05 | 12 | 2016
Экономика
Литература

Реформирование налоговой системы. 1996 г.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.50 (2 Голоса)

Реформирование налоговой системы. 1996 г.

В рыночных условиях извлечение средств у юридических и физических лиц осуществляется главным образом через налоговую систему. В этой связи налоговые отношения становятся главным видом финансовых отношений между государством и субъектами хозяйствования.

Считается, что налоговые отношения на государственном уровне в нашей стране раньше не были сформулированы, и систему налогообложения приходилось создавать заново, что сопровождалось определенными переносами.

Вместе с тем следует отметить, что в аграрном секторе нашей страны налогообложение функционировало. Налоговая система в сельском хозяйстве формировалась и совершенствовалась длительный период. Таким образом, налоговая система в аграрном секторе формировалась после 1990г. Не на пустом месте, как считают отдельные исследователи, здесь были и ранее сформированы определенные наработки и практический опыт.

Налоговая система должна быть простой и экономичной – это классические требования к любой системе налогообложения и на все времена. Но, вместе с тем, следует разграничить простоту и количество налогов. Может быть мало налогов при сложном механизме их начисления, и наоборот, - много налогов, а механизм их начисления достаточно прост.

Можно сконструировать интегрированный налог в виде сложного математического уравнения и такие предложения уже встречаются. Предлагается объединить все налоги и налоговые платежи, которые устанавливаются от размера прибыли, при этом устанавливается одна ставка отчислений. В налоговых органах эти отчисления распределить по целевому назначению. Также можно поступить и с налогами и налоговыми платежами, которые относятся на затраты производства. Но возникает вопрос о целесообразности таких преобразований.

Расчеты исследователей показывают, что такая система налогообложения приведет к неоправданному перемещению тяжести налоговых платежей от экономически сильных предприятий к экономически слабым. В итоге чего экономическая ситуация не улучшится и значительно ослабеет.

Налогообложение прибыли (доходов). Самым сложным в системе и механизме налогообложения является определение объектов налогообложения. Только в течение четырех лет (с 1992 по 1995гг.) он изменялся в течение четырех раз.

Вначале в качестве объекта налогообложения был принят валовой доход (Закон Украины «Про оподаткування доходiв пiдприeмств i органiзацiй» от 21.02.92г.).Этот порядок налогообложения просуществовал один год, после чего валовой доход, как объект налогообложения, был заменен на прибыль (Декрет Кабинета Министров Украины «Про податок на прибуток пiдприeмств i органiзацiй» от 26.12.1992г.). Но и прибыль в качестве объекта налогообложения просуществовала только в течение первого квартала 1993г., после чего снова возвратились к налогообложению валового дохода (Закон Украины «Про державний бюджет Украiни на 1993 р.»(ст. 6 i 8)).

В 1994 г. объектом налогообложения оставался валовой доход, но были изменены ставки налогообложения (Закон Украины «Про державний бюджет Украiни на 1994 р.»). В 1995 г. вновь возвратились к налогообложению прибыли (Закон Украины «Про оподаткування доходiв пiдприeмств» от 28 декабря 1994г.). Этот объект налогообложения доходов действует сейчас и есть основания утверждать, что выбор сделан окончательно.

Прибыль, как объект налогообложения доходов, принята и для сельскохозяйственных предприятий. Но здесь необходимо учитывать одну особенность, которая заключается в том, что в Законе предусматривается освобождение от налогообложения прибыли тех предприятий, которые получили ее от производства на собственных перерабатывающих мощностях (ст. 5.11. Закона).

Таким образом, прибыль от сельскохозяйственной деятельности не облагается налогом. Это важное положение, но оно решает только практическую сторону проблемы, оставляя неотрегулированными теоретические (методологические) и методические вопросы.

Непрямое (косвенное) налогообложение.

Основным не прямым налогом для сельскохозяйственных предприятий ныне является налог на добавленную стоимость (НДС). Экономическое содержание этого налога заключается в том, что облагается налогом на добавленную стоимость, а оплачивают его потребители товаров (продукции), которые облагаются налогами.

Механизм же отчислений и оплаты НДС построен таким образом, что складывается впечатление, будто бы налогоплательщиками выступают предприятия. Но это не меняет суть этого налога, он остается косвенным и не влияет на финансовые результаты предприятия, которое в данном случае является лишь собирателем налога.

Исходя с экономической сущности НДС, в предприятии может быть только одна проблема, которая связана с этим налогом – повышение цен на продукцию, которое производится и подлежит реализации.

Действительно, такая проблема существует и касается всех товаропроизводителей, т. к. все они платят НДС. Но в данном случае, как и с налогом на прибыль, специфика сельскохозяйственного производства отражается и на этом процессе.

 


Реформирование налоговой системы. 1996 г. - 4.5 out of 5 based on 2 votes