11 | 12 | 2016
Экономика
Литература

Международные финансовые организации

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.00 (1 Голос)

План:

1. МВФ: проблемы создания и деятельности.

2. Мировой банк и его составляющие.

3. Региональные финансово-кредитные учреждения.

1. МВФ: проблемы создания и деятельности.

Наднациональная координация международных финансов осуществляется международными и региональными валютно-финансовыми организациями, которые создаются на базе многосторонних соглашений между государствами, их цель — содействие развития внешней торговли и международного и регионального валютно-финансового сотрудничества, поддержание равновесия платежных балансов стран, которые входят в них, регулирование курсов их валют, предоставление кредитов этим странам и гарантирование частных займов за границей.

Важнейшую роль среди них в современный период сыграют Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), что сегодня есть главным учреждением Мирового банка. Кроме МБРР к структуре Мирового банка входят: Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (ПРИЗРАКОВ), Многостороннее агентство из гарантий инвестиций (БАГІ) и Международный центр из урегулирования инвестиционных споров (МЦВІС).

В июле 1944 г. представители 44 стран на валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе (СЕЛА), подписали "Заключительный акт", составными которого были Уставы Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития (МВФ и МБРР).

Международный Валютный фонд (МВФ) — международная наднациональная валютно-кредитная организация, которая имеет статус специализированного представительного учреждения Организации Объединенных Наций. МВФ начал свою деятельность из марта 1947 г. Местопребывание — Вашингтон.

Согласно с Уставом, целью создания МВФ было содействие международному валютному сотрудничеству и стабилизаци валют, создание многосторонней системы платежей и расчетов, поддерживание равновесия платежных балансов стран — членівтфонду, употребление системы мероприятий, направленных на регулирование валютных курсов, повышение степени конвертируемости валют, предоставление краткосрочных кредитов странам — членам Фонда для покрытия временного дефицита их платежных балансов, на ликвидацию валютных ограничений, организацию консультативной помощи из финансовых и валютных вопросов.

Поскольку МВФ есть организацией акционерного типа, то его ресурсы состоят из взносов членов-стран-членов, для любой из которых вступительная квота устанавливается в зависимости от частицы страны в мировой торговле. Эта квота пересматривается каждые 5 лет. Квота стран — членов МВФ во время действия Бреттон-Вудськой валютной системы состояла из 25 % в золотые и 75 % — в национальной валюте данной страны, а из момента введения в действие Кінгстонської валютной системы эта квота состоит из 22,7 % — в свободно конвертируемой валюте и 77,3 % в национальной валюте.

Только в 1991 —1992 гг. членами Фонда изъявили желание стать свыше 20 стран мира, в том числе страны — бывшие республики СССР. Всего на сегодня членами МВФ есть 181 страна. Украина, вместе с другими государствами, которые входили в состав бывшего СССР, была принята к МВФ в 1992 г.1 ее квота составляет 0,69 % в общем капитале фонда.

В 1947 г. членами МВФ были 49 стран мира, а его основной капитал составлял 7,7 млрд долл. США. Наибольшие размеры квот  принадлежали Соединенным Штатам Америки, Великой Британии, Франции, Китая и Индии. Ныне оплаченный капитал достигает 297 млрд долл. США (212 млрд СДР). Из этой суммы 2/3 принадлежат промышленно развитым странам и лишь 1/3 — странам, которые развиваются, которые составляют 4/5 членов Фонда (табл. 9.2).

Руководящие органы Фонда — Совет управляющих, Директорат, Секретариат. Вышестоящим органом есть Совет управляющих, которая принимает в Фонд новых членов, утверждает изменения паритетов валют стран-участниц, пересматривает квоты, распределяет чистая прибыль Фонда. Директорат занимается текущим регламентированием деятельности этой организации.

Голоса в Совете управляющих МВФ распределяются в зависимости от размера квоты той или другой страны. Каждый член Фонда имеет в Совете 250 голосов плюс один голос на каждые 100 тыс. СДР квоты. Поэтому США фактически владеют правом "вето" при решении важнейших вопросов деятельности МВФ, чем ставят в зависимость все другие страны — члены Фонда. Так, частица США в общем количестве голосов составляет 17,7 %, а принятие ключевых решений требует квалифицированного большинства — 85 % голосов. Соединенные Штаты Америки вместе с странами ЕС имеют близко 44 % голосов в МВФ, а 56 % належит другим странам, которые составляют 86 % от общего количества членов Международного валютного фонда.

На протяжении почти полувекового функционирования Международный валютный фонд обнаружил незаурядную гибкость и высокую приспособляемость к непостоянным условиям развития международных валютных отношений. Так, МВФ успешно обеспечивал функционирования Бреттон-Вудської системы, - которая просуществовала к началу 70-х лет, сыграв значительную роль в укреплении внешнеэкономических и валютно-финансовых связей в мировом хозяйстве. Фонд своевременно отреагировал на изменения в мировой хозяйственной системе, обосновав основные принципы новой Кінгстонської валютной системы, стал основателем новой международной денежной единицы — СДР.

Итак, МВФ создал благоприятные возможности для послевоенного возрастания и сбалансированност международной торговли, улучшение экономических условий хозяйствования в отдельных странах и стабилизации мирового хозяйства в целом.

Если Международный валютный фонд может предоставлять займа любой из стран — членов МВФ, которая ощущает недостаток иностранной валюты для покрытия кратковременных финансовых обязательств кредиторам в других странах, то Мировой банк предоставляет такие займы преимущественно бедным странам.

Следует заметить, что последние два десятилетия МВФ ориентируется также преимущественно на страны, которые развиваются, что подтверждают данные о распределении кредитов МВФ. В 1947—1976 гг. кредит промышленно развитых стран составлял 60,6 %, а тех, которые развиваются, — 39,4 %; в 1977—1991 гг. — соответственно 8,9 и 92,1 %.

2. Мировой банк и его составляющие.

МБРР в начале своей деятельности был предназначен, в соответствии с его Уставом, предоставлять потерпевшим от войны странам долгосрочные кредиты для восстановления их экономики, а также гарантировать частные инвестиции за границей.

Ныне Банк предоставляет техническую и финансовую помощь большее чем 100 странам мира,'которые являются членами Международного валютного фонда. Основная масса кредитов направляется на развитие производственной инфраструктуры и сельского хозяйства — областей относительно малорентабельных, с высоким сроком окупаемости и затрат, куда недостаточно с готовностью вкладывает средства частный капитал. МБРР финансирует как приоритетные государственные программы в областях энергетики, импорта оснащения для развития горной промышленности, инвестирование проектов для строительства нафто - и газопроводов, модернизацию предприятий и т. п.. Сегодня насчитывается 180 держал — членов МБРР.

Уставной капитал МБРР получается путем подписания стран-членов на его акции и выпуска облигаций. Акции распределяются между странами-членами соответственно их квотам в Международном валютном фонде. Первоочередные взносы в уставной капитал осуществляются в размере 20 % от суммы подписания, для создания собственных ресурсов Банка, необходимых для осуществления его операций. Другие 80 % должны быть уплачены по первому требованию Банка. Значительную часть займов МБРР предоставляет из средства, полученных от размещения на рынке капиталов своих облигационных займов.

Займа МБРР предоставляются, как правило, на срок 15-20 лет и имеют пятилетний льготный период. Эти займы предоставляются странам, которые продемонстрировало определенное экономическое возрастание и социальный прогресс. Каждый заем предоставляется правительственные ли под его гарантии заинтересованной стране. Процентная ставка займов изменяется каждые шесть месяцев и ориентируется на уровень процентных ставок международных рынков заемного капитала. Текущая процентная ставка составляет 7,6 %. Эти процентные ставки зависят от имеющихся в Банка средства, которые поступают от продажи облигаций МБРР на мировых рынках капитала, от нераспределенной прибыли, погашение прежде предоставленных займов и дополнительных пожертвований экономически развитых стран.

Решение о предоставлении кредита принимаются Банком на основе экспертных оценок МВФ и предшествующих оценок эффективности проекта, определенных экспертной комиссией МБРР, причем техническая помощь (экспертиза) входит у условия предоставления кредитов. Обуславливаются также необходимость предоставления помощи, типы тех или других проектов, потребность в финансировании и т. п.. В разработке и осуществимые проектов Банка принимают участие близко 7 тыс. специалистов из более как 100 стран мира с опытом работы в разных областях экономики. Каждый год МБРР дает согласие на финансирование свыше 100 проектов и программ, общая стоимость которых превышает 15 млрд долл. СЕЛА.

Вступление Украины к Международному валютному фонду обеспечил ей членство в МБРР (квоту — 10 678 акций на общую сумму близко 5 млрд долл. США), что дает возможность нашему государству привлекать иностранные инвестиции для решения таких актуальных проблем, как стабилизация экономики, его структурная перестройка, интеграция Украины в мировое хозяйство.

Первым займом, предоставленным нашей стране после ее вступления к этой кредитно-финансовой организации был заем на поддержку программы реформ в размере 27 млн долл. США сроком на 17 лет, причем на протяжении первых пяти лет Украина должна была платить только «стандартную плавающую процентную ставку 7,43 %. За проектом займа привлекаются также значительные средства на условиях гарантов других финансовых организаций, общим объемом близко 17 млн долл. США.

Координатором проекта выступал Кабинет Министров Украины, а ведущей организацией, которая осуществляла финансирование — МБРР. Украина получила экспертно-консультационные услуги, помощь в подготовке и обучение специалистов, необходимое оснащение для внедрения реформы в трех приоритетных областях, определенных правительством. Это оказывало содействие развитию частного сектору, в том числе приватизации государственных предприятий, созданию частной банковской системы, системы управления государственными финансами. Часть средства было эффективно использовано для подготовки и проведения аукционов и приватизаци большого количества государственных предприятий в Харькове.

В грудные 1994 г. Украина получила реабилитационный заем Мирового банка в размере 500 млн долл. США (первый транш — 100 млн долл. — использованный в уплату долгов за газ Туркменистана).

Интенсивно проводится разработка других проектов: телекоммуникационного (С млн долл.), транзита газа (250 млн долл.), улучшение эффективности топливно-энергетического сектору экономики Украины, четверых сельскохозяйственных проектов, проектов из социального обеспечения реформ предприятий и развития экспорта и др.

Уже достигнут предшествующего соглашения о выделении Украине Мировым банком займа, предназначенной для реструктуризации угольной промышленности в общей сумме будущего кредита в размере 300— 400 млн долл. США. Предполагается, что средство будет выделен на 17 лет с отсрочкой погашения долга на протяжении 5 лет под 7,52 % годовых. Реструктуризацию области планируется осуществить в трех этапы. На первому намечен закрыть три убыточных шахты, на второй — 22. Третий этап предусматривает санацию шахт с низкими производственно-техническими показателями.

В мае 1998 г. Мировой банк утвердил заем Украине в размере 200 млн долл. США на внедрение проекта реабилитации и расширение централизованного теплоснабжения Киева. Заем предоставляется сроком на 20 лет, включая пятилетний льготный период.

Вообще за последние годы Украина получила от Мирового банка 1,5 млрд долл. США.

Международная ассоциация развития (ПРИЗРАКОВ) Была создана как филиал МБРР в 1960 г. с целью сохранить влияние развитых западных государств на страны, которые развиваются. ПРИЗРАКОВ предоставляла беспроцентный кредит на срок до 50 лет (с 1986 г. срок предоставления кредитов сокращенно до 40 лет для наименее развитых стран и до 35 лет — для других стран "третьего мира"). Погашение кредитов начинается с 11-го года после начала их использования. Кредиты предоставляются правительствам и частным организациям стран, которые развиваются, без процентов.

Кредиты ПРИЗРАКОВ предназначенные беднейшим и наименее платежеспособным странам и выделяются с учетом размеров их территории, годового дохода на душу населения, степени эффективности экономической политики. Только страны с годовым доходом на душу населения, которое составляет меньшее чем 1305 долл. США, могут пользоваться займами ПРИЗРАКОВ. Большинство кредитов ПРИЗРАКОВ предоставляет странам с размерами годового дохода на душу населения 800 долл. США или меньшими.

Каждый финансированный ПРИЗРАКОВ проект подлежит обязательной полі-тико-економічній экспертизе с целью наиболее эффективного использования финансовой помощи. Кредиты предоставляются в национальной валюте государства ли его территории.

В рамках программы специальной помощи осуществляется поддержка стран, расположенных южнее Сахары, с низкими доходами и высокими долгами.

Членами ПРИЗРАКОВ сегодня есть 159 стран мира.

Международная финансовая корпорация (МФК) Была создана в 1959 г. по инициативе США. ее цель — поощрение развития частных предприятий в странах, которые развиваются. МФК предоставляет кредиты высокорентабельным частным предприятиям без гарантии правительства на срок от 5 до 15 лет с условием, которое часть акций компании-заемщики продают МФК. Уровень процентных ставок отвечает существующим на международных финансовых рынках.

Уставной капитал МФК создан из взносов стран-членов. Размер взносов пропорциональный частице их взносов в МБРР. В МФК берут

Участие только члены МБРР. Свою деятельность МФК осуществляет в таких основных направлениях:

• инвестирование частного сектору (главным образом стран, которые развиваются);

• предоставление комплексных консультационных услуг правительствам и предприятиям в осуществимые приватизации;

• формирование рынка капиталов в странах с переходной экономикой.

Сегодня в состав МФК входят 170 стран. В 1993 г. к МФК присоединилась Украина, которая создала возможности предоставления нашей стране прямых инвестиций в частный сектор экономики, финансирование проектов частных компаний и т. п.. Эксперты МФК изучали возможности и потенциальные механизмы реализации программ приватизации в Украине, приняли участие в организации первого аукциона по продаже малых предприятий в Львове, арендного предприятия в Одессе.

Из ноября 1994 г. МФК реализует в Украине проект поддержки частного предпринимательства, которое предусматривает, с одной стороны, консультирование центральных органов власти по вопросам формирования политики развития маленького и среднего бизнеса, с другого — создание специальных бизнесов-центров для конкретной помощи підприємцям-почат-ківцям, которые уже функционируют в Луганске, Мариуполе, Хмельницкому, Черкассах, Днепропетровску, Суммах и Виннице.

Рядом с другими успешно реализуется и важный для будущего Украины проект МФК "Массовая приватизация и післяприватизацій-ний развитие Украины".

В 1988 г. страны — члены Мирового банка создали Многостороннее агентство из гарантий инвестиций (БАГГ), Которое страхует капиталовложение от затрат, вызванных некоммерческими рисками. К его составу сегодня входят 142 страны.

БАГІ дополняет деятельность других международных страхователей и предлагает четыре основных типа гарантий: неконвертируемость валюты, экспроприация, война и гражданские волнения, нарушение условий контрактов.

Неконвертируемость валюты — это защита от потерь, которые возникло в связи с невозможностью конвертировать местную валюту в иностранную для ее переведения за границы страны пребывание.

Экспроприация — защита от потерь, которые вызванные действиями правительства страны пребывания в связи с ограничением или ликвидацией права собственности или контроля над ней, а также права на застрахованные инвестиции.

Война и гражданские волнения — это защита от убытков, причиненных воєньими действиями или гражданскими волнениями, которые привело к разрушению илиd задачи вреда материальным активам предприятия или к созданию препятствий для его деятельности.

3. Региональные финансово-кредитные учреждения.

Региональные финансово-кредитные организации в границах Западной Европы, Латинской Америки, Африки, Юго-Восточной Азии и в регионе бывшего СССР (ныне СНГ) создаются постепенно, соответственно определенным этапам развития світогосподарських связей и интенсивност интеграционных процессов.

Высшее уже речь шла об основанный 1958 г. Европейский инвестиционный банк (ЄІБ). Он функционирует как финансово автономная и юридически самостоятельная организация в рамках ЕС. Его создан с целью:

• содействие сбалансированному и стабильному развитию общего рынка в интересах Сообщества;

• предоставление займов и гарантий на некоммерческой основе для улучшения финансирования, во всех секторах экономики:

— проектов развития наименее развитых регионов;

— проектов модернизации и конверсии предприятий или поддержки новых видов деятельности, обусловленных прогрессом в развития общего рынка;

— проектов, которые вызовут общий интерес нескольких стран — членов ЕС за счет разных источников, которые имеющиеся у государств.

Членами ЄІБ есть 14 держал Европы — членов ЕС, за исключением Франции. Банк предоставляет кредиты как государственным, так и частным структурам в секторах коммуникаций, экономической и энергетической инфраструктур, промышленности, услуг и сельского хозяйства.

ЄІБ финансирует только часть стоимости проектов, дополняя собственные средства заемщика и прочие источники финансирования. Его займа, как правило, не превышают 50 % общей суммы вложенных в проект средства.

Финансирование инвестиционных программ осуществляется в объединении с операциями структурных фондов ЕС, к которым належат действующие под руководством Европейской комиссии Европейский фонд развития, Европейский социальный фонд и Европейский фонд сельскохозяйственной ориентации и гарантий, а также с другими подобными финансовыми институтами.

Займа Европейского инвестиционного банка могут быть реализованы в объединении с безкомпенсационной помощью со стороны ЕС ли отдельных государств, которые входят в Союз. Крупномасштабные проекты финансируются за счет отдельных займов, соглашения о которые укладываются непосредственно с организаторами проекта или через их финансовых посредников. Так было, например, при осуществимые финансирование проекта сооружение туннеля под Ла-Маншем.

Банк предоставляет долгосрочные займы, срок которых зависит от типа объектов и колеблется от 7 до 12 лет для промышленных объектов и до 20 и больше лет для проектов из развития инфраструктуры.

Займа, как правило, платятся в соответствии с паритетом или в одной валюте, или в нескольких разных валютах. Это валюты держал — членов Банка, евро и некоторые свободно конвертируемые валюты.

ЄІБ может финансировать проекты за пределами ЕС:

• в государствах, которые подписало Ямайскую конвенцию;

• в странах, которые подписало соглашение о сотрудничестве или создали ассоциации с ЕС (Середземноморський регион, Центральная и Восточная Европа, Азия и Латинская Америка);

- в странах — членах Европейской ассоциации свободной торговли. В этом случае кредиты предоставляются:

• для финансирования определенных типов проектов, которые имеют особое значение для ЕС, например в сфере телекоммуникаций и энергоснабжение;

• как предельные суммы кредита для финансирования проектов в одной ли группе стран в соответствии с соглашениями, конвенциями и решениями о финансовом сотрудничестве.

В 1991 г. начал свою деятельность новый региональный международный банк — Европейский банк реконструкции и развития (ЄБРР), Основателями которого стали 40 стран мира. Местопребывание его — Лондон. Банк создан специально для содействия экономическим реформам в странах Восточной Европы и государствах — колишніх. республиках СССР. Ныне он активно помогает постсоциалистическим странам в реформировании экономики и создании конкурентоспособной промышленности, развития взаимовыгодных связей между західно-та восточноевропейскими странами, фирмами. '

Сегодня членами ЄБРР есть 57 держал мира.

Основными функциями банкує поддержка проведения странами-членами структурных и отраслевых экономических реформ, включая демонополизацию, децентрализацию и приватизацию, с целью более полной интеграции их хозяйственных структур в мировую экономику путем содействия:

• организации, модернизации и расширению производственной, конкурентоспособной и частнособственнической деятельности, прежде всего маленьких и средних предприятий;

• мобилизации национального и иностранного капитала и внедрению эффективного управления;

• инвестициям в производство с целью создания конкурентной среды, повышение производительности работы, качества жизни и улучшение условий работы;

• предоставлению технической помощи в подготовке, финансировании и реализации проектов;

• стимулированию и развитию рынков капитала;

• реализации значительных и экономически обоснованных проектов, в которых задіяно большее одной страны;

• экологически стабильному развитию.

Уставной капитал ЄБРР распределяется так: 50 % капитала належит странам Европейского Союза; 13,7 — странам Восточной и Центральной Европы; 11,3 — другим европейским странам; 10 — СЕЛА; 8,5 — Япони; 6,5 % — другим странам мира.

Приоритетными проектами финансирования для Украины выступают: конверсия, развитие сельского хозяйства, приватизация, транспорт, телекоммуникации, охрана окружающей среды.

Важное кредитное соглашение было заключено между государственной администрацией Бориспольского аэропорта, правительством Украины и руководством Европейского банка реконструкции и развития 24 декабря 1993 г. На сумму 5,1 млн долл. СЕЛА для реконструкции наибольшего в Украине международного аэропорта "Борисполь". За счет этого кредита реконструированный аэропорт значительно увеличил свою пропускную возможность, построена новые пассажирские терминалы, их обеспечен высокими сервисными условиями обслуживания пассажиров, созданы конвейерные ленты и карусели для доставки багажа, введена компьютерная система регистрации на терминалах и световых табло для объявления рейсов. В грудные 1994 г. Украина подписала с ЄБРР соглашение о предоставлении кредита общим объемом 100 млн ЭКЮ (близко 120 млн долл. США), которые должны были быть предоставлены четверыми траншами (10, 20, 20 и 50 млн ЭКЮ) на протяжении четверых лет. Этим средством смогли воспользоваться маленькие и средние предприятия, проекты которых отвечали требованиям ЄБРР. Эти требования такие:

* предприятия должны относится к негосударственного сектору экономики, а количество работников на них не должна превышать 500 лиц;

* эти предприятия должны придерживаться процентного соотношения между привлеченными и собственными средствами в пропорции 70 : С;

• фонды предприятия перед внедрением проекта должны составлять не большее 2,5 млн долл. США;

• бизнес-план, составленный в соответствии с требованиями, предусмотренными ЄБРР, может убедительно свидетельствовать о возможности возвращения кредитов.

В Украине одобрено целый ряд других проектов, которые финансируются и инвестируются Европейским банком реконструкции и развития:

— предоставление четвертого транша кредитной линии для маленького и среднего бизнеса;

— проект развития украинского частного финансового сектору путем купли пакетов акций трех украинских коммерческих банков и их кредитование;

— включение Приватбанка и Первого украинского международного банка в члены Кредитной линии с содействия внешний торговли;

— проект из предоставления кредита Киевскому пивзаводу "Оболонь";

— проект модернизации Дарницкой ТЕЦ (г. Киев);

— кредит и поддержка на часть акций кондитерской фабрики "Светоч" (г. Львов);

— участие в уставном капитале компании "Украинская волна" с целью создания безшнурового телефонной связи в г. Львове и Львовской области;

— предоставление кредита на модернизацию тепловой электростанции в г. Старобешеві Донецкой области;

— кредит для внедрения газовых счетчиков в Днепропетровской области и др.


Международные финансовые организации - 4.0 out of 5 based on 1 vote