06 | 12 | 2016
Экономика
Литература

Размещение производительных сил

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.00 (1 Голос)

Лекция 1. Предмет, метод и задачи дисциплины. Закономерности. 

Каждая наука обладает терминологическим набором понятий и представлений, образующих в совокупности ее понятийный аппарат. Формирование понятийного аппарата – длительный и сложный процесс. Одни понятия и определения устаревают и исчезают из научного лексикона, другие приобретают новые значения, становясь предметом заимствования другими науками. Взамен им возникают и входят в научный обиход новые, более адекватные изменяющимся требованиям и условиям научного поиска, понятия и термины, отражающие с большой полнотой и доступностью сущность тех или иных явлений и процессов, а также объектов окружающего нас мира. Однако их применение в практической деятельности и научных объяснениях нередко вызывает трудности, переходящие иногда в проблему. Поэтому вопросы совершенствования понятийного аппарата науки, правильности его использования заслуживают значительного внимания и развития. Проблема усложняется при использовании отдельных научных категорий и понятий несколькими науками одновременно. К таким относятся: территориальные социально-экономические системы (ТСЭС), географическое разделение труда, территориальная организация общества, территориальная организация производительных сил, общественно-территориальный комплекс, территориально-производственный комплекс (ТПК), регион, экономический район и др.

Поскольку данный курс посвящен размещению производительных сил и региональным особенностям их развития, остановимся на научном определении самого понятия «производительные силы».

Производительные силы – совокупность средств производства и людей, приводящих их в действие. Средства производства, в свою очередь, состоят из средств труда и предметов труда.

Средства труда – вещи, с помощью которых люди воздействуют на природу, и предметы труда для получения материальных благ.

Предметы труда – все то, к чему прилагается человеческий труд и подвергается обработке для личного и производственного потребления (уголь, лес, земля и т. п.).

В пространственном отношении производительные силы образуют экономические и социально взаимосвязанные территориальные сочетания элементов общественного воспроизводства – территориальные социально-экономические системы. Последние, сообразуясь со своим масштабом и значимостью, составляют отдельные звенья в системе географического разделения труда.

Территориальные социально-экономические системы (ТСЭС) представляют собой различного ранга формы пространственной организации социально-экономической жизни и деятельности общества в виде: промышленного или сельскохозяйственного предприятия, города, промышленного центра, района, области, страны, региональной интеграционной группировки стран и т. п. Вне зависимости от значения всем ТСЭС присущи два обязательных свойства – территориальность и комплексность.

ТСЭС являются сложными, открытыми, динамичными системами, имеющими вход и выход, собственный социально-экономический процесс развития, прямые и обратные связи, ограничения, свойства саморегулирования и самовосстановления. В каждой из них можно выделить функциональные и территориальные подсистемы. Применительно к ТСЭС областного или регионального уровней в качестве функциональных подсистем (компонентов) выделяются:

1)  территория;

2)  природно-ресурсный потенциал;

3)  население и трудовые ресурсы;

4)  промышленность;

5)  сельское хозяйство;

6)  инфраструктура.

В экономической литературе все это объединяется единым понятием «факторы производства» (иногда их еще называют «экономические ресурсы общества»).

Формирование и развитие ТСЭС осуществляется непрерывно во времени и пространстве. Процессы, происходящие в слагаемых и их подсистемах (и между ними), отличаются разными материальными носителями, интенсивностью, импульсивностью, цикличностью и проч.

Наиболее динамичной и доминирующей из подсистем ТСЭС является производственная (промышленная, сельскохозяйственная). Она оказывает практически определяющее воздействие на все другие подсистемы. Движение, развитие и роль отдельных подсистем различных ТСЭС не однозначны (также как не однозначны роль и развитие самих подсистем), в своем развитии могут опережать другие, в силу ряда обстоятельств могут отставать или находиться в состоянии стагнации.

В таком состоянии находятся сейчас многие страны и регионы бывшей мировой социалистической системы.

К другим важным научным категориям курса, с которыми будем работать в процессе его изучения, относятся понятия:

Ø размещение производительных сил;

Ø территориальная организация производительных сил и общества;

Ø географическое (территориальное) разделение труда;

Ø факторы развития и размещения производительных сил;

Ø формы территориальной организации производительных сил (специализация, кооперирование, комбинирование, агломерирование);

Ø экономическое районирование;

Ø экономический район;

Ø региональная экономическая политика;

Ø экономико-географическое (геополитическое положение);

Ø энергопроизводственные циклы;

Ø территориально-производственные комплексы и др.

Ученые давно заметили, что в размещении производительных сил существуют определенные пространственные закономерности. Их поискам, а также выявлению законов, определяющих территориальную организацию производительных сил, издавна уделяли пристальное внимание географы и экономисты. В этом отношении выделяется работа И. Тюнена, который на основе математических расчетов рентабельности сельскохозяйственного производства попытался смоделировать кольцевое расположение систем сельского хозяйства в зависимости от удаления от центра «изолированного государства» (теоретически существующая страна). Хотя многие расчеты И. Т. Тюнена сейчас представляются наивными, ему все же удалось создать абстрактную экономико-математическую модель, характеризующую в первом приближении закономерность размещения пригородного сельскохозяйственного производства (пригородных сельскохозяйственных зон).

А. Вебер, анализируя пространственные закономерности в размещении промышленности, пришел к выводу о действии в ней так называемой «теории штандартов», суть которой заключается в том, что промышленные предприятия размещаются, исходя из стремления к минимизации затрат на транспорт и оплату труда, а также агломерирования, т. е. сосредоточения в определенных пунктах в целях экономии средств за счет совместного использования объектов производственной и социальной инфраструктуры.

А. Леш, стоя на противоположных позициях и критикуя теорию наименьших издержек А. Вебера, считал окончательным и единственным условием, определяющим выбор места для создания предприятий в странах с рыночной экономикой, возможность извлечения максимальной прибыли.

В. Кристаллер обосновал теорию центральных мест, согласно которой города, как центры общественной жизни и производства, размещаются в пространстве в определенной закономерности, в частности, города равной иерархической значимости – на одинаковых расстояниях друг от друга в виде кристаллической решетки, напоминающей рисунок пчелиных сот (т. е. шестиугольников).

Идеи поиска пространственных закономерностей в размещении производительных сил, а также попытки их моделирования нашли свое продолжение в работах У. Изарда, Дж. Чорли, П. Хаггета. Ю. Медведкова и др. ученых.

Обобщая результаты достижений ученых различных стран в области пространственной организации производительных сил и элементов их территориальной структуры, можно сделать следующие выводы:

1.  Пространственное распределение человеческой деятельности отражает ее стремление приспособиться к фактору расстояния.

2.  Решения о размещении элементов производительных сил принимаются с таким расчетом, чтобы свести к минимуму усилия по преодолению «трения» расстояния. Эта концепция, известная под названием закона минимальных усилий, или «принципа наименьших усилий», вытекает из вывода, что все целенаправленные действия человека выполняются в соответствии с кратчайшим расстоянием.

3.  Все местоположения в принципе досягаемые, но некоторые из них характеризуются лучшей доступностью по сравнению с другими. Доступность – это относительная стоимость какой-то территории, которая определяется ее отношением к транспортной сети или иным объектам, имеющим какое-либо экономическое значение. В денежном выражении «доступность» проявляется в виде рентных выплат, зависящих от расположения территории (объекта) по отношению к рыночному центру, транспортному узлу, автодорогам и т. п.

4.  В человеческой деятельности проявляется стремление к агломерации для использования тех выгод, которые обеспечиваются «экономичностью» укрупнения при условии, что различные отрасли хозяйства концентрируются в одном и том же месте. «Агломерированность» наиболее проявляется в урбанизации, т. к. связана с сосредоточением различных видов человеческой деятельности в одном месте, что приводит к возникновению крупных городов, городских агломераций и мегаполисов. «Агломерированность» - объективный процесс относительно любой сферы человеческой деятельности. Из «агломерированности» вытекает такая важная для размещения промышленности форма ее территориальной организации как «концентрация».

На основании вышеизложенных положений можно сделать вывод о наличии и действии в развитии и размещении производительных сил, по крайней мере, пяти законов (по М. М. Паламарчуку, Н. Д. Пистуну, О. И. Шаблию):

Ø  Закон пропорционального развития компонентов территориальных социально-экономических систем (ТСЭС);

Ø  Закон рационализации территориально-экономических связей (закон экономико-географического тяготения);

Ø  Закон территориальной концентрации производительных сил (закон агломерирования производительных сил);

Ø  Закон территориальной дифференциации производительных сил;

Ø  Закон территориального комплексирования производительных сил.

1.  Закон пропорционального развития компонентов территориальных социально-экономических систем. Благодаря его действию обеспечивается наиболее рациональный (при данном уровне развития производительных сил) обмен энергией, веществом и информацией в любом месте территории.

Практически это динамическое равновесие проявляется между социальными, экономическими, техническими и природными составляющими данной геосистемы. Важнейшей проблемой здесь выступает разработка качественных и количественных параметров данной пропорциональности. Обоснованность и учет практической деятельности этих параметров обеспечивают реальную пропорциональность развития ТСЭС любого ранга. Данная пропорциональность выступает основой формирования определенной функциональной структуры ТПК в системе территориальной организации общества и ее производительных сил.

2. Закон рационализации территориально-экономических связей (закон экономико-географического тяготения) отражает динамичный процесс отбора выгодных пространственных «агентов» экономического тяготения (технологических звеньев, источников сырья, топлива, трудовых ресурсов, пунктов реализации продуктов и т. д.) в условиях функционирования экономико-географических комплексов.

Устойчивые территориальные связи как внутри ТСЭС, так и между ними (связи по кооперированию) характеризуют уровень их комплектности. Действие этого закона «отвечает» за формирование оптимальных параметров элементов территориальной структуры ТСЭС любого ранга, за реализацию условий территориального разделения труда и выгод экономико-географического положения изучаемого объекта.

3. Закон территориальной концентрации производительных сил проявляется в выборе наиболее выгодных мест (прежде всего населенных) для агломерирования, комбинирования и кооперирования всех видов производственной и непроизводственной деятельности населения с целью повышения производительности труда.

Достижение оптимальных параметров уровней концентрации производительных сил, с учетом требований охраны природы и условий жизни населения, - одна из важнейших задач современной социально-экономической географии.

4. Закон территориальной дифференциации производительных сил выражается в народнохозяйственной специализации, обусловливающей выбор на хозяйственно освоенной территории мест (пунктов) экономически выгодных уровней концентрации определенных видов человеческой деятельности. При этом исходят из наличия и сочетания природных условий и ресурсов, а также социально-экономических факторов.

Индексы территориальной специализации (локализации) служат важнейшим аналитическим материалом для уточнения границ экономико-географических районов, выделения отдельных элементов территориальной структуры ТСЭС.

5. Закон территориального комплексирования производительных сил обеспечивает взаимосвязь систем расселения с размещением производственных предприятий, предприятий непроизводственной сферы и инфраструктуры, а также создание рациональных технолого-экономических звеньев в народном хозяйстве, формирующихся на основе комбинирования и специализации трудовой деятельности.

Благодаря действию вышерассмотренных законов обеспечиваются: наиболее рациональный обмен энергией, веществом, информацией между социальными, экономическими, техническими и природными составляющими территориальных социально-экономических систем, т. е. стран и отдельных регионов. При этом обеспечивается достижение качественных и количественных параметров пропорциональности в развитии отраслей и межотраслевых связях; осуществляется динамичный процесс отбора выгодных пространственных «агентов» экономического тяготения (технологических «звеньев», источников сырья, топлива, трудовых ресурсов и т. д.); выбор наиболее выгодных мест для агломерирования, комбинирования и кооперирования всех видов производственной и непроизводственной деятельности населения с повышением производительности труда; специализация и кооперирование стран и регионов на определенных видах человеческой деятельности (исходя из наличия и сочетания природных условий и ресурсов, а также социально-экономических факторов); обеспечивается взаимосвязь систем расселения с размещением производства, предприятий непроизводственной сферы и инфраструктуры, а также создание рациональных технолого-экономических звеньев в хозяйстве, формирующихся на основе комбинирования, кооперирования, специализации трудовой деятельности.

Из действия вышерассмотренных законов вытекают закономерности размещения производительных сил, выражающие, по Э. Б. Алаеву, наиболее общие причинно-следственные отношения между территорией (территориальными ресурсами) и общественным производством. Данные закономерности отражают тяготение отдельных видов хозяйственной деятельности человека к территориям, характеризующимся определенными особенностями рельефа, природно-ресурсного потенциала, доступности, а также историко-географическими условиями и уровнями экономического развития, что в совокупности определяет структуру и формы пространственной организации производительных сил. По мнению П. В. Луцишина, общепризнанными считаются три закономерности:

Ø рациональное размещение для экономии общественно-полезных затрат;

Ø планомерное, пропорциональное размещение для оптимизации территориальных пропорций;

Ø гармонично комплексная территориальная организация народного хозяйства для максимального использования местных ресурсов регионов.

Исходя из стратегических целей развития народного хозяйства, действия законов и закономерностей размещения производительных сил формулируются принципы их территориальной организации и региональной экономической политики.

1. Принцип рационального размещения производства. Он вытекает из действия соответствующей закономерности. Его содержание заключается в стремлении к такому размещению производительных сил, которое обеспечило бы высокую эффективность функционирования народного хозяйства при минимальных затратах. Это достигается следующими мерами:

Ø  приближением материалоемких, энергоемких, водоемких отраслей к источниками топлива, энергии, воды;

Ø  приближением трудоемких производств к районам и центрам сосредоточения трудовых ресурсов;

Ø  приближением массового производства малотранспор-табельной продукции к местам ее потребления;

Ø  избежанием встречных перевозок однотипной продукции.

2. Принцип оптимального размещения производства. Оптимальность означает выбор лучшего варианта, не только из наличных, но и вообще из всех возможных. Например, из-за создания металлургического комплекса достигается высокая эффективность работы отрасли, однако это приведет к излишней концентрации вредных производств с соответствующим увеличением затрат на охрану окружающей среды. Последнее может свести на нет полученные выгоды от создания комплекса.

3. Принцип сбалансированности и пропорциональности. Означает такое размещение производства, когда достигается равновесие между взаимодействующими производственными мощностями: между объемом производства и сырьевыми, энергетическими, водными, земельными и др. ресурсами.

4. Принцип комплексности. Вытекает из действия соответствующего закона развития ТСЭС. На практике он реализуется:

Ø комплексным использованием природных ресурсов, включая отходы производства (лесопиления, металлургического производства и т. п.);

Ø рациональным использованием трудовых ресурсов (путем создания в регионе таких производств, которые обеспечили бы занятость всем слоям населения, вне зависимости от пола, возраста, образования и т. п.);

Ø созданием единой инфраструктуры;

Ø установлением производственно-технологических связей между предприятиями территории (района, города и т. п.).

Принцип комплексности обеспечивает наивысший уровень специализации района с учетом территориального (географического) разделения труда.

5. Принцип учета рациональных форм общественной организации производства (концентрации, специализации, кооперирования, комбинирования). Сущность принципа заключается в том, что характер размещения должен стимулировать развитие эффективных форм территориальной организации общественного производства.

6. Принцип учета международного географического разделения труда. Согласно этому принципу государство стремится развивать на своей территории такие производства и в таком объеме, которые соответствуют его преимуществам в части «факторов производства» (экономическим ресурсам) и продукция которых пользуется спросом на международном рынке.

Развитие таких производств и целых отраслей должно поощряться. Одновременно либерализовать импорт таких видов продукции, которые в стране не производятся.

Существуют страны, которые всю свою экономику строят на экспорте 1-го или 2-3-х товаров. Такая экономика называется экспортно-ориентированной (развивающиеся страны). На более высокой стадии экономического развития развиваются импортозамещающие производства.

7. Принцип сохранения экологического равновесия («устойчивого развития»). В настоящее время – приоритетный. Ему должны подчиняться все прочие, которые появляются вследствие различных вариантов размещения производства. В 1992 году в Рио-де-Жанейро состоялась Международная конференция глав правительств стран мира, на которой была принята концепция устойчивого, экономически, социально и экологически сбалансированного развития мира, согласно которой требуется:

Ø  сохранение энергобаланса между потребностями общества и возможностями природы;

Ø  улучшение качества жизни и состояния окружающей среды.

8. Принцип ограничения централизма. Заключается в органическом соединении интересов страны и регионов, предприятий, населения. Государство не должно вмешиваться в деятельность предприятий и местных органов власти. Оно лишь создает при помощи экономических рычагов льготы и систему налогообложения, которые стимулируют развитие и размещение предприятий, отвечающих интересам страны, региона, населенного пункта и т. д.

Соблюдение принципов размещения производительных сил является основой региональной политики государства.

Региональная политика - это сфера управления экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном и региональном аспектах. Эта политика осуществляется по следующим направлениям:

Ø  оптимальные соотношения и взаимодействия сил регионального развития в государственном, кооперативном, частном и проч. секторах национальной экономики;

Ø  гармоничное взаимодействие государственного и регионального аспектов развития, центрального и регионального уровней управления;

Ø  сближение уровней социально-экономического развития регионов;

Ø  соблюдение социальной справедливости в территориальной, демографической и экологической политике.

Применительно к современной социально-экономической и демографической ситуации в странах бывшего СССР основными принципами их региональной политики являются:

Ø  предпочтение интересов региона интересам отраслей, ведомств и отдельных предприятий и организаций;

Ø  всесторонний учет экономических, технологических, этнических, экологических и социально-экономических предпосылок в развитии регионов;

Ø  приоритет интенсивного, ресурсосберегающего подхода к размещению производительных сил при ограничении материалоемкости производства.

Средством регулирования территориальной организации производительных сил страны и её социально-экономического развития должны стать региональные программы.

 


Размещение производительных сил - 4.0 out of 5 based on 1 vote