08 | 12 | 2016
Экономика
Литература

Формы налогообложения

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 Голос)

Тема 15. Формы налогообложения

1 .Классификация налогов

Системы налогообложения в разных странах значительно отличаются между собой. Общим является то, что органы власти используют налоги из разных источников. Экономисты часто делят налоги на прямые и косвенные. Прямые налоги плательщик уплачивает за счёт своего собственного дохода и считается, что эти налоги нельзя переложить на других плательщиков. К прямым относятся налоги на доходы, собственность, подушный налог.

Косвенные налоги отличаются от прямых тем, что их можно переложить на других плательщиков путём повышения цен. Но переложение может быть только частичным, так как рыночная конкуренция и замена другими товарами эффективно ограничивает возможность переложение всей суммы налога. К косвенным относятся налоги на потребление, налоги с оборота, налог на добавленную стоимость, таможенные сборы.

По классификации, принятой ОЭСР (Организацией экономического сотрудничества и развития, основанной в 1960 году двадцатью развитыми странами), все налоги делятся на шесть групп:

1000 - налоги на доходы, прибыли и прирост капитала, которые включают 1100 - налоги, уплачиваемые физическими лицами; 1200 - налоги, уплачиваемые юридическими лицами;

2000 - взносы в фонды социального обеспечения;

3000 - налоги на заработную плату и рабочую силу;

4000 - налоги на собственность;

5000 - налоги на товары и услуги;

6000 - другие налоги.

К первой группе относятся налоги, уплачиваемые физическими лицами со всех источников доходов (заработной платы, прибыли от предпринимательской деятельности т. д.) и с доходов от капитала. Налоги на доходы юридических лиц уплачиваются с прибылей акционерных компаний и других коммерческих структур, а также с прироста капитала.

Взносы в фонды социального обеспечения покрывают затраты, связанные с необходимостью выплаты пенсий, оплаты больничных листов и пособий по инвалидности, выплатами пособий по уходу за детьми и на случай безработицы.

Налоги на заработную плату и занятость, уплачиваемые предпринимателями, в последнее время незначительны и взимаются только в некоторых странах.

Объектами налога на собственность являются движимое и недвижимое имущество физических лиц и корпораций. Этим налогом облагается земля, строения и другие физические объекты.

Налоги на товары и услуги - это косвенные налоги, которые уплачивают производители и торговцы и которые частично перекладываются на потребителей. К ним относятся налоги на добавленную стоимость, акцизы и пошлины.

Наибольший процент поступлений в странах ОЭСР и в странах с переходной экономикой дают налоги трёх групп: 1000, 2000, 5000 (90%). Но в разных странах структура налогообложения существенно отличается, что объясняется не только экономическими причинами, но и культурными, политическими условиями.

Например, в Чехии взносы в фонды соцобеспечения составляют 42%, а в Австралии эти взносы отсутствуют. Налоги на собственность в странах с переходной экономикой обычно не используются, так как при административной экономике вся собственность была государственной и отсутствовала необходимости её облагать. В этих странах должно пройти время, пока сформируются институты, занимающиеся учётом и оценкой собственности, будут разработаны соответствующие методики.

2.Налог на доходы физических лиц

Налог на доходы физических лиц считается важнейшим источником поступлений в большинстве стран. Этот налог налагается на отдельных лиц, что позволяет учитывать разницу в экономическом положении и получаемых доходах.

Налог на персональные доходы был впервые введён в Великобритании в 1799 году с целью финансирования войны с Наполеоном. В течение 19-го века этот налог распространился на большинство стран. В начале 90-х годов подоходный налог был введён и в бывших соцстранах взамен нескольких плохо согласованных налогов на доходы физических лиц.

Подоходный налог имеет большое значение для бюджета государства из-за присущей ему справедливости и эффективности. Основные преимущества этого налога:

соблюдается принцип платёжеспособности;

налоговые поступления отличаются гибкостью;

налог не влияет на цены;

налог является инструментом макроэкономической стабилизации;

налог является «прозрачным», понятным плательщику;

источник налога легко определить.

Объектом налогообложения при подоходном налоге является доход, полученный в течение определённого периода. Доход формируется из доходов, полученных в виде оплаты труда, чистой прибыли от предпринимательской деятельности, прироста капитала, ренты. Пенсии в большинстве стран налогом не облагаются.

Налоговые льготы являются основным методом облегчения налогового давления на плательщика. Налоговые льготы могут быть стандартные и нестандартные. Стандартные не зависят от доходов плательщика и применяются для всех плательщиков. К ним относятся необлагаемый минимум доходов, льготы на детей, на инвалидов, иждивенцев. Нестандартные льготы зависят от реальных доходов плательщика. К ним относятся льготы на взносы в пенсионный фонд, по страхованию жизни, медицинскому страхованию, выплаты по служебным командировкам, благотворительность.

Налоговые ставки по подоходному налогу являются, как правило, прогрессивными, что обеспечивает более высокие ставки для высоких доходов и низкие для низких доходов. Подоходный налог уплачивается преимущественно на основе налоговых деклараций плательщиков. Периодом налогообложения является предыдущий календарный год. В некоторых странах (например, в Швейцарии) применяется двухлетний период налогообложения с целью сглаживания различий при колебаниях доходов по годам. В большинстве стран облагаются доходы отдельных лиц. В некоторых странах применяется совместное налогообложение семей, при котором доходы супругов суммируются, полученная сумма делится на два и затем применяется необходимая ставка к полученным суммам. Налог на доходы физических лиц является одним из самых значительных источников налоговых поступлений бюджета в развитых странах. В среднем по странам ОЭСР они составляют 30% совокупных налоговых поступлений.

В бывших соцстранах их доля невелика, так как невелик уровень доходов физических лиц, низок уровень бухгалтерского учёта и налоговой дисциплины.

3.Налог на прибыль корпораций

Акционерная форма организации предприятия (корпорация) является наиболее распространённой во всех странах благодаря преимуществам: обеспечивается высокая прибыльность деятельности и имеется информация о деятельности, так как АО обязано предоставлять своим акционерам финансовую и бухгалтерскую отчётность.

База налогообложения прибыли корпорации рассчитывается на основе бухгалтерской прибыли с учётом необлагаемых расходов, налоговых льгот. Необлагаемые расходы составляют важнейшую часть налогового кодекса и включают затраты на командировки, на улучшение производственных и социальных условий сотрудников, реинвестирование капитала. Одни затраты исключаются из налогооблагаемого дохода полностью, другие в пределах законодательно установленных норм (расходы на командировки). Законодательно определяется порядок отнесения к исключаемым затратам амортизационных отчислений (период и нормы амортизации).

Налог на прибыль корпораций не должен быть прогрессивным, так как компаниям не требуется соблюдения взаимной справедливости. Применяются преимущественно единые ставки. Например, в Германии ставка 45,3%, в Великобритании - 33%,в США -35%, в Польше - 40%.

В развитых странах поступления налога на прибыль корпораций в бюджет составляют незначительную часть. В среднем по странам ОЭСР они составляют 6,9% от

общих поступлений. В бывших соцстранах доля налога на прибыль корпораций в доходах бюджета постепенно снижается.

4.Взносы в фонды социального обеспечения

Взносы в фонды социального обеспечения являются новым видом обязательных отчислений. Впервые они были введены в Германии в 1880 году для государственных служащих. В дальнейшем были образованы государственные фонды, в которые уплачивали взносы работодатели и наёмные работники. Первоначально эти фонды создавались для промышленных предприятий, а позднее для всех профессий. Сейчас социальное обеспечение охватывает не только наёмных работников, но и лиц, открывающих собственное дело. В Западной Европе быстрое развитие взносов в фонды социального обеспечения произошло после второй мировой войны. Взносы в фонды социального обеспечения уплачивают частично наёмные работники, частично работодатели. Эти взносы по существу являются налогами на рабочую силу и приводят к росту цены продукции.

Взносы в фонды социального обеспечения базируются только на зарплатах в отличие от подоходного налога, который базируется на доходах, полученных из разных источников.

Ставки взносов преимущественно линейные, например, взносы в пенсионный фонд составляют: в Германии - 19,4% (уплачивают и работодатели, и наёмные работники); в Швеции - 1,95% уплачивают работники и 30,13% - работодатели; В США - 6,2% уплачивают работники, 12,4% - работодатели; в Польше - работники взнос не уплачивают, работодатели уплачивают 48%.

Единицей налогообложения является отдельное лицо, а не семья, так как выплаты по нетрудоспособности, пенсии всегда предназначаются отдельному лицу. Взносы наёмных работников всегда взыскиваются у источника доходов, взносы работодателей уплачиваются, как правило, ежемесячно, ежеквартально.

В некоторых странах взносы в фонды социального обеспечения не вводятся (Австралия и Новая Зеландия) и потребности системы социального обеспечения обеспечиваются за счёт государственного бюджета и средств частных лиц.

5.Налоги на потребление

Налоги на товары и с оборота, которые торговцы уплачивали на рынках и при въезде в страну, были очень популярны в докапиталистических формациях. Со временем их доля снизилась за счёт расширения прямых налогов. Налоги на потребление делятся на две группы: общие налоги (налоги с продаж и оборота) и выборочные налоги (акцизы). Налоги с продаж и оборота являются общими, так как ими облагаются все продаваемые товары за исключением льготных (основные продукты питания, лекарства и т. д.).

Общие налоги на потребление могут быть одностадийными и многостадийными.

Одностадийным налогом облагается отдельный товар только один раз на определённой стадии обработки. При этом база налогообложения формируется на основе валового оборота без учёта материально-технических затрат.

Многостадийные налоги (например, налог на добавленную стоимость) отличаются тем, что материально-технические затраты не облагаются, а налог уплачивается только со стоимости, добавленной данным плательщиком при дальнейшей обработке товара.

Добавленная стоимость - это вклад производителя в стоимость товаров или услуг на данной стадии. С экономической точки зрения добавленная стоимость - это сумма затрат на использование факторов производства, а именно - заработной платы, прибыли, арендной платы, процентов по кредитам. Во всех странах при использовании налога на добавленную стоимость применяется метод косвенного расчёта, при котором добавленная стоимость определяется как разница между объёмом производства и затратами на производство (материалы, полуфабрикаты, используемые услуги и т. д.) плательщика.

Размер налога, подлежащего перечислению в бюджет определяется косвенно - путём вычитания из совокупного налога на объём реализации за определённый период налога на затраты за этот же период. Налог на затраты вычитается покупателем на основании подтверждения, получаемого от поставщика. Поставщики в счете на проданный товар подтверждают сумму налога, который они уже уплатили.

Налог на добавленную стоимость впервые был введён во Франции в 1967 году и распространился по большинству стран мира. Комиссия Европейского Союза объявила налог на добавленную стоимость одним из необходимых условий членства в Европейском Союзе. Из развитых стран налог на добавленную стоимость не введён только США, Австралии и Швейцарии. В бывших соцстранах НДС стал вводиться в конце 80-х - начале 90-х годов XX столетия.

Введение НДС способствует росту налоговых поступлений за счёт расширения базы налогообложения, налогообложения потребителей и усложнения уклонения от уплаты налога. Переход к НДС ставит перед правительством множество политических и технических проблем, требует значительных затрат: необходимо провести регистрацию плательщиков, обучить их рассчитывать налог, разработать методику учёта затрат производства, необходимо обеспечить тщательную обработку документации как со стороны плательщика, так и со стороны государства. При этом резко растёт число плательщиков, а расчёты, которые необходимо производить, достаточно сложны.

Большинство стран используют две и больше ставок НДС. Как правило, услуги, связанные с возможностью уклонения от налогов, облагаются по более низкой ставке. Во Франции две ставки НДС - 5,5% и 18,6%; в Германии - 7% и 15%; в Великобритании одна ставка - 17,5%; в Польше - 5% и 22%.

Выборочные налоги на потребление (акцизы) являются одними из древнейших налогов. Ими облагаются несколько видов товаров по высоким ставкам. Основные акцизы - это налоги на табачные изделия, алкогольные напитки, бензин. Высокие ставки и низкая эластичность потребления делают эти налоги важным источником доходов бюджета (в странах ОЭСР - 23% всех доходов бюджета).

Преимущества акцизов связаны с тем, что они способствуют сокращению потребления вредных для здоровья товаров и обеспечивают поступление денег в бюджет. Недостатки акцизов связаны с тем, что они приводят к неэффективному перераспределению средств и к росту налогового давления на плательщиков с низкими доходами.

Акцизы приводят к росту цен на облагаемые товары, что сокращает спрос на них и увеличивает спрос на необлагаемые товары и соответственно увеличивает доходы производителей таких товаров. Налоговое давление на малообеспеченных плательщиков растёт, так как потребление сигарет и алкоголя не зависит от доходов. В некоторых странах беднейшие слои населения потребляют таких товаров больше, чем обеспеченные и, соответственно, платят больший налог.


Формы налогообложения - 5.0 out of 5 based on 1 vote