05 | 12 | 2016
Экономика
Литература

Основы финансовой автономии местных органов власти

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.50 (1 Голос)

Основы финансовой автономии

Одной из основ каждого демократического общества является местное самоуправление, функционирование которого осуществляется на основе самостоятельности и финансовой независимости. Практическая деятельность органов местного самоуправления в условии легитимности их прав свидетельствует, о том, что именно финансовая независимость является решающей в осуществлении функций и заданий, которые на них возложены.

Местное самоуправление представляет собой «многостороннюю деятельность местного сообщества по решению стоящих перед ним задач на основе принципов самоорганизации и самофинансирования с целью улучшения качества жизни населения соответствующей территории».

Финансовая автономия является базой самоуправления территориальных коллективов, самостоятельности всех уровней местной власти. Понятие автономия раскрывает понятие термина «самоуправление» и тесно с ним связано.

Самоуправление – автономное финансирование любой организации, в том числе и территорий.

Принципы автономности реализуются в системе формирования, распределения и использования местными органами финансовых ресурсов осуществляется самостоятельно.

Основной формой автономии является финансовая автономия. Финансовая автономия - автономия в сфере финансов.

Финансовая автономия местных органов власти это финансовая независимость этих органов при исполнении возложенных на них функций. Финансовая независимость в совокупности с организационной и административной независимостью является предисловием эффективного решения местными органами власти возложенных на них заданий. Без финансовой автономии невозможно существование местного самоуправления, а также государственной власти.

Главным признаком финансовой автономии является владение и самостоятельное распоряжение финансовыми ресурсами, объем которых соответствует функциям и заданиям, которые возложены на эти органы.

Законом Украины о местном самоуправлении определены нормы, которые определяют финансовую независимость местного самоуправления:

- самостоятельная разработка, рассмотрение и утверждение местных бюджетов.

- право на установление сборов и налогов.

- предоставление льгот по налогам.

- выпуск гос займов.

- получение займов от других местных бюджетов.

- передача средств в другие местные бюджеты.

- размещение соответствующим органам местного самоуправления средств в банках, получение %.

- создание внебюджетных целевых фондов.

- распоряжение коммунальным имуществом.

- право на создание ком банков и других финн кред учреждений.

В реальной жизни оказывается, что решающее значение для обеспечения материальной и финансовой основы местного самоуправления является в большинстве случаях имеют доходы местных бюджетов. Так объекты соц сферы находятся на обеспечении местных бюджетов.

Местные органы самоуправления лишены права создания внебюджетных целевых и валютных фондов.

Также важной является проблема самостоятельности местных бюджетов как основной составной части финансовой независимости местного самоуправления.

В ЗУ о местном самоуправлении говорится о том, что местные бюджеты самостоятельны, они не включаются в Государственный бюджет Украины, бюджет Автономной Республики Крым и другие местные бюджеты.

Самостоятельность местных бюджетов подкреплена определенным в законе порядком использования свободных бюджетных средств. Также самостоятельность местных бюджетов определяется защищенностью их доходов во время принятия решений органами гос власти, которые приводят к дополнительным расходам органов местного самоуправления. Государство финансирует в полном объеме осуществление органами местного самоуправления возложенных полномочий органов исполнительной власти.

Решения органов гос власти, которые подразумевают дополнительные расходы для органов местного самоуправления, обязательно должны сопровождаться передачей им необходимых финансовых ресурсов.

Критерии масштабов и границ финансовой автономии местной власти.

1. Система прав местных органов власти: право на работу бюджета, право на сбор налогов, право создания ресурсов, право на привлечение кредитных ресурсов, право на установление цен, право на введение штрафов.

2. Уровень финансовой автономии:

- часть выдачи на реализацию собственных полномочий - это показатель автономии местных органов власти от государственной власти;

- часть обязательных выдач - это говорит о том, что местные органы власти не могут обеспечить функционирование обязательных частей на уровне государственных стандартов, тогда государство дает еще необходимую финансовую помощь;

- часть выдачи для обеспечения делегированных полномочий - полученный показатель показывает то, на сколько местные органы власти являются агентами центральных органов власти;

- часть собственных доходов в доходах местных бюджетов - показатель независимости доходной базы местных органов от центральных органов власти;

- часть собственных и закрепленных доходов местных бюджетов является показателем самостоятельности местных бюджетов, с расчетом преданной ими государству на долгосрочной основе на дополнительной доходной базы;

- мера зависимости от отдельных доходных источников – характеризует часть доходов бюджета, которая формируется за счет налогов и сборов, которые устанавливают местные органы власти;

- часть не связанных субсидий в доходах местных органов власти – отражает финансовую помощь местным органам власти со стороны государственной власти.

Основные положения, которые соответствуют принципу самостоятельности бюджетов в Бюджетном Кодексе Украины:

- государство средствами гос бюджета не несет ответственность по бюджетным обязательствам органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления.

- органы власти Автономной Республики Крым и органы местного самоуправления средствами местных бюджетов не несет ответственность по бюджетным обязательствам друг друга и государства.

- за местными бюджетами закрепляются определенные источники доходов.

- органы власти Автономной Республики Крым и органы местного самоуправления имеют право определить направления использования бюджетных средств в соответствии с законодательством Украины.

- органы местного самоуправления имеют право самостоятельно и независимо один от другого рассматривать и утверждать соответствующие местные бюджеты.

Подводя итог выше сказанному, можно обобщить основные составляющие финансовой независимости, закрепленные в действующем законодательстве:

- самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов разработки, рассмотрения, утверждения и исполнения местных бюджетов.

- право на внесение изменений в местные бюджеты

- право на установку местных налогов и сборов и их ставок в пределах, определенных законодательством

- самостоятельность в предоставлении льгот и уплаты местных налогов и сборов

- право на выпуск местных займов, лотерей и других ценных бумаг

- право на получение займов в других финн - кред учреждениях

- право на передачу средств из соответствующего местного бюджета в другие местные бюджеты для выполнения общих проектов и программ, для содержания объектов общего пользования

- самостоятельное распоряжение коммунальным имуществом

- самостоятельное установление в пределах законодательства тарифов на услуги, которые предоставляют предприятия и организации коммунальной собственности

- право на создание коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений.


Основы финансовой автономии местных органов власти - 4.0 out of 5 based on 1 vote