06 | 12 | 2016
Экономика
Литература

Фискальная политика

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.00 (1 Голос)

 Финансовая политика государства – это система мероприятий по регулированию всех финансовых потоков.

Налогово-бюджетная политика - это система мероприятий по регулированию потоков государственных финансов, т. е. перераспределение через государственный бюджет

Фискальная политика - это система мероприятий по манипулированию налогами и расходами государственного бюджета. «Фиск»- термин латинского происхождения, переводящийся как «казна».

Манипулирование налогами и государственными расходами имеет свои особенности.

Манипулирование государственными расходами непосредственно увеличивает совокупные расходы, т. е. прямая потребления С поднимается параллельно вверх не только на величину частных инвестиций, но и на объем государственных расходов G. В результате точка пересечения прямой С +I+ G с биссектрисой отодвигается вверх и вправо, что соответствует большему объему равновесного ВВП.

влияние налогов на спрос

Рис. 2.1.

Налоги влияют на совокупный спрос не сразу, а со временем, опосредованно, через, во-первых, реальное потребление С, во-вторых, через инвестиции, которые зависят от реальных сбережений S. Линия С сдвигается параллельно вниз с учетом величины налогов на потребление.

влияние спроса на налоги

Рис. 2.2.

Выделяют два основных вида фискальной политики:

- дискреционная;

- недискреционная, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов.

Дискреционная фискальная политика связана с оперативным регулированием налогов и государственных расходов при различных ситуациях. Стимулирующая дискреционная фискальная политика включает:

1)  снижение налогов;

2)  увеличение государственных расходов;

3)  сочетание 1) и 2).

Сдерживающая дискреционная фискальная политика включает:

1)  увеличение налогов;

2)  уменьшение государственных расходов;

3)  сочетание 1) и 2).

Таким образом, стимулирующая политика ведет к росту дефицита государственного бюджета, а сдерживающая - к его сокращению.

Рассмотрим подробнее особенности дискреционного регулирования.

Налоги и государственные расходы влияют на ВВП с мультипликационным эффектом. Приросты расходов и налогов, обеспечивающие изменение ВВП, или Y, можно записать так:

D Y = D G · mg; D Y = D T · mt, где

D Y - прирост ВВП;

D G и D T – соответственно изменения государственных расходов и налогов;

Mg и mt - мультипликаторы соответственно государственных расходов и налогов.

Различают простой и сложный мультипликаторы.

Государственные расходы принадлежат к автономным расходам, поэтому применим простой мультипликатор государственных расходов, совпадающий с простым мультипликатором расходов, т. е. mg = me = 1 / (1- c’) = 1 / s’.

Сложный мультипликатор учитывает не только предельную склонность к потреблению c’, но и ставку (коэффициент) налогов t. Поэтому формула выглядит так:

Mg = 1 / [ (1- c’ · (1 – t)] или после подстановок mg = 1 / (s’ + c’ · t).

Налоговый мультипликатор mt меньше mg пропорционально предельной склонности к потреблению c’, т. е. простой налоговый мультипликатор рассчитывается по формуле:

mt = c’/ (1 –c’) = c’ / s’.

Соответственно сложный мультипликатор нужно записать так:

Mt = c’/ [(1 –c’ · (1 – t)] = c’ / (s’ + c’· t).

До сих пор влияние налогов и государственных расходов рассматривались автономно. Совместное использование мультипликаторов позволяет рассчитать величину сложного мультипликатора сбалансированного бюджета mb = mg - mt = 1 / [(1- c’ · (1 – t)] - .c’/ [(1 –c’ · (1 – t)] = s’/ (s’ + c’· t).

Пример 1.

Государственные расходы и чистые налоги увеличились на 100 тыс. грн. C’ = 0,75, t = 0,2. Определить мультипликаторы государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета.

Так как чистые налоги и государственные расходы равны, то в стране получен сбалансированный бюджет.

mg = 1 / [ (1- c’ · (1 – t)] = 1 / [1 – 0,75 · (1 – 0,2)] = 2,5.

Mt = c’/ [(1 –c’ · (1 – t)] = 0,75 / [1 – 0,75 · (1 – 0,2)] = 1,875.

Mb = mg - mt = 2,5 – 1,875 = 0,625.

Недискреционная фискальная политика иначе называется автоматической или политикой встроенных стабилизаторов. Ее смысл заключается в принятии исходного решения, по которому налоговые и государственные расходные поступления варьируются (изменяются) с изменением доходов, активов и прочих показателей. Например, прогрессивная школа налогообложения означает, что:

- существует необлагаемый минимум;

- процентные ставки налогообложения растут по мере роста доходов.

Таким образом, при спаде или депрессии с преобладанием субъектов с низкими доходами существует нулевая или низкая налоговая ставка, которая оставляет в распоряжении относительно большой чистый доход, т. е. относительно увеличивается совокупный спрос, способный стимулировать рост совокупного предложения. При фазе пика (бума) завышенные процентные ставки оставляют в распоряжении большинства населения относительно меньший чистый доход, т. е. относительно сокращается совокупный спрос, ведущий к уменьшению совокупного предложения.

Аналогичным образом действует система дотаций и субсидий в период кризиса для низкодоходных слоев, а также система лишения дотаций и субсидий в период подъема.

Отметим противоречия фискальной политики, направленной на спрос:

1. Фактор времени затрудняет проведение фискальных мер. Существуют административные задержки и так называемые временные лаги, т. е. функциональный разрыв между временем введения фискальных мер и временем получения результатов.

2. Политический фон может помешать проведению непопулярных фискальных мер (перед выборами).

3. Эффект вытеснения состоит в том, что стимулирующая фискальная политика сопровождается ростом государственных расходов. Это повышает спрос на дополнительные денежные средства, а значит, повышает процентные ставки. Высокие ставки снижают привлекательность кредитования, а значит и инвестирования. Таким образом, рост государственных расходов ведет к вытеснению частных инвестиций.

4. Эффект инфляции связан с тем, что на 2 и 3 отрезке кривой АS стимулирования спроса одновременно повысит цены, что частично обесценивает реальное увеличение ВВП.

1.  Эффект чистого экспорта, или эффект внешнеторгового вытеснения объясняется так. Рост государственных расходов через повышения процентной ставки привлекает иностранные капиталы, что завышает курс национальной валюты из-за возросшего спроса на нее. Рост курса национальной валюты делает более дорогим национальный экспорт, уменьшая его, и более дешевым импорт, увеличивая последний. Иначе говоря, уменьшается чистый экспорт в результате увеличения государственных расходов.

В отличие от кейнсианства неоклассические теории подходят к фискальной политике неоднозначно. Монетаризм считает фискальные меры ограничено эффективными в краткосрочном периоде. Теория рациональных ожиданий отрицает эффективность фискальной политики.

Теория экономики предложения считает применение фискальной политики эффективным при стимулировании предпринимательской деятельности, т. е. предложения. Это объясняется, во-первых, возможностью делать большие сбережения при возросшем располагаемом доходе, и, во-вторых, снижение налогов на прибыль стимулирует дальнейшее инвестирование.

Графически этот подход нашел выражение в кривой Лаффера. Суммы налоговых сборов и ставки налогов располагают соответственно по осям абсцисс и ординат. При относительно низких ставках получается восходящая, но выпуклая к началу координат кривая. Это означает уменьшающийся прирост налоговых сборов по мере роста ставок. При оптимальной ставке t0 собирается максимум налогов T0. Дальнейший рост ставок, например, до уровня t1 приведет к уменьшению поступлений в бюджет, что отражает убывающий характер кривой.

Фискальная политика

Рис. 2.3.

Фискальная политика является главным слагаемым бюджетной политики. Выделяют 3 основные теории государственного бюджета:

1) ежегодно сбалансированный бюджет;

2) циклический сбалансированный бюджет;

3) теория функциональных финансов.

. Ежегодно сбалансированный бюджет имеет классические корни и с опорой на монетаризм допускает ограниченные меры по наращиванию расходов в течение года, но с обязательным достижением баланса доходов и расходов на конец года.

Циклически сбалансированный бюджет соответствует позиции кейнсианства и допускает рост дефицита при стимулирующей фискальной политике на фазах спада и депрессии, а также сокращение дефицита при сдерживающей фискальной политике на фазах подъем и пика.

Теория функциональных финансов считает государственный бюджет вспомогательным инструментом для осуществления стабилизационной политики. При этом достаточно не выходить за установленные пределы бюджетного дефицита, который, как правило, не превышает 3-5 % ВВП (теория экономики предложения).

Соотношение доходов и расходов бюджета позволяет выделить 3 ситуации:

-  дефицит при преимуществе расходов:

-  профицит при доминировании доходов;

-  сбалансированный бюджет при равенстве доходов и расходов.

Состояние государственного бюджета определяется с помощью бюджетного сальдо BS, определяемого по формуле:

BS = T – G, где

T – чистые налоги;

G – государственные расходы.

Различают 3 вида бюджетного сальдо:

1)  фактическое по формуле: BS = Y· t – G, где Y – реальный ВВП; t – средняя налоговая ставка (коэффициент); Y· t - фактические налоговые поступления в бюджет; G – государственные расходы;

2)  потенциальное по формуле: BSp = Yp · t – G, где Yp – потенциальный ВВП; Yp · t – потенциальные поступления в бюджет при полной занятости;

3)  циклическое по формуле: BSc = BS – BSp, показывающее потери бюджета в условиях неполной занятости.

Пример 2.

Определите фактическое, потенциальное и циклическое сальдо государственного бюджета, если Y = 1000, Yp = 1100, G = 310 млн. грн, t = 0,3.

BS = Y· t – G = 1000 · 0,3 – 310 = - 10 млн. грн.

BSp = Yp · t – G = 1100 · 0,3 – 310 = 20 млн. грн.

BSc = BS – BSp = -10 – 20 = -30 млн. грн.

Способы покрытия дефицита государственного бюджета:

- ужесточение налогообложения;

- сеньораж, т. е. эмиссия дополнительных денежных ресурсов, не обеспеченных товарами;

- государственные займы (внутренние и внешние).

Государственный долг – это сумма накопленных бюджетных дефицитов, подразделяющихся на внутренний и внешний долг.

Негативные последствия государственного долга:

- выплата по долгам увеличивает неравенство в доходах из-за одинаковой нагрузки на лиц с различными доходами;

- выплата долга провоцирует увеличение налогового бремени;

- происходит утечка потенциальных капиталов;

- выплата текущих долгов происходит, в том числе через новые займы, которые увеличивают спрос на дополнительные деньги, увеличивая процентную ставку в стране, и ведут к эффектам вытеснения и чистого экспорта.

Субъекты внешнего заимствования:

- иностранные государства;

- негосударственные экономические субъекты за рубежом;

- международные финансовые организации, в т. ч.:

1) МВФ, представляющий кратко - и среднесрочные займы для преодоления платежно-финансовых диспропорций;

2) Мировой Банк представляет средне - и долгосрочные займы для структурной перестройки экономики;

3) Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) представляет займы странам с переходной экономикой для структурной перестройки и часто на экологической цели;

4) Парижский клуб кредиторов – неформальное объединение государственных кредиторов, предоставляющее займы и осуществляющее взаимозачет долгов;

5) Лондонский клуб кредиторов - неформальное объединение негосударственных кредиторов, предоставляющее займы и осуществляющее взаимозачет долгов.

Налоги и фискальные сборы – обязательные платежи юридических и физических лиц в пользу государственного бюджета на основе налогового законодательства страны.

Налоговая система государства включает:

- государственные организации (институты), контролирующие выполнение законодательства;

- государственные организации учета и статистики, регистрирующие субъекты налогообложения;

- законодательная система налогообложения;

- субъекты налогообложения;

- носители налогообложения, т. е. лица, фактически уплачивающие налоги;

- объекты налогообложения, т. е. величины являющиеся базой для обложения (прибыль, выручка);

- ставки налогообложения:

1) пропорциональные, с неизменной величиной для любого объекта обложения;

2) прогрессивные, с растущей величиной по мере роста объекта обложения;

3) регрессивные, с уменьшающейся величиной по мере роста обложения;

4) нулевые;

5) преференциальные (льготные), с величиной, меньшей, чем типичная цифра ставки;

6) номинальные, соответствующие документам; 7)реальные, или эффективные, за вычетом темпов инфляции.

Классификация налогов:

- прямые, которые платятся непосредственно из фиксированного объема обложения (подоходный налог физических лиц, налог на прибыль);

- косвенные, взимаемые через надбавку к исходной цене, т. е. НДС, акцизный сбор, таможенная пошлина;

- общие, используемые для финансирования любых расходов;

- специфические, с исключительно целевым расходованием;

- общегосударственные;

-  местные (коммунальные, муниципальные).


Фискальная политика - 4.0 out of 5 based on 1 vote