06 | 12 | 2016
Экономика
Литература

Аудит финансовой деятельности органов местного самоуправления

ТЕМА 2.  Аудит финансовой деятельности органов местного самоуправления Украина (Крым)

Управление общественными финансами должно соответствовать действующему законодательству и учитывать интересы общественности. Выполнить это требование можно только благодаря наличию системы эффективного контроля. Финансовый контроль является обязательным элементом управления местными финансами и действенным инструментом, который позволяет на должном уровне поддерживать финансовую дисциплину.

Финансовый контроль на местном уровне - это деятельность субъектов контроля, направленная на предупреждение и своевременное выявление фактов незаконных и неэффективных действий в сфере местных финансов; предусматривает оперативное принятие управленческих мероприятий по исправлению выявленных недостатков, компенсацию нанесенного вреда и применения санкций к виновным лицам.

Объектами финансового контроля на местном уровне являются местные бюджеты, целевые фонды местного самоуправления, местные заимствование, коммунальное имущество и земля, а также финансовая деятельность участников бюджетного процесса на местном уровне и предприятий коммунальной собственности.

Субъектами финансового контроля на местном уровне являются органы государственного управления, органы местного самоуправления, специализированные структурные подразделения отраслевых министерств, ведомств и государственных комитеты, финансовые и бухгалтерские службы учреждений, предприятий и организаций коммунальной собственности, а также граждане и общественные обьеденение, наделенные контрольными полномочиями в отношении объектов финансового контроля.

Решающее значение для построения эффективной системы финансового контроля имеет рациональное распределение полномочий между различными субъектами управления местными финансами. Ведь концентрация всех полномочий в одних руках создает благоприятный почву для различных нарушений и злоупотреблений в этой сфере. Возглавлять систему финансового контроля имеет орган, при реализации своих функций не зависит от воздействия государственных институтов. Кроме того, чрезвычайно важное значение имеет обеспечение подконтрольности всех участников управления общественными финансами, без всяких исключений и ограничений.

Организация финансового контроля на местном уровне должно учитывать особенности функционирования местных финансов. Во многих странах органы центральной власти наделены значительными контрольными полномочиями в сфере местных финансов. Это обусловлено прежде всего тем, что государство играет большую роль в финансировании органов местного самоуправления, в частности для обеспечения выполнения делегированных им полномочиями. Соответственно, возникает потребность контролировать использование смет, направляемых на указанные цели, а также объем и качество услуг, которые создаются за их счет.

В отличие от общегосударственного уровня, где контрольных полномочия разграничены между органами власти одного (высшего) уровня, на местах контрольными полномочиями наделены институты разных органов. Это создает дополнительные предпосылки для обеспечения эффективного контроля в сфере местных финансов. Кроме того, на местном уровне происходит расширение объекта контроля, по сравнению с центральным. Если на государственном уровне объектом финансового контроля в основном являются деятельность исполнительной ветви власти, то на местах контролю подлежат действия как исполнительной, так и представительной власти. Это обусловлено прежде всего существованием в стране единой законодательной базы, которой должны отвечать решения, принятые органами местного самоуправления.

Задачами финансового контроля на местном уровне является:

- Безусловное соблюдением требований действующего законодательства при принятии финансовых решений органами местного самоуправления;

- Выявление возможных резервов расширения ресурсной базы местного самоуправления;

- Обеспечение экономного и эффективного использования материальных ресурсов в соответствии с решениями, принятых представительными органами местного самоуправления;

- Предупреждение и выявление фактов использования финансовых ресурсов с нарушением установленных правил;

- Обеспечение достоверности информации о финансовой деятельности органов местного самоуправления.

Реализация поставленных задач способствует укреплению финансовой дисциплины органов местного самоуправления, повышению эффективности управления общественными финансами в целом. Это, в свою очередь, является фактором, стимулирующего экономический подъем, развитие демократических отношений в обществе и улучшение отношения общественности к деятельности властных институтов. Реализовать задачи, стоящие перед финансовыми контролем на местном уровне, возможно при условии соблюдения во время его построения определенных принципов.

Контроль должен охватывать все этапы движения финансовых потоков. В зависимости от времени проведения финансовый контроль на местном уровне делиться на предыдущий, текущий и следующий.

Предварительный контроль проводится до момента осуществления финансовых операций, при которых допускаются или могут быть допущены нарушения. Важность предыдущего финансового контроля заключается в том, что он призван прежде всего предотвратить нарушения в формировании и использовании финансовых ресурсов местного самоуправления. В таком случае есть возможность избежать возможных финансовых потерь и, соответственно, необходимости возмещать причиненный ущерб.

Если сравнивать эффективность предварительного контроля на разных этапах бюджетного процесса, то, очевидно, что целесообразнее те контрольные меры, позволяющие установить неэффективность расходов еще до их включения в местный бюджет. Ведь в этом случае благодаря выявлению недостатков есть возможность направить ограниченные ресурсы на осуществление других общественно важных мероприятий. Выявление неефективности бюджетных расходов уже после утверждения бюджета не является гарантией того, что эти расходы не будут осуществлены. Это связано с тем, что: Во-первых, исполнительная власть обязана выполнять согласованный бюджет, во-вторых, для отмены расходов необходимо согласие представительной ветви власти. Выводы профессиональных аудиторов о неэффективности расходов не всегда служат убедительным аргументом для политиков, принимающих решения о внесении изменений в бюджет.

Текущий контроль осуществляется во время проведения финансовых операций и является составной системы оперативного финансового управления. Осуществление текущего контроля на этапе кассового исполнения бюджета не обеспечивает в полной мере его высокую результативность. Ведь при оплате происходит погашение ранее взятых обязательств, а осуществление платежа может повлечь финансовые санкции для плательщика. В этом случае трудно исправлять выявленные недостатки ранее взятых обязательств - высокую стоимость получаемых товаров, работ, услуг, неудовлетворяющий ассортимент и др.. Поэтому эффективность текущего контроля повышается, если его осуществлять на более ранних этапах - еще во время возникновения обязательств местного самоуправления, когда происходит заключение сделок, размещения заказов.

Существенным недостатком предыдущего и текущего контроля является их высокая стоимость. Если контрольные мероприятия предшествуют совершенным финансовым нарушением, нужно контролировать всю совокупность финансовых операций. А это приводит к расходованию значительных трудовых и материальных ресурсов.

Последующий контроль осуществляется после проведения финансовых операций. Этот вид контроля, в отличие от других, предусматривает более углубленное исследование финансовой деятельности объектов контроля. Основное назначение следующего финансового контроля является выявление отклонений, упущенных при осуществлении предыдущего на текущего контроля. Он обязательно осуществляется в случае получения сведений о возможных нарушениях в сфере местных финансов для их подтверждения или опровержения. Кроме того, последующий контроль может проводиться для подтверждения финансовой отчетности, выявление фактов незаконного и неэффективного использования материальных ресурсов на местном уровне. Для этого предусматриваются детальное изучение документальных и фактических данных, сравнение их с плановыми финансовыми показателями.

Следует заметить, что все указанные выше виды контроля тесно взаимосвязанные. Результативность финансового контроля на местном уровне в целом зависит как от эффективности каждого из видов контроля, так и от оптимального разграничения сфер их применения.

Контрольными полномочиями в сфере местных финансов наделены различные государственные и общественные институты. Особенностью финансового контроля на местном уровне является участие большого количества субъектов, в зависимости от которых его разделяют на контроль органов государственного управления, органов власти субъектов АР Крым и местного самоуправления, ведомственный, внутренний и общественный контроль.