05 | 12 | 2016
Экономика
Литература

Валютно-финансовая политика Украины

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.00 (1 Голос)

План:

1. Валютно-финансовая политика государства.

2. Становление валютного и финансового рынка Украины.

 

1. Валютно-финансовая политика государства.

Валютное регулирование — одна из форм государственного регулирования международных экономических отношений, направленная на (регулирование порядка осуществление операций с валютой и валютными ценностями/с целью уравновешения платежных балансов, изменения структуры импорта или его ограничение, сокращение платежей за границу, концентрации валютных ресурсов в руках государства. )

Системы национального регулирования денежно-валютных отношений имеют очень давнюю историю. Оно начиналось, как правило, из внедрения запрета вывоза золота из страны. Постепенно это регулирование распространилось на другие валютные ценности, в том числе на '"платежные средства и ценные бумаги: акции и облигации. С введением оборотности валют валютное регулирование в некоторых развитых странах было упразднено, в других — значительно послабленное.

Валютное законодательство развитых стран определяет круг валютных операций, которые могут подлежать валютному регулированию. В большинстве случаев они делятся на операции, связанные с международным движением капиталов внешней торговлей,, международными долговыми отношениями,-операциями с золотом и другими валютными ценностями, и операции, связанные с развитием таких сфер международных отношений, как туризм, другие формы специальных межгосударственных выплат.

Валютное регулирование обеспечивается специальной системой правовых норм и средств. Некоторые специалисты-юристы рассматривают этих систему как самостоятельный институт права (в зарубежной литературе его называют "валютным правом").

В развитых странах рыночной экономики валютное регулирование осуществляется или министерствами финансов (в большинства стран), или центральными эмиссионными банками (Большая Британия, Дания), или специальными правительственными учреждениями (Франция, Италия).

В системе государственного регулирования экономической жизни каждой страны выделяют совокупность мероприятий, которые употребляются центральными банками в сфере денежного обращения и валютных отношений с целью влияния на покупательную способность денег, валютные курсы и на экономику в общем, что составляет сущность определенной валютной политики государства. Эта политика осуществляется преимущественно в двух формах: учетной (дисконтной) и девізній.

Учетная (дисконтная) политика Означает изменение учетной ставки центрального банка с целью регулирования валютного курса путем влияния на движение краткосрочных капиталов. В условиях пассивного платежного баланса центральный банк повышает учетную ставку и этот самим стимулирует приток иностранного капитала из стран, где этот уровень низший. Этот приток краткосрочных капиталов улучшает состояние платежного баланса, создает дополнительный спрос на национальную ва-" злую, таким образом содействуя повышению ее курса. Довольно неординарным примером применения учетной валютной политики на современном этапе развития денежно-валютных отношений могут служить действия Центрального банка Швеции, если в второй половине 1992 Г. возникшая паника на валютных рынках Европы и шведская крона оказалась в довольно затруднительном положении. Чтобы срочно повысить валютный курс кроны, было объявлено решение Центрального банка о повышении ставки заемного процента до 75 %, а со временем эту ставку было установлено на невиданной до сих пор в практике валютных отношений пометке в 500 %. К такому неординарному мероприятию Центральный банк Швеции удался, чтобы остановить отлив валюты за границу. Именно в то время к аналогичным мероприятиям удался и Центральный банк Норвегии.

При значительном активном сальдо платежного баланса, который бывает довольно редко, центральные банки соответствующих стран прибегают к противоположным действиям. Они снижают учетную ставку и тот самим стимулируют отлив иностранного и национального капитала с целью уменьшения активного платежного сальдо. При этих условиях возрастает спрос на иностранную валюту, возрастает ее курс, а курс национальной валюты соответственно падает.

Учетная политика — это традиционный метод регулирования валютного курса. Но в современных условиях эффективность этого метода значительно уменьшилась за счет интенсивных процессов интернационализации хозяйственной жизни и отрицательного влияния дорогих кредитов на развитие национальных экономик.

Стремление управлять валютной политикой с помощью процентных ставок за предоставление кредита, имели место в развитых странах еще в конце XIX ст., но довольно активно и в широких масштабах начали проводиться в 20—30-х годах XX ст. После Второй мировой войны наиболее широко используется так называемый\компенса-ційний принцип учетной политики, Сущность этого метода валютного регулирования состоит в объединении и последовательном использовании двух противоположных типов этой политики: ограничение кредита, так называемой кредитной рестрикции, или политики "дорогих денег", а также стимулирование кредита, так называемой кредитной экспансии, или политики "дешевых денег".

Политика кредитной рестрикции ("дорогих денег") Используется, как правило, в условиях отвесного промышленного бума и возрастания хозяйственной активности. ее цель — воспрепятствовать процессу активного использования кредита хозяйственными субъектами и затормозить промышленный бум, который часто приводит к "перегреву экономики" и перепроизводства товаров.

Политика кредитной экспансии ("дешевых денег"), Наоборот, направленная на стимулирование кредитных операций в расчета на то, что более благоприятные условия кредитования будут побуждать к хозяйственной активности, рост производства и привлечение иностранного капитала.

Либеральная политика кредитной экспансии спричиняє снижение валютного курса, и наоборот, политика кредитной рестрикции порождает тенденцию к повышению валютного курса.

Девізна политика Направленная на регулирование валютного курса путем купли и продажи иностранной валюты (девиз). В современных условиях девізна валютная политика часто набирает формы Валютной интервенции — прямого вмешательства центрального банка в операции с иностранной валютой на валютных рынках при одновременном введении ограничений в сфере валютных операций на внутреннем рынке.

При использовании девізної валютной политики в случае падения курса национальной валюты центральный банк страны продает на валютных рынках, как правило, значительные суммы иностранной валюты, которая приводит к возрастанию курса национальной валюты относительно иностранной, и наоборот, скупка иностранной валюты ведет к падению курса национальной.

Девізна валютная политика взыскивает временное и ограниченное влияние на уровень валютного курса, если нет коренных нарушений платежного баланса. При наличии таких нарушений активное использование девізної политики может привести к быстрому истощению валютных резервов страны, не предотвратив при этом процессе обесценения национальной валюты. Поэтому валютная интервенция предусматривает наличие в центральных эмиссионных банках стран, которые ее проводят, значительных валютных резервов и возможная тогда, если неуравновешенность платежного баланса незначительная и характеризуется периодическим изменением пассивного сальдо на активное. В противоположном разе проведения валютных интервенций угрожает не только полным истощением валютных резервов, как уже отмечалось, а и разладкой денежного обращения внутри страны.

Примером массовой валютной интервенции могут быть действия правительства СЕЛА, направленные на поддержку курса доллара, если он стал стремительно падать после значительного возрастания в 1980—1985 гг. Так, в виде валютной интервенции для поддержки собственной валюты, США использовали за период с 1987 г. по июль 1989 г., по разным оценкам, свыше 140 млрд долл.

Часто валютная интервенция используется для поддержания курса валюты на заниженному равные путем Валютного демпинга — обесценивание национальной валюты с целью массового экспорта товаров по ценам, низшим за мировые.

Валютный демпинг Используется для экспорта товаров путем применения специальных заниженных валютных курсов, которые отображают внешнее обесценение валюты в размерах, которые превышают обесценения денег на внутреннем рынке страны, которая экспортирует товары и услуги. При валютном демпинге экспортер, даже за высокого уровня затрат производства, реалізуючи свои товары на внешних рынках по ценам, которые ниже мировых, может получить довольно выгодную прибыль в валюте той страны, куда экспортируется товар. Чаще всего валютный демпинг осуществляется в условиях множественности валютных курсов, при использовании так называемых свободных курсов и других специальных заниженных курсов для определенного вида товаров, услуг и операций.

Валютный демпинг оказывает непосредственное влияние на торгово-экономические отношения соответствующих стран. Так, Заниженный валютный курс Повышает конкурентоспособность фирм определенной страны на мировых рынках и оказывает содействие расширению экспорта товаров и услуг. Однако занижение валютного курса приводит к росту внутренних цен, страна вывозит больше товаров и услуг на соответствующую единицу импорта, который поднимает эквивалентность международного обмена в ущерб этой стране.

Искусственно завышенный валютный курс Спричиняє обратный экономический эффект, если на единицу вывезенного за границу товара страна за счет импорта получает большее количество товаров и услуг. Этим также поднимается эквивалентность международного обмена, но уже в пользу этой стране.

Традиционными методами валютного регулирования есть девальвация и ревальвация, которые хотя и меньшей мерой, чем это было за времен действия золотомонетного стандарта, но все одно применяются в практике современных денежно-валютных отношений. Сущность действия этих двух противоположных явлений состоит в соответствующем снижении или повышении валютного курса.

К отмене официального содержимого золота в валютах Девальвация Означала уменьшения в законодательном порядке металлического содержимого

2. Становление валютного и финансового рынка Украины.

Центральным банком нашего государства есть Национальный банк Украины (НБУ), которое было образовано в марте 1991 г. соответственно Закону "О банках и банковской деятельности" на базе Украинской республиканской конторы Госбанка СССР. Основные функции Национального банка Украины:

• сохранение и использование золотовалютных резервов Украины и других государственных ценностей, а также обеспечение платежеспособности государства;

• представительство интересов Украины в отношениях с центральными банками и другими финансово-кредитными учреждениями зарубежных стран и международными валютно-финансовыми организациями;

• осуществление обмена и расчетов за предоставленными и полученными государственными кредитами и займами, проведение операций с централизованными валютными резервами, которые предоставляются у его распоряжения;

• регулирование курса национальной валюты относительно денежных единиц других государств.

Национальный банк Украины есть также главным органом валютного контроля в государстве, которое:

— осуществляет контроль за выполнением правил регулирования валютных операций на территории Украины по всем вопросам, не отнесенных к компетенции других государственных органов;

— обеспечивает выполнение уполномоченными банками функций относительно осуществления валютного контроля.

НБУ за довольно незначительное время превратился в настоящий почтенный центральный банк государства. Он овладел руководство денежным обращением, внедрил ряд инструментов управление кредитным и валютным рынками, рынком ценных бумаг. А технология созданной и введенной собственными силами системы электронных расчетов, по оценкам независимых экспертов, есть найпередовішою среди стран Центральной и Восточной Европы.

За годы своей деятельности коллектив Национального банка Украины разработал и воплотил у жизни специфическую, присущую Украине, стратегию и тактику поведения банка в зависимости от изменений социально-экономической ситуации в государстве.

В зависимости от конкретных задач, которые возникали перед независимой Украиной, в деятельности Национального банка можно условно выделить три характерных этапа.

Первый этап Приходится на 1991 г. — октябрь 1994 г., период мучительного поиска целостной концепции развития экономики нового независимого государства, если был заложен фундамент идеологии Национального банка, определены его главные ориентиры и приоритеты.

Второй этап, Который начался после провозглашения в речи Президента Украины Л. Д. Кучмы (октябрь 1994 г.) программы макро-економічної стабилизации, охватывает временной промежуток из октября 1994 г. к августу 1996 г. Это был период сугубо прагматических реформ, если были созданные и запущены в действие новые монетарные механизмы, присущие современной социально ориентированной экономике.

Третий этап Начался из сентября 1996 г., если была введена гривна как полноценную национальную валюту Украины.

Особая роль НБУ как центрального банка государства ярко проявилась после печальноизвестных событий в Росси 17 августа 1998 г., если была успешно реализована выработанная стратегия деятельности на валютном рынке и эффективно использованы валютные резервы НБУ.

Итак, успешная деятельность Национального банка как главного субъекта валютного рынка Украины целиком закономерно есть результатом колоссальной работы и таланта конкретных людей, которое оказалось в утверждении стойкой национальной валюты государства, как одного из найвагоміших компонентов ее независимости. Поэтому целиком закономерно, что за рейтингом западных средств массовой информации, НБУ был определен в числе 25 центральных банков мира, которые проводят здоровую денежную политику.

Таким образом, тяжелейшее испытание на выживание государства было успешно составлено. Утверждение Украины как суверенного независимого государства, укрепление его авторитета как в мире, так и в глазах собственных граждан, есть и продолжает оставаться основной задачей деятельности ее центрального банка.

Среди коммерческих банков крепчайшие позиции на валютном рынке Украины занимает Проминвестбанк, где созданная уникальная электронная система, которая дает возможность вести расчеты из единого корреспондентского счета. Всего 24 минуты нужно, чтобы провести банковскую операцию в любой точке Украины, где есть корреспондентский счет Проминвестбанка. На сегодня это наибольший банк Украины, финансовый капитал которого, включая собственный, составляет 1/3 от всего банковского капитала Украины. Практически во всех больших городах банк имеет свои отделения, а в Росси, например, открыто 272 корреспондентские счета в 125 банках.

Для того, чтобы защитить денежные средства своих клиентов, Проминвестбанк стал в 1994 г. основателем первого русско-украинского кредитного банка — Кредитімпекс Банка, который сегодня проводит 80 % всех рублевых расчетов между Украиной и Россией. Он стал одним из клиринговых банков Украинской межбанковской валютной биржи.

Обработанная и введенная специалистами Проминвестбанка и Кредитімпекс Банка технология проведения платежей дала возможность сократить сроки их прохождения втрое. Продолжительность конвертации русских рублей в украинские рубли для предприятий-экспортеров Украины сократилась до двух дней. Сотрудничество с Кредит-імпекс Банком совершенствуется путем взаимных операций с векселями в национальных валютах Украины и России, с депозитными сертификатами, облигациями и другими ценными бумагами.

Главными направлениями сотрудничества Проминвестбанка с Кре-дитімпекс Банком есть:

• защита активов банка от изменений валютных курсов на валютном рынке, а также от возможного банкротства банков-корреспондентов;

• эффективное использование временно свободного средства;

• повышение эффективности и скорости выполнения валютных операций;

• увеличение кола и повышение качества операций для важных клиентов, повсеместное активное привлечение их к обслуживанию учреждениями Проминвестбанка;

• укрепление репутации Проминвестбанка Украины в мировой финансово-банковской сфере.

Проминвестбанк работает также с "Дойчебанком", "Комерцбанком", "Банком оф Нью-Йорк", "Айнджибанком" и др. Платежи в твердой валюте банк проводит через систему СВІФТ.

В общем, по данным Национального банка Украины, на валютном рынке в 1996 г. осуществляли операции 203 банки, размер оплаченного уставного фонда которых состоянием на 1 января 1996 г. составлял: 4 банки — свыше 5 млн ЭКЮ любой; 29 банков — от 1 до 5 млн ЭКЮ; 45 банков — от 0,5 до 1 млн ЭКЮ; 87 банков — от 100 до 500 тыс. ЭКЮ; 38 банков — к 100 тыс. ЭКЮ.

Состоянием на 1 сентября 1998 г. в Украине было зарегистрировано уже 219 коммерческих банков, с который действующих — 185, а остаток 34 находились на стадии закрытия, санации или объединения. С участием иностранного капитала создан7 банков (14 %), причем 8 из них имеют 100 %-и иностранный капитал.

В связи с функционированием на валютном рынке Украины значительного количества маленьких и средних банков, в последнее время все частіше обнаруживается тенденция к уменьшению их количества за счет слияния. Этому процесса оказывает содействие принятый Верховной Радой Закон Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О банках и банковской деятельности", где указано, что с целью защиты интересов клиентов и обеспечение финансовой надежности коммерческих банков минимальный размер уставного фонда устанавливается в сумме, эквивалентной 1 млн ЭКЮ по официальному курсу денежной единицы Украины, определенным Национальным банком.

Постановлением Верховной Рады Украины о введении в действие этого Закона Национальному банку Украины поручен установить минимальный размер уставного фонда коммерческих банков с участием иностранного капитала в сумме, увеличенной не менее чем в трех разы от суммы,

Предусмотренной для коммерческих банков без участия иностранного капитала, а для коммерческих банков с 100 %-г иностранным капиталом — не менее чем в пять раз.

С 1 января 1998 г. в случаях, если размер внесенного уставного фонда коммерческого банка состоянием на 1 марта каждого года будет составлять сумму, эквивалентную меньше чем 1 млн ЭКЮ по официальному курсу денежной единицы Украины, Национальный банк Украины должен отменить разрешение на создание коммерческого банка и отозвать лицензии на выполнение банковских операций.

В соответствии с действующим законодательством национальная валюта Украины — гривна — единое законное средство платежа на территории нашего государства. Лишь в отдельных случаях НБУ разрешает проводить на территории Украины торговлю и предоставлять услуги резидентам и нерезидентам за свободно конвертируемую валюту в основному в соответствии с индивидуальными лицензиями НБУ1.

Субъекты хозяйственной деятельности могут иметь в своей кассе наличную иностранную валюту в границах лимита остатка иностранной валюты. Эти лимиты устанавливаются учреждениями уполномоченного банка как в номинале, так и в гривневом эквиваленте на основании ходатайств предприятий с детальной аргументацией необходимости такого лимита. Наличная иностранная валюта, которая отримується из учреждений уполномоченных банков, используется исключительно на целые, на которые она полученная.

Нормативными документами НБУ и Гостаможкомитета Украины предполагается порядок перемещения национальной и иностранной валюты через таможенную границу Украины гражданами нашего государства, иностранными гражданами и лицами без гражданства. Суммы в валюте Украины, которые были вывезенных, пересказанные, пересланы на законных основаниях за границу, могут быть свободно ввезенную, пересланные, пересказаны назад в Украину.

О проведении декларирования областные управления НБУ и государственные налоговые администрации предоставляют субъектам предпринимательской деятельности справку. Эта справка есть основанием для принятия к таможенному оформлению экспортно-импортных грузов, проведение операций с валютными ценностями банками Украины, а также осуществление других видов внешнеэкономической деятельности.

Постановлением Правления НБУ № 129 от 7 июля 1994 г. было утверждено "Положения о пунктах обмена иностранной валюты". Пункты обмена иностранной валюты организовываются для обеспечения валютного обслуживания физических лиц — резидентов и нерезидентов. Обменные пункты открываются уполномоченными банками и другими кредитно-финансовыми учреждениями, которые получили лицензию НБУ.

Список литературы:

1.  Боринець С. Я. Міжнародні фінанси: Підручник.- К.: Знання-Прес, 2002.- 311 с.

2.  Бункина М. К. Валютный рынок. – М., 1995. – 112 с.

3.  Буренин А. Н. Фьючерсные, форвардные и опционные рынки. – М., 1995. – 240с.

4.  Козик В. В., Панкова Л. А., Григор’єв О. Ю., Босак А. О. Міжнародна економіка та міжнародні економічні відносини: Практикум.- К.: Вікар, 2003.- 368 с.

5.  Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / Под ред. Л. Н.Красавиной. – М.: 1994. – 592 с.

6.  Носкова М. Я. Международные валютно–кредитные отношения. – М., 1995. – 1995. – 208 с.

7.  Пебло Мишель. Международные экономические, валютные и финансовые отношения: Пер с фр. / Общ ред. Н. С.Бабинцевой. – М., 1994. – 496 с.

8.  Семенов К. А. Международные валютно-финансовые отношения.- М.: Теис, 2000.- 215 с.

9.  Сутроміна В. М., Федосов В. М., Андрущенко В. Л. Держава – податки – бізнес. – К., 1992. – 328 с.

10.  Шмырева А. И., Колесников В. И., Климов А. Ю. Международные валютно-кредитные отношения.- СПб.: Питер, 2001.- 423 с.

11.  Ющенко В. А., Міщенко В. І. Валютне регулювання: Навчальний посібник.- К.: Знання, 1999.- 359 с.


Валютно-финансовая политика Украины - 4.0 out of 5 based on 1 vote