11 | 12 | 2016
Экономика
Литература

Финансовый механизм

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 Голос)

Тема 11. Финансовый механизм

1. Сущность и состав финансового механизма

Для реализации финансовой политики используется финансовый механизм, который представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития.

Производственные отношения в обществе, включающие производство, распределение, обмен и потребление, носят объективный характер, но они возникают не стихийно, а организуются государством. При этом государство использует различные формы, методы, приёмы, нормы, рычаги и стимулы.

Финансовый механизм - это совокупность экономических форм и методов, инструментов и рычагов, а также других элементов воздействия на экономическое и социальное развитие общества в процессе распределительных и перераспределительных отношений, которые опосредуются движением финансовых ресурсов, регламентируются и используются государством для удовлетворения общественных потребностей.

Внутренняя структура финансового механизма зависит от конкретных задач, решаемых в тот или иной период развития общества. Воздействию финансового механизма на развитие производства и общества можно дать количественную и качественную характеристику.

Количественная проявляется в сумме финансовых ресурсов, выделяемых на те или иные цели. Без соответствующих ассигнований не возможно решение ни одной задачи развития общества.

Но выделение ресурсов еще не гарантирует решение конкретной задачи. Большое значение имеет, каким образом осуществляется формирование этих ресурсов, в каких формах и по каким каналам осуществляется их движение, на каких условиях они выделяются и используются. Это составляет качественную характеристику финансового механизма.

Финансовый механизм характеризуют два метода воздействия на развитие общества:

• Финансовое обеспечение;

• Финансовое регулирование.

Финансовое обеспечение реализуется на основе установления системы финансирования, которое может осуществляться в 3 формах:

2. Безвозвратное финансирование из бюджета;

3. Кредитование;

4. Самофинансирование.

Бюджетное финансирование поводится за счет перераспределения финансовых ресурсов между производственной и непроизводственной сферами, между отраслями, территориями, различными слоями населения.

Виды бюджетного финансирования:

• Финансирование производственных предприятий;

• Сметное финансирование в непроизводственной сфере;

• Государственные дотации на покрытие убытков планово убыточных предприятий.

Кредитование осуществляется на основе мобилизации и перераспределения временно свободных средств. В отличие от бюджетных ассигнований ссуды выдаются на принципах платности, срочности, возвратности и обеспеченности.

Самофинансирование основывается на использовании собственных средств для обеспечения экономического и социального развития.

В рыночной экономике появляются новые виды финансового обеспечения:

1. Аренда, т. е. передача имущества в пользование на определённый срок за определённую плату.

2. Инвестирование, т. е. вложение средств в определённые объекты с целью получения дополнительной прибыли в будущем.

Финансовое регулирование осуществляется в основном через систему налогообложения. При этом часть доходов предприятий и населения распределяется через бюджет и внебюджетные фонды с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.

В финансовом механизме используется набор инструментов, с помощью которых осуществляется финансовое воздействие на воспроизводство. К ним относятся: НДС, налог на прибыль, отчисления в фонды и т. д.

Активность финансовых инструментов достигается через соответствующие рычаги воздействия: нормы и нормативы (ставки налогов), условия и порядок формирования доходов, ресурсов и фондов (порядок формирования выручки от реализации, порядок исчисления и уплаты платежей), условия и принципы финансирования.

По направлению своего воздействия финансовые рычаги делятся на 2 группы: стимулы и санкции.

Стимулы устанавливаются для поощрения каких-то направлений развития (дотации предприятиям, льготы, дифференцированные ставки налогообложения, ускоренная амортизация).

Санкции устанавливаются для воздействия за нарушения определённых условий производства, распределения, обмена и потребления. К ним относятся штрафы и пени.

Штраф - это мера материального воздействия за нарушение законодательства или действующих правил. Они налагаются в твёрдой денежной сумме.

Пеня налагается за несвоевременное выполнение денежных обязательств и начисляется за каждый день просрочки. Размер пени устанавливается в % к сумме просроченного платежа.

2. Управление финансами.

Управление - это деятельность, связанная с воздействием руководящего состава на управляемый объект с целью достижения определённых результатов.

Управление финансами осуществляется специальным аппаратом с помощью определённых методов и приёмов. Объектами управления финансами являются финансовые отношения между предприятиями, организациями, населением и государством. Субъектами управления являются государство, финансовые службы предприятий, организаций.

В управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов:

• планирование;

• оперативное управление;

• контроль.

В ходе планирования выясняется финансовое состояние субъекта, определяются возможности увеличения финансовых ресурсов и направления их более эффективного использования.

Оперативное управление - это комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа финансовой ситуации и нацеленных на получение максимального эффекта при минимальных затратах.

Контроль осуществляется и в процессе планирования, и в процессе оперативного управления. Он позволяет сопоставить фактические результаты от использования ресурсом с плановыми показателями и выявить резервы.

Функции управления финансами распределяются между органами государственной власти и управления.

Верховная Рада принимает законы, утверждает госбюджет, вносит в него изменения, проводит контроль за его исполнением, принимает отчёт о его исполнении.

Президент, исходя из утверждённых в бюджете средств создаёт фонды для осуществления своих полномочий, подписывает законы, имеет право вето на принятые ВР законы.

Кабинет Министров обеспечивает проведение финансовой, налоговой политики, организует подготовку проекта Закон о госбюджете, организует его выполнение, представляет Верховной Раде отчёт о его исполнении.

Министерство финансов реализует финансовую политику, составляет проект госбюджета, организует его исполнение, создаёт квартальную разбивку доходов и расходов, проводит методическую работу по финансам и бюджету, контролирует исполнение госбюджета, составляет отчет о его исполнении, разрабатывает мероприятия по совершенствованию налоговой политики, осуществляет контроль за выпуском и оборотом ценных бумаг.

Государственная контрольно-ревизионная служба осуществляет контроль за использованием денежных средств и материальных ценностей, их сохранностью, состоянием и достоверностью бухгалтерского учёта в министерствах, ведомствах, госкомитетах, государственных фондах, бюджетных учреждениях, а также предприятиях и организациях, получающих средства из бюджета.

Государственное казначейство создано с целью эффективного использования средств госбюджета, оперативного перераспределения их в пределах имеющихся ресурсов. Его задачи:

Организация исполнения госбюджета и контроль за его исполнением. Управление средствами госбюджета. Финансирование расходов госбюджета.

Ведение учёта кассового исполнения госбюджета, составление отчётности.

Управление внешним и внутренним долгом государства. Распределение между госбюджетом и местными бюджетами налогов и др. обязательных платежей.

Контроль за использованием средств внебюджетных фондов. Составление нормативно-методической документации.

Государственная налоговая администрация - это центральный орган исполнительной власти, на который возложены задачи:

Контроль за соблюдением налогового законодательства, своевременностью и полнотой платежей в бюджет.

Применение финансовых санкций и административных штрафов за нарушение налогового законодательства.

Защита интересов государства в судах по налоговым делам. Разработка и принятие нормативных документов по вопросам налогообложения.

Органы местного самоуправления в области финансов имеют полномочия: Разработка, утверждение и исполнение местных бюджетов. Определение объёмов финансирования социально - культурных мероприятий.

Определение направление использования средств на целевые программы, охрану окружающей среды и т. д. Дотации подчинённым бюджетам.

Введение местных налогов и сборов, определение льгот по ним. Выпуск местных лотерей, облигаций и др. долговых обязательств. Размещение средств в банках с зачислением процентных доходов в доходы местных бюджетов.

Основным органом в системе управления финансами является Министерство финансов, задачи и функции которого в современных условиях изменяются. Он становится основным органом государственного регулирования, основным органом во взаимоотношениях с международными финансовыми организациями, в вопросах выдачи государственных гарантий, привлечении и использовании валютных ресурсов.


Финансовый механизм - 5.0 out of 5 based on 1 vote