины и оборудование для легкой, пищевой, полиграфической промышленности и промышленности строительных материалов и коммунального хозяйства.

Химическая промышленность развивается в комплексе с ведущими отраслями производства. Она специализируется на производстве пластмасс, лаков, красок, химреактивов, химбытизделий, фармацевтических препаратов. Завод «Харпластмасс» работает в тесной связи с отраслями машиностроительной промышленности. Основная его продукция - детали для разных электрических машин, станков, сельскохозяйственных машин и товары народного потребления. Харьков является значительным центром полиграфической промышленности.

Харьков - большой центр легкой промышленности. Среди предприятий этой отрасли выделяются большие фабрики - швейная, чулочно-носочная, суконная, обувная, наибольшее в Украине меховое объединение, канатный завод. Кожаный завод дает почти 25% производства продукции в целом по Украине. В Харькове работает ряд обувных фабрик.

Пищевая промышленность вырабатывает около 10% промышленной продукции города (мукомольно-крупяная, хлебопекарная, мясная, молочная, кондитерская, табачная и др.).

Электро - и теплоснабжение города осуществляются от ГРЭС и ТЭЦ Харьковской энергосистемы, которые работают на угле и природном газе.

Харьков - большой транспортный узел, в котором сходятся 8 железнодорожных линий, автомагистрали, которые идут к Москве, Санкт-Петербургу, Киеву, на Донбасс, в Крым и на Кавказ. В городе есть 3 железнодорожных и 4 автобусных вокзала.

Харьков - один из наибольших научных и культурных центров. Здесь имеются 21 государственный вуз и много средних специальных учебных заведении, научно-исследовательские институты, культурно-образовательные учреждения.

Киевская промышленная агломерация

Киевская промышленная агломерация занимает центральную часть территории одноименной области, ее граница проходит через Вышгород – Бровары – Борисполь – Обухов – Фастов – Боярку – Лычанку – Писковку – Бородянку – Дымер - Вышгород. В Киевскую промышленную агломерацию, кроме Киева, входят Бровары, Фастов, Васильков, Борисполь, Обухов, Ирпень, Дымер, Вышгород, Боярка, Клавдиево, Бабинцы, Писковка, Мирча, Вишневое, Гостомель, Бородянка, Ворзель, Боровая, Коцюбинское, Козин, Немишаево и прочие населенные пункты, которые непосредственно связаны с ядром агломерации - Киевом. Так, кожзаводы Васильково дают сырье киевским обувным предприятиям, Фастовский мебельный комбинат, Писковский, Бучанский, Гистомельский стеклозаводы, ирпинские заводы стройматериалов и прочие обслуживают Киев своей продукцией. Теснейшие связи установились между промышленностью Броваров и Киева. Кроме того, между территориальными элементами агломерации существуют интенсивные трудовые связи.

Формированию Киевской промышленной агломерации оказывали содействие природные и экономические факторы, среди которых наибольшее значение имело удобное транспортное и экономико-географическое положение. На территории агломерации пересекаются важные железнодорожные и автомобильные магистрали, водные артерии - Днепр и Десна. Эта агломерация расположена в районе развитого сельскохозяйственного производства, вблизи угольно-металлургической базы Донбасса и Приднепровья, а также богатых водных и лесных ресурсов Полесья. Кроме того, важную роль в ее формировании сыграли высокая заселенность территории (20 чел. на 1 км2) и сосредоточение в Киеве квалифицированной рабочей силы, научных и научно-технических кадров. Здесь сосредоточено около 500 промышленных предприятий, на которых занято почти 300 тыс. чел. промышленно-производственного персонала.

Киевская промышленная агломерация характеризуется сложной отраслевой и территориальной структурами. Самыми развитыми отраслями агломерации являются машиностроение и легкая промышленность, на которые приходится почти 62% занятых, 40% стоимости валовой продукции и 38% основных фондов всего промышленного производства данного территориального объединения предприятий. Машиностроение и металлообработка объединяют 130 предприятий, причем, большинство из них размещены в Киеве, где в особенности выделяются типичные отрасли большого города - электротехника и приборостроение (24 предприятия). Основными машиностроительными предприятиями Киевской промышленной агломерации являются заводы станков-автоматов, «Укркабель», «Ленинская кузница», «Большевик», «Красный экскаватор», «Точэлектроприбор», «Транссигнал», Киевский мотоциклетный завод, завод реле и автоматики им. И. И. Лепсе, Дарницкий вагоноремонтный завод, завод медицинской аппаратуры и др. В легкой промышленности имеются предприятия, на которых работает свыше 72 тыс. чел. промышленного персонала. Наибольшими предприятиями являются Дарницкий шелковый комбинат, трикотажная фабрика, швейные фабрики, обувные фабрики. К развитым отраслям агломерации принадлежит электроэнергетика (20% валовой продукции), которая объединяет 16 предприятий.

В территориальной структуре Киевской промышленной агломерации четко выделяется ее ядро - Киев, в котором сосредоточено около 400 предприятий и изготовляется почти 75% стоимости валовой продукции всей агломерации.

К наибольшим промышленным центрам агломерации принадлежат Броварской, Васильковский, Фастовский и Бориспольский.

Среди других следует отметить Обухов, Ирпень, Боярку, Клавдиево, а также Вышгородский, Писковский центры стеклянной промышленности.

Одесская промышленная агломерация

Одесскую промышленную агломерацию образовывают Одесский промышленный узел, Ильичевский промышленный центр и 16 промышленных пунктов. Компоненты Одесской промышленной агломерации расположены в пределах административных границ городов Одессы и Ильичевска и частично трех пригородных районов (Беляевского, Коминтерновского, Овидиопольского), занимая территорию около 200 км с численностью населения свыше 1400 тыс. чел.

Отраслевая структура промышленной агломерации представлена машиностроительным и металлургическим комплексами, пищевой, легкой и химической отраслями промышленности. В структуре машиностроения проявляется присущая в целом для области концентрация:

6 крупных предприятий с численностью занятых 3000 человек и более, выпускают 1/3 товарной продукции отрасли. Характерным является объединение в Одесском промышленном узле старых металлоемких предприятий (судоремонтное, сельскохозяйственное, строительно-дорожное машиностроение, производство кузнечно-прессового и горно-шахтного оборудования) и прогрессивных неметаллоемких (приборостроение, производство вычислительной техники, средств связи) производств. Машиностроительный комплекс определяет индустриальный профиль Одесской промышленной агломерации. К машиностроению присоединяются предприятия металлургического комплекса. Здесь вырабатывается почти 200 тыс. т стального проката и более 125 тыс. т стального провода и тросов.

Вторым по значению структурным комплексом Одесской промышленной агломерации является пищевая промышленность (30% продукции). Развитие большей части пищевых предприятий определяется преимуществами экономико-географического положения и приморскими функциями (сахарорафинадная, чайная, табачная, рыбоконсервная, гидролизно-агаровая промышленность). Другая часть предприятий ориентирована на местные аграрные ресурсы (молочная, мясная, винодельческая, хлебопекарная, маслобойная, плодоконсервная промышленность).

Третья крупная отрасль - легкая промышленность (30% продукции) представлена текстильными, швейными предприятиями, производством пластмассовой фурнитуры, кожевенно-обувной промышленностью, производством кожзаменителей.

Отдельное звено составляют химико-фармацевтическое и медико-инструментальное производства.

В особенности проблемными для промышленной агломерации остаются перспективы развития химико-лесного и топливно-энергетического комплексов. Химическая промышленность представлена азотнотуковым производством, нефтепере-рабатывающим и суперфосфатным заводами.

Промышленная агломерация, благодаря инфраструктурным и технологическим связям, характеризуется соответствующей пространственной конфигурацией. Так, промышленные пункты, как составные части агломерации, привязаны к трем радиальным кольцевым структурам, которые сформировались вокруг ядра: юго-западной (Ильичевск, Великодолинское, Овидиополь, Белянка), западной (Выгода, Холодная Балка), северо-восточной (Южное, Новые Беляры, Коминтерновское) ориентации. Эти компоненты, как правило, расположены на расстоянии 33-50 км от промышленного узла и имеют присущие только этим формированиям функции.

Львовская промышленная агломерация

Занимает центральную часть территории одноименной области. Ее граница проходит через Жовкву – Каменку – Бузскую – Бузск – Комарное – Ивано-Франковск - Жовкву. В ее территориальный состав входят Львов и 16 близлежащих промышленных пунктов.

Формированию этой агломерации способствует ее удобное размещение на важных железнодорожных и шоссейных путях сообщения, в районе развитого сельскохозяйственного производства, около Львовско-Волынского угольного бассейна и прикарпатских месторождений нефти и газа, а также богатых лесосырьевых ресурсов Карпат. Важную роль также сыграли густое заселение территории (11,4 чел. на 1 км2) и наличие значительных трудовых ресурсов.

Львовская промышленная агломерация объединяет большое количество разных отраслей, где сосредоточено свыше 2000 промышленных предприятий.

Выделяется агломерация в территориальном разделении труда с развитыми отраслями машиностроения и легкой промышленностью, которые дают 45% стоимости валовой продукции. Машиностроение и металлообрабатывающая отрасли представлены 34 предприятиями, подавляющее большинство которых размещено во Львове. К основным машиностроительным предприятиям принадлежат заводы: автобусный, автопогрузчиков, электроламповый, телевизорный, «Львовсельмаш», «Теплоконтроль», мотовелосипедов, фрезерных станков и др. В легкой промышленности наибольшими предприятиями являются трикотажная «Луч», обувная «Прогресс», кожевенная «Рассвет», швейная «Маяк», а также хлопкопрядильная, ткацкая, текстильная, галантерейная и др. фабрики. Во Львовской промышленной агломерации достаточно производств, в то же время это стойкое территориальное, организационное и экономическое объединение производства сельскохозяйственного сырья, его промышленной переработки, обслуживающих и вспомогательных производств. Этот район является территориальным агропромышленным комплексом. Ведущую роль в его формировании играет сельское хозяйство, которое выступает сырьевым звеном комплекса.

В народнохозяйственном комплексе Украины разные агропромышленные районы сформировались в административных областях и группах областей, которые имеют однородные естественные условия для развития сельского хозяйства, а также в больших экономических районах.

Высшей степенью интеграции производства в народном хозяйстве Украины являются экономические районы - интегральные элементы территориальной структуры производства, которые охватывают все промышленные, агропромышленные и аграрно-территориальные образования. Последние находятся на стадии формирования вследствие реструктуризации экономики.

Ведущая роль в формировании территориальной структуры производства экономических районов принадлежит тем отраслям, которые активно участвуют в территориальном разделении труда, локализуются в отдельных центрах или на большой территории. Разработана схема территориальной структуры производственно-территориального комплекса экономического района. В ее основу положено систему взаимосвязанных промышленного, агропромышленного, аграрно-территориального и транспортного комплексов. Детальное расчленение каждого комплекса дает возможность выделить территориальные элементы, которые составляют единое целое (систему экономического района) и вступают во взаимосвязи на основе развития экономико-географического процесса.

Районирование означает деление народного хозяйства страны на относительно самостоятельные системы или деление целого на составляющие части, взаимосвязанные в процессе территориального разделения труда. Район всегда является частью целостной системы связей. Для него характерна внутренняя неоднородность, определенная внутренняя организация. Процесс районирования базируется на синтезе огромной информации, прежде всего на изучении связей явлений природы, расселении, работы, миграций населения, хозяйства, науки, культуры, образования, бизнеса.

Экономическое районирование охватывает лишь самое главное в структуре территориально-хозяйственных связей страны. Однако это совсем не означает превращения районирования на оторванное от действительности, произвольное конструирование условных умственных толкований и умозаключений. Экономический район стал главным звеном территориального разделения труда в масштабе страны, важным средством территориальной организации производства.

Есть два вида экономического (экономико-географического) районирования: интегральное и отраслевое. Интегральное районирование охватывает хозяйство в целом, то есть все области производственной и непроизводственной сфер в их единстве. К интегральной группе принадлежат два основных вида экономического районирования: макрорайонирование и микрорайонирование.

Отраслевое экономическое районирование охватывает разные отрасли народного хозяйства, точнее, определенные их группы, по которым формируются специализированные отраслевые районы. Выделяются четыре группы экономического районирования:

1) районирование природных ресурсов и условий для народного хозяйства; 2) районирование демографических условий производства; 3) районирование отраслей производственной сферы народного хозяйства; 4) районирование отраслей производственной сферы народного хозяйства.

Все виды интегрального и отраслевого районирования связаны с административно-территориальным делением и национальным устройством страны. Основными таксономическими единицами являются экономические районы, экономические подрайоны, промышленные узлы и центры.

Формирование экономических районов на территории Украины началось еще в XVIII ст. Экономическим районированием дореволюционной России, которое охватывало и территорию Украины, начали заниматься с конца XVIII ст. Географ и статистик К. И. Арсеньев (1818 г.) разделял Украину на два «пространства»: Карпатское и Степное. В основу районирования он положил природные и экономические признаки. Выдающийся географ П. П. Семенов-Тян-Шанский (1880 г.) при районировании европейской части России выделил в Украине три области:

Малороссийскую (Харьковская, Полтавская и Черниговская губернии), Новороссийскую (Екатеринославская, Херсонская и Таврийская губернии) и Юго-Западную (Киевская, Подольская и Волынская губернии). В этом районировании учитывались особенности природы, экономики, а также некоторые демографические условия.

В конце XIX ст. и в начале XX ст. наступило время сельскохозяйственного районирования (А. Ф.Фортунатов, О. М.Челинцев, О. Г. Скворцов). Заслуживают внимания работы Д. И.Менделеева, который в пределах Украины выделил два промышленных района. В основу этого деления вместе с природными факторами он положил уровень развития промышленности с учетом сырьевых ресурсов.

К выдающимся работам общегеографического районирования принадлежит коллективная работа «Торговля и промышленность европейской России по районам», опубликованная в начале XX ст. под редакцией В. П. Семенова-Тян-Шанского и К. Г. Голубкова. В границах Украины было выделено и описано три зоны.

В условиях царской России эти попытки экономического районирования имели лишь познавательно-учебное значение.

Научные основы методологии экономического районирования изложил В. И. Ленин в работе «Развитие капитализма в России» (1899г.). Анализируя процесс развития капитализма в России, он показывает образование экономических районов как результат развития территориального разделения труда в эпоху капитализма.

Работы, связанные с экономическим районированием Украины, начались в 1921 г. на основе методологии, разработанной Госпланом РСФСР. По проекту Госплана (1921 г.) в Украине было выделено два экономических района - Юго-Западную область и Южную Горнопромышленную область.

Хозяйственную специализацию Юго-Западной области определило Правобережье - основной район производства сахарной свеклы и продукции пищевой промышленности. Хозяйство Южной Горнопромышленной области представляло собой своеобразное объединение экстенсивного высокотоварного зернового земледелия с горной и горнозаводской промышленностью.

Объединяя сопредельные области по принципу комплексности в развитии хозяйства, акад. К. Г. Воблый на территории бывшей УССР выделял такие экономические районы: Юго-Восточный (Днепропетровская, Запорожская, Донецкая, Луганская области), Юго-Западный (Одесская, Николаевская, Кировоградская, Херсонская области), Северо-Восточный (Харьковская, Полтавская, Сумская, Черниговская области), Северо-Западный (Киевская, Винницкая, Хмельницкая, Житомирская области). После воссоединения с Украиной западных земель и включения Крыма в состав страны состоялись изменения в названиях и территориальном делении отдельных экономических районов.

Н. Н. Баранский в составе Украины выделял 7 районов:

1) Правобережная лесостепь; 2) Левобережная лесостепь; 3) Донбасс; 4) Приднепровье; 5) Хлебородная степь; 6) Полесье; 7) западные области.

Н. К. Колосопский в основу своей схемы экономического районирования положил проект Госплана (1921-1922 гг.), но в связи с воссоединением западноукраинских земель на территории республики выделил три экономических района: 1) Южный горнопромышленный с центром в г. Харькове (Харьковская, Луганская, Днепропетровская, Донецкая, Запорожская, Херсонская, Крымская области); 2) Центрально-Украинский с центром в г. Киеве (Киевская, Черкасская, Черниговская, Сумская, Житомирская, Полтавская, Кировоградская, Винницкая, Одесская, Николаевская области); 3) Западно-Украинский (Прикарпатский) с центром в

Г. Львове (Волынская, Ривненская, Каменец-Подольская, Тернопольская, Львовская, Дрогобычская, Закарпатская, Станиславская. Черновицкая области). В 1956-1957 гг. на территории Украины был выделен четвертый экономический район - Приморский с центром в г. Одессе. В 1957 г. В. Костенников предложил новую сетку экономических районов СССР, в соответствии с которой выделял на территории Украины три основных экономических района: 1) Центрально-Украинский (Киевская, Черниговская, Сумская, Черкасская, Житомирская, Винницкая, Хмельницкая, Кировоградская, Одесская области); 2) Восточно-Украинский (Харьковская, Крымская, Сталинская, Луганская, Днепропетровская, Запорожская, Полтавская, Херсонская, Николаевская области); Западно-Украинский (Львовская, Волынская, Ривненская, Дрогобычская, Станиславская, Тернопольская, Черновицкая, Закарпатская области). Он считал, что его схема районирования полнее учитывает современный уровень народного хозяйства и задание дальнейшей специализации и комплексного развития экономических районов республики.

Госплан Украины в своей практической работе по планированию народного хозяйства в 1956 г. выделил 7 экономических районов: Донбасс, Приднепровье, Левобережье, западные области, Полесье, Юго-Западный район.

В 1957 г. было принято постановление «О дальнейшем усовершенствовании организации управления промышленностью и строительством», по которому был осуществлен переход к управлению по территориальному принципу. Центр оперативного управления хозяйством был перенесен в экономические административные районы из созданными в них советами народного хозяйства. В 1962 г. были укрупнены экономические административные районы до 7 (Донецкий, Киевский, Львовский, Подольский, Приднепровский, Харьковский, Черноморский).

Территориальная структура Львовской промышленной агломерации довольно сложная. В ее территориальный состав входят Бузский, Винницкий, Городецкий, Глинянский, Каменко-Бузский, Краснянскнй, Жовковский, Новозорянчевский, Пустомитовский, Старояричевский, Щиренький и прочие отраслевые и многоотраслевые промышленные центры. Основным структурным элементом агломерации является ее ядро - г. Львов, где сосредоточено свыше 140 промышленных предприятий.

Учитывая природные и экономические ресурсы данного структурного элемента, можно считать, что такая концентрация промышленности и населения в нем приближаются к своим экономически рациональным границам. Дальнейшее развитие промышленности здесь будет иметь определенные препятствия, прежде всего в связи с отсутствием достаточной сырьевой и топливно-энергетической базы, ограниченностью человеческих, территориальных и трудовых ресурсов, недостаточной пропускной способностью внутреннего транспорта и т. п.

К важным промышленным центрам агломерации принадлежат Харевский (17 предприятий), Камено-Бузский (8 предприятий), Пустомытовский, Красненский и др.


Характеристика промышленных агломераций Украині - 4.0 out of 5 based on 1 vote