11 | 12 | 2016
Экономика
Литература

От кризиса национальной экономики Украины – к ее устойчивому развитию.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 Голос)

У статті сформовані основні напрямки подолання кризи національної економіки та забезпечення стійкого зростання.

Постановка проблемы. Повышение качества жизни населения Украины невозможно без устойчивого развития национальной экономики. Кризис мировой финансово – экономической системы повлиял на развитие экономики Украины и обнажил проблемы ее функционирования. Для преодоления социально экономических последствий Украины встала на путь заимствований ресурсов у международных финансовых организаций и субъектов национальной экономики. В результате госдолг на 1. 01. 2010 г. Превысил 300 млрд. грн., дефицит государственного бюджета более чем в 4 раза превышает его докризисные значения. Это создает угрозу национальной безопасности, ведь на обслуживание госдолга лишь в 2010 году должно быть направлено более 22 млрд. грн. – больше чем выделяется на оборону, здравоохранение и образование вместе взятых. В сложившейся ситуации необходимо определить задачи для решения проблемы преодоления кризиса и выхода национальной экономики на устойчивое развитие.

Определенные исследования по данной проблеме провели Данилишин Б. М., Новиков Ю. Н., Беспалов В. А., Хриенко П. А., Чернышова М. В., другие ученые и практики. Откладывание реализации антикризисных мер привело к углублению ситуации и требует актуализации задач по регулированию национальной экономики.

Цель и задачи исследования. Сформулировать предложения направленные на преодоление кризиса национальной экономики и достижение ее устойчивого роста.

Результаты исследования. В последние пять лет в Украине наблюдалась устойчивая тенденция глобализации экономических процессов и усиления влияния международного капитала на социально – экономические отношения происходящие в нашей стране. Вступление Украины в ВТО, экспансия международного финансового капитала в банковский сектор, рецессия мировой экономики в комплексе породили высокие риски функционирования национальной экономики. В сложившихся условиях в каждом государстве усиливаются меркантилистские настроения в ориентации политики международного сотрудничества и гармонизации экономической системы в соответствии с вызовами складывающимися в современном мире. Как следствие резко усиливаются противоречия как внутри национальных экономик так и противоречия в международных экономических отношениях. Изменяется сам характер этих отношении, что можно увидеть в различных формах его проявления. Например, крупнейший японский автопроизводитель «Тойота» несет серьезные убытки из – за развернутой в средствах массовой информации США компании по освещению проблем низкого качества реализуемых тойотой автомобилей на американском ранке, и вынуждена отзывать с рынка свои автомобили. В результате высвобождающуюся нишу занимают компании - конкуренты. К аналогичным приемам все чаще обращаются и другие страны, что в принципе с точки зрения защиты прав потребителя правильно, но с другой стороны ведет к уменьшению объемов взаимного товарооборота государств и вынуждает потребителя покупать товар произведенный на внутреннем рынке, качество и цена которого могут иметь худшие показатели.

Ясно, что система международных экономических отношений находится на переходном этапе своего развития – свободный режим торговли ограничивается широким инструментарием средств государственного регулирования, носящих порой дискредитационный характер. В этих условиях Украине необходимо сформировать свою стратегию и политику государственного регулирования экономики. Основные задачи, которые при этом необходимо решить включают два основных блока:

1.  Аккумулирование ресурсов национальной экономики для обеспечения выхода из кризиса.

2.  Модернизация национальной экономики с целью достижения устойчивого и долговременного экономического роста.

В рамках решения первой задачи представляется необходимым улучшение системы управления экономикой, с децентрализацией полномочий, бюджетных средств и других ресурсов. При этом «пороги» вхождения в бизнес новых субъектов (регуляторный капитал, лицензирование и разрешения) должны быть существенно упрощены, а коррупции госчиновников должен быть поставлен надежный заслон экономическими методами. Число чиновников быть сокращено и зависеть от результативности их работы. Необходимо исключить дублирование функций в госаппарате, минимизировать число служб в министерствах и ведомствах, отойти от практики наличия в министерствах, ведомствах, а также их региональных подразделениях большого числа заместителей руководителя (на сегодня их число порой достигает 10 – 20 человек), с одновременным сокращением обслуживающего аппарата и затрачиваемых на содержание других видов ресурсов. На каждую выполняемую чиновниками функцию должны быть разработаны четкие процедуры оказания соответствующих услуг населения и субъектам хозяйственной деятельности.

2. Необходимо завершить судебную реформу, наладить финансирование судов и усилить ответственность судей за принятие неправильных решений и коррупцию. Повышение результативности работы судов позволит быстро разрешать возникающие между субъектами противоречия, а значит будет способствовать преодолению кризиса в работе конкретных предприятий, сфер деятельности. Правосудие должно быть доступно каждому физическому лицу и субъекту хозяйственной деятельности. Суд должен быть независимым, профессиональным и ответственным. Каждый субъект должен иметь возможность обратиться в дисциплинарный орган с жалобой на судью. Решение об ответственности судей должно публиковаться. Кроме того необходимо на деле добиться осуществления судопроизводства на основе равенства и соревновательности. Судопроизводство должно осуществляться публично и в разумные сроки, а решение судов должны быть справедливыми, открытыми и выполняться.

3. Реформа правоохранительной системы и системы контролирующих органов. В настоящее время право осуществлять проверки имеют в Украине 86 учреждений, следствие ведут 6 ведомств. Необходимо сократить число контролирующих и ведущих следствие органов, объединить подразделения со схожими функциями. Например, функции налоговой милиции должны быть переданы в МВД, функции ГАИ должны быть объединены с функциями милиции по охране общественного порядка. Необходимо отменить или оптимизировать действующие процедуры (прохождения техосмотра, выдачи загранпаспортов и др.), чтобы при их осуществлении из бюджета граждан и предприятий отвлекались бы на эти цели минимальные средства, процедуры получения услуг стали бы удобными.

4. Сбалансирование по доходам и расходам государственного бюджета с реальным дефицитом на 2010 год в пределах 4 – 5 %. Для этого необходимо сократить расходы бюджета и осуществлять более эффективную налоговую политику. Должна быть проведена пенсионная реформа и реформа социального страхования. Разрыв между минимальными и максимальными значениями этих стандартов должен быть отрегулирован в законодательном порядке, пенсионный возраст – поэтапно увеличен, особенно для категорий имеющих право на получение пенсии в молодом возрасте, на связанных с состоянием здоровья. Вместе с тем целесообразно перейти на единые стандарты начисления пенсий, привлекая граждан к негосударственным формам страхования. Требует решения и вопрос введения медицинского страхования.

5. Целесообразно на уровне капитала министров разработать комплексную программу сохранения ресурсов национальной экономики, целью которой является разрешение социально – экономических противоречий в законодательной базе, идущих в разрез с требованиями рыночной экономики. Это относится и к сохранению трудовых ресурсов путем предоставления соответствующей работы и переобучения через центры занятости, решения проблем села, трудовой миграции. Необходимо простимулировать движение капитала и инвестиции в национальную экономику, убрав барьеры. Которые мешают их развитию. Государство должно повысить эффективность использования естественных (природно - климатических) ресурсов, а также способствовать сохранению и развитию интеллектуального потенциала и предпринимательской способности населения.

В ходе решения перечисленных выше задач, на наш взгляд необходимо добиться уменьшения доли перераспределяемых через бюджет средств в ВВП (с 32 % до 26 –27 %), увеличить долю продуктивного труда, повысить производительность труда и его оплату за счет экономии и более эффективного использования ресурсов.

6. Ликвидация неэффективных коммерческих банков, имеющих плохой кредитный портфель, низкий уровень ликвидности, потерявших платежеспособность, высокую убыточность, что означает потребление на финансирование текущих расходов банка средств клиентской базы. В процессе ликвидации целесообразно передать активы эффективно работающим банковским структурам или одному из государственных банков с одновременным рефинансированием платежного разрыва по передаваемым активам и пассивам. Решение этой задачи возможно как путем переговоров с акционерами банков, так и через процедуру банкротства. Кроме того необходимо изменить отношение к внешнему управлению банками со стороны НБУ – чрезмерное увлечение этим инструментом порождает недоверие у вкладчиков к государству во всеобщем масштабе. Процесс рефинансирования коммерческих банков со стороны НБУ должен способствовать разрешению проблем банковских учреждений, а не усугублять проблемы. В этом же контексте необходимо принять регуляторные акты ограничивающие заработки неэффективных менеджеров.

Соответствующие меры по стабилизации ситуации должны быть приняты и по доверительным обществам, финансовым и страховым кампаниям не выполняющим своих обязательствам перед клиентами.

7. Реструктуризация внутреннего и внешнего государственного долга. Значительная часть долга и обязательств должна быть погашена в 2010 году. В случае невозможности погашения долга он должен быть реструктуризирован, а в некоторых случаях (возмещение НДС, авансовые уплаты налогов плательщиками) оформлен путем переговоров с кредиторами соответствующими ценными бумагами правительства. Это тоже будет способствовать восстановлению доверия субъектов экономических отношений.

8. В коммунальном секторе экономики Украины необходимо обеспечить рыночный механизм формирования стоимости услуг. Необходимо отказаться от практики формирования льготных цен на энергоносители, а малообеспеченным гражданам выделять целевые дотации. Это относится и к другим видам существующих льгот (например, бесплатный проезд льготных категорий).

9. Стимулирование роста внутреннего потребления путем реализации соответствующей стратегии импортозамещения, расширения внутреннего рынка и повышения производительности труда. По этому пути пошли ведущие европейские государства, Россия и, следовательно, не принятие адекватных мер со стороны Украины способствует «вымыванию» ресурсов национальной экономики.

10. Политическая стабилизация. Фактор политической нестабильности не способствует консолидации общества. В последние годы политические оппоненты ради получения политических выгод сознательно идут на конфронтацию, способствуют дестабилизации социально – экономической ситуации, что отражается на национальной безопасности и состоянии экономики.

Решение задачи модернизации национальной экономики требует выработки соответствующей стратегии и программы действий. Основными направлениями модернизации национальной экономики является регулирование производительных сил и экономических отношений в Украине.

Сложившаяся система производительных сил и экономических отношений – это застывшая на трансформационном этапе структура, в которой одновременно действуют элементы старой командно – административной системы и элементы новой – рыночной экономики. Непоследовательность и в значительной степени формальность проводимых реформ в важнейших отраслях народного хозяйства (сельском хозяйстве, промышленности, на транспорте и др.) привело к тому, что были безвозвратно потеряны значительные экономические ресурсы, а устойчивый и стабильный экономический рост так и не был достигнут. Хозяйствующие субъекты вынуждены приспосабливаться к существующим условиям путем различных схем минимизации налоговых платежей, нахождения обходных путей реализации своих прав, что сказывается на социально – экономической ситуации в стране.

Регуляторная политика государства стремящегося достичь устойчивого экономического роста национальной экономики должна базироваться на следующих принципах:

1.  При прочих равных условиях предпочтение следует отдавать рыночным формам организации экономики. На практике это означает, что государство должно финансировать только те социально – значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес (из – за малой прибыльности).

2.  Государственное предпринимательство должно конкурировать. А способствовать развитию частного бизнеса, Игнорирование этого принципа способно привести к искусственному доминированию государственных предприятий над частными.

3.  Государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна генерировать экономический рост и социальную стабильность.

Как известно существует два основных типа экономического роста – экстенсивный и интенсивный.

Экстенсивный экономический рост может быть обеспечен в результате количественного прироста всех элементов производительных сил, при неизменном уровне технической оснащенности производства. Экстенсивный тип экономического роста реализуется под воздействием определенных факторов. Основными среди которых являются: увеличение объемов инвестиций при сохранении существующего уровня технологий; увеличение количества трудовых ресурсов; увеличение объемов оборотных фондов (сырья, материалов).

Интенсивный тип экономического роста характеризуется увеличением масштабов выпуска продукции за счет качественного совершенствования всей системы производительных сил, под влиянием вещественных и личностных факторов производства, среди которых: внедрение новой техники и технологий на основе передовых достижений НТП; повышение общеобразовательного и профессионального уровня трудовых ресурсов; развитие предпринимательских способностей; опережающее развитие информационной сферы и внедрение ее достижений в хозяйственную деятельность.

Очевидно стратегия развития Украины должна учитывать как экстенсивные так и интенсивные факторы экономического роста в различных их вариациях комбинациях. При этом в нашей стране должны быть созданы соответствующие условия для развития экономической системы:

1.  Необходимо в кратчайшие сроки восстановить взаимоотношения с международными финансовыми организациями (МВФ, ЕБРР и др.). Финансирование со стороны этих организаций должно быть направлено на модернизацию экономики и обеспечение реализации макроэкономической политики. Кроме того сотрудничество с международными организациями способствует повышению инвестиционной привлекательности Украины для иностранного частного капитала.

2.  Важной основой устойчивого экономического развития инвестиции в государственную инфраструктуру. Например, используется в Украине технологии администрирования налогов существенно отстали от технологий используемых в развитых государствах. То же относится и к другим сферам деятельности государств. В результате государство не обеспечивает полноту выполнения своих функций. Поэтому необходимо сформировать специальную программу развития государственной инфраструктуры.

3.  Для обеспечения устойчивого экономического роста важно привлечение частных инвестиций. Для этого необходимо улучшить инвестиционный климат, в кратчайшие сроки завершить реабилитацию банковской системы.

4.  Традиционно устойчивое развитие социально – экономических отношений обеспечивается развитием малого и среднего бизнеса. Необходимо разработать соответствующую программу развития массового предпринимательства в Украине.

5.  Для обеспечения устойчивого экономического роста необходимо добиться использования в производстве производительных сил и экономических отношений характерных для 5 и 6 технологических укладов. Наиболее важное следствие применения современной техники заключается в том, что она заставляет разделить любую такую задачу на ее составные части. Таким и только таким образом можно добиться воздействия систематизированных знаний на производство.

Решение выше перечисленных задач позволит в кратчайшие сроки вывести экономику Украины из кризиса и обеспечит ее устойчивый дальнейший рост.

Выводы: Для обеспечения преодоления кризисных явлений в экономике Украины необходимо решить два основных блока проблем: обеспечить аккумулирование ресурсов национальной экономики для обеспечения выхода из кризиса; осуществить программу модернизации национальной экономики с целью достижения устойчивого и долговременного экономического роста.

Список использованной литературы:

1.  Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество: Пер. с англ. / Дж. Гэлбрейт. – М. : ООО «Издательство АСТ»; ООО «Транзиткнига»; СПБ,: «Terra Fantastica», 2004 – 602 с.

2.  Добровольский А. В., Добровольская О. П., Национальная экономика Часть 1. Учебное пособие. – Симферополь, СПД Бражникова Н. А., 2010 – 116 с.

3.  Добровольский А. В., Добровольская О. П. Политическая экономия. Учебное пособие. – Симферополь: СПД Бараноская О. И., 2008 – 460 с.

Аннотация

В статье изложены основные направления преодоления кризиса национальной экономики обеспечения ее устойчивого роста.

The summary

In article the basic directions of overcominq of crisis of national economy and maintenance steady qrowth are stated.

Добровольский А. В.


От кризиса национальной экономики Украины – к ее устойчивому развитию. - 5.0 out of 5 based on 1 vote