10 | 12 | 2016
Экономика
Литература

Проблемы оценки и измерения конкурентоспособности Украины

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 2.25 (2 Голоса)

Проблемы оценки и измерения конкурентоспособности Украины

В мировой практике проводятся оценки конкурентоспособности как на макроуровне, то есть применительно ко всему народному хозяйству страны, так и на микроуровне, когда речь идет об отдельных отраслях экономики или предприятиях, экспортирующих свою продукцию. Существующая практика макроэкономического анализа конкурентоспособности позволяет сопоставлять страны не столько по степени эффективности их участия в международной торговле и экономических связях, сколько по успешности общего социально-экономического развития. Хотя и то, и другое тесно взаимосвязано, тем не менее имеются смысловые различия. В интересах более точного представления о месте и возможностях отдельных стран в глобальной экономике целесообразно внешнюю конкурентоспособность рассматривать в двух аспектах. В широком плане, с точки зрения достижений стран в социально-экономическом прогрессе, что важно для их ранжирования по результатам достигнутого, и в более узком и конкретном плане, с точки зрения завоеванной доли мирового рынка и способности сохранять или увеличивать эту долю.

Одним из наиболее авторитетных методов оценки и измерения конкурентоспособности (на международном, а также на микроуровне) является интегральный индекс, разработанный Мировым экономическим форумом (МЭФ) и используемый им в рамках ежегодного отчета о глобальной конкурентоспособности за 1997—1999 гг. Анализ результатов исследования позволяет отследить некую важную закономерность: позиции стран в рейтингах по общему (макроэкономическому) индексу конкурентоспособности и по микроэкономическому не совпадают. Причем развитые страны занимают более высокие места по микроэкономическому индексу (конкурентные позиции национальных компаний), чем по общеэкономическому. У развивающихся стран, напротив, макроэкономическая конкурентоспособность оказывается выше, чем на микроуровне. Есть предположение, что такая картина складывается потому, что в развивающихся странах макроэкономическая конкурентоспособность обеспечивается в основном за счет активной роли государства, компенсирующего слабые конкурентные позиции компаний и неразвитость институциональной среды.

Примечательно, что Украина в этом рейтинге по обоим показателям занимает одни из последних мест (соответственно 55-е и 59-е) в отличие от упоминавшихся ранее показателей уровня конкурентоспособности по конструктивному совершенству продукции и по научно-исследовательским организациям и технологическому развитию, где ее характеристики довольно высокие. Украина оказалась в группе стран, у которых уровень экономического развития, измеренный величиной ВВП надушу населения, превосходит реальный уровень их микроконкурентоспособности. Это логически означает долгосрочную неустойчивость достигнутого уровня экономического развития, что характерно для стран, опирающихся на преимущественное использование природных ресурсов или же отличающихся слабым развитием институциональной среды и корпоративной практики.

Сводный индекс конкурентоспособности, рассчитываемый по методике МЭФ для каждой страны, составляется на основе макроэкономических показателей, наиболее важных для экономического роста в среднесрочной и долгосрочной перспективе. При этом методика МЭФ исходит из того, что экономический рост стран наиболее тесно связан с открытостью экономики в международной торговле, качеством государственной политики, эффективностью финансовой системы, мобильностью рынков труда, уровнем образования рабочей силы, качеством общественных институтов. Соответственно главными комплексными факторами конкурентоспособности национальной экономики признаются:

•  Открытость (13 индикаторов).

•  Государство (22 индикатора).

•  Финансы (24 индикатора).

•  Инфраструктура (16 индикаторов).

•  Технология (23 индикатора).

•  Управление (23 индикатора).

•  Труд (17 индикаторов).

•  Институты (23 индикатора).

Каждому из этих комплексных факторов придается определенный вес, разрабатывается система количественных и опросных показателей, а затем на основе расчетов 161 показателя сначала измеряются восемь индексов по указанным факторам, а затем определяется сводный индекс конкурентоспособности. В соответствии со значением этого индекса для каждой страны они ранжируются по ранговым местам. Принципиально важно то, что, по мнению специалистов МЭФ, такая методика позволяет сделать достаточно объективные и справедливые оценки, минуя решающее воздействие на ранги конкурентоспособности таких входящих факторов, как кратковременные кризисные явления, временные финансовые коллапсы, девальвации национальных валют и т. п. Оценка по этой методике конкурентоспособности Украины оказалась весьма неблагоприятной. Ранговые места Украины в числе 59 ранжируемых стран в 1999 г. составили: по факторам государство и институты — последнее 59-е место; по факторам финансы, инфраструктура и управление — 58-е, по фактору открытость — 56-е; по фактору технологии — 55-е; по фактору труд — 25-е. Из сказанного ясно, что Украине предстоит проделать значительную работу для повышения рангового места общей страновой конкурентоспособности. Считается, что в течение ближайших лет

Украина по индексу конкурентоспособности едва ли сможет перейти на более эффективный путь развития и соответственно в более высокий ранг. Оценки конкурентоспособности, проведенные с учетом принципов методики МЭФ в 2000 г. Институтом мировой экономики и международных отношении РАН (правда, только для 11 стран), дали в целом близкие результаты.

Вместе с тем такую методологию нельзя признать вполне совершенной. Представляется, что внешнюю конкурентоспособность имеет смысл подразделить на два вида. Первый можно назвать экономическо-политической конкурентоспособностью стран. Она характеризует прогрессивность той или иной национальной политической и экономической системы в глобальном контексте, ее фундаментальные преимущества во взаимодействии и соревновании стран в глобализирующемся мире. Представляемые Мировому экономическому форуму в Давосе ежегодные доклады о конкурентоспособности отвечают прежде всего на этот вопрос.

Однако важно выделять также торговую или коммерческую конкурентоспособность. Понятно, что от общего состояния экономики и политики зависит торговая конкурентоспособность. Но связь здесь не всегда может быть линейной. Крупные страны, опирающиеся в развитии экономики в значительной мере на внутренний рынок, способны оставаться на высоком уровне социально-экономического прогресса, занимая менее высокие позиции в торговой конкурентоспособности на мировом рынке. С учетом данных соображений в работе предпринята попытка выделить и проанализировать торговую конкурентоспособность отдельных постсоциалистических стран. Несомненно, способность производить на экспорт товары и услуги с меньшими, по сравнению с другими странами, издержками и лучшего качества, а также расширять круг таких товаров и увеличивать свою долю на внешнем рынке относится к принципиально важным качествам национальной экономики в условиях глобализации.

Международный институт менеджмента и развития в Лозанне (Швейцария), начиная с 1989 г., публикует ежегодные доклады о конкурентоспособности 49 стран с развитыми и развивающимися рынками. По методологии исследований этого института первичная информация анализируется по 314 критериям, объединенным в четыре главные группы факторов конкурентоспособности — экономические преобразования, эффективность государства, эффективность бизнеса, инфраструктура. Для Украины результаты ранговой оценки, полученной по этой методике, также не внушают оптимизма. Так в списке за 2002 г. ей присуждено ранговое --е место по конкурентоспособности из 49.

Иные результаты получаются, если существенно сузить круг показателей и критериев конкурентоспособности. Так, как уже упоминалось, ученые проводили анализ украинской экономики по принципу внешней и внутренней конкурентоспособности. Для оценки внешней конкурентоспособности использовалась обширная информация по экспорту и платежному балансу страны. На фоне общих весьма благоприятных данных по мировой конъюнктуре для традиционного российского экспорта общие оценки выглядят позитивно. Однако и в этом случае признается, что внешняя конкурентоспособность Украины поддерживается в основном сырьевым экспортом, а большинство готовых изделий (кроме вооружений) на мировых рынках неконкурентоспособно. При такой структуре экспорта крайне важным является удержание позиций на рынках СНГ.

Исследования проблем внешней конкурентоспособности базируются на широко применяемом в международной практике коэффициенте выявленных сравнительных преимуществ (revealed comparative advantage — RCA). Он рассчитывается как отношение доли страны на мировом рынке определенного товара к ее доле в мировом экспорте. RCA обычно тем выше, чем ниже степень обработки соответствующего товара. По этому индексу конкурентоспособность украинских готовых изделий оказывается ниже, чем в других странах. Понятно, что для коренного перелома такого положения необходимо кардинально изменить структуру экономики, что гораздо сложнее и длительнее, чем повысить темпы роста на имеющемся технологическом уровне.

Имеющиеся украинские оценки внешней конкурентоспособности в целом прагматичны и опираются на показатели платежного баланса. Благоприятная для страны конъюнктура на внешних рынках последних лет (по избранным позициям экспорта) обеспечивала устойчивое положительное сальдо внешнеторгового баланса. При этом следует особо отметить значение для Украины рынков СНГ, поглощающих до 15% экспорта. При этом доля СНГ в украинском экспорте по отдельным позициям может существенно превышать средний уровень. Так, в экспорте продовольствия и сельскохозяйственного сырья доля СНГ составляет 40,4%, продукции химической промышленности — 21,7%, кожевенного сырья — 34%, труб — 60%, металлических строительных конструкций — 25,4%. Еще более показательны данные по доле стран СНГ в российском экспорте продукции обрабатывающих отраслей, в том числе машин и оборудования. Так, соответствующие доли в 2002 г. составили: по машинам и оборудованию (всего) — 28,5%, в том числе по легковым автомобилям — 39,4%, по подвижному железнодорожному составу - 66,5%, по двигателям внутреннего сгорания, насосам и компрессорам - 82,4%, по сельскохозяйственной технике — 95,5%. Приведенные данные следует правильно оценить. Относительно высокие доли экспорта в СНГ объясняются не столько успехами отечественного производства, сколько, напротив, резким снижением внешней конкурентоспособности, выявившимся после открытия экономики, и вынужденной ориентацией на рынки СНГ.

Анализ внутренней конкурентоспособности Украины еще более сложен и отечественной статистикой не освоен. В идеале следовало бы взять данные о продажах на внутреннем рынке отечественных и импортных товаров (по стоимости и по количеству) и выявить на этой основе соотношение их рыночных позиций. Однако статистических данных, адекватно отражающих реальное состояние этих процессов на украинском внутреннем рынке, не существует. Можно лишь выявить долю импорта отдельных товаров в их товарных ресурсах и по этому показателю судить о доминировании или стагнировании отечественного производства и его рыночной (внутренней) конкурентоспособности. В 2002 г. доля импортных товаров в общих товарных ресурсах на внутреннем украинском рынке составила: мясо и птица — 47%, в том числе мясо птицы — 57,3%, масло животное — 51,1%, шерстяные ткани — 50,1%, верхний трикотаж -75,4%, швейные изделия — 85%, телевизоры — 61,6%, мебель - 50,2%, лекарственные средства — 67,2%. В целом ряд отраслей отечественного производства выпускают конкурентоспособные продукты, особенно там, где созданы компании с иностранным капиталом. Однако адаптация к рыночным условиям происходит очень медленно и ценой глубочайшего спада и даже гибели многих производств.

Вопрос о конкурентоспособности украинской экономики на современном этапе является одним из центральных в разработке стратегии экономического развития страны. В украинской научной литературе и в материалах, подготовленных международными организациями и экспертными центрами, конкурентоспособность оценивается, исходя из различных, в ряде случаев диаметрально противоположных принципов. Не ставя перед собой задачу детального анализа методологии таких оценок, отметим некоторые общие положения:

—заметное улучшение макроэкономической и финансовой ситуации в стране в результате благоприятной конъюнктуры на мировых сырьевых, прежде всего энергетических рынках;

—наличие в Украине известного задела в сфере технологий кадрового потенциала;

—прогресс в сфере рыночных преобразований, налогообложения, адаптации к мирохозяйственным процессам.

Наряду с этими позитивными факторами следует отметить и негативные, объективно препятствующие достижению устойчиво-конкурентных преимуществ страны:

—сырьевая ориентация экономики;

—низкий уровень внутреннего потребительского спроса на товары отечественного производства;

—чрезмерная забюрократизированность экономики, высокий уровень коррупции.

Обе группы факторов, на наш взгляд, должны учитываться при оценке конкурентных позиций Украины в мировой экономике. Тем более что в последние годы, по мнению большинства экспертов, эти тенденции заметно укрепились.

На Украине легко и удобно вести бизнес — к такому выводу пришли Всемирный банк и Международная финансовая корпорация проанализировав предпринимательский климат в 145 странах. В нашей стране относительно быстро и недорого можно открыть новое дело, условия найма и увольнения сотрудников достаточно гибкие. Вместе с тем в стране трудно взыскать долг и найти информацию о заемщиках и акционерах. Однако в предпринимательском сообществе полагают, что ВБ приукрасил нашу действительность.

ВБ и МФК исследовали семь важных для предпринимательской деятельности процедур — открытие и ликвидация бизнеса, получение кредита, регистрация права на недвижимость, наем и увольнение работников, взыскание долга, а также получение информации о партнерах (информационная открытость компаний). Эксперты изучали законодательство каждой страны, а затем опрашивали юристов и консультантов.

По полученным оценкам, предпринимательский климат в России является - одним из лучших в регионе (Восточной Европе)», говорится в опубликованном докладе Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Бизнес в 2005 г.». В списке из 145 стран Украина оказалась на ----м месте, хотя за год до этого она была во второй четверти списка, примерно на ----й позиции. «За последние два года Украина упростила процедуру открытия нового бизнеса, — объясняют эксперты продвижение нашей страны вверх по списку, — но в 2004 году реформы приостановились».

Чем беднее страна, тем она оказывается меньше приспособлена для ведения бизнеса, констатирует доклад ВБ и МФК. Например, в Гаити на регистрацию новой компании уходит 203 дня, а стартовые расходы достигают 1,76 годового дохода среднего гаитянца. На Украине на открытие нового дела уходит 36 дней (в Австралии — два дня), а потратить на это бизнесмену придется сумму в 6,7% среднего дохода жителя Украины, то есть 175 долл. (в Австралии — 2%).

Относительно дешево на Украине обходится и регистрация права собственности на приобретенную недвижимость — помещение, здание или землю. Если сирийский бизнесмен должен заплатить за регистрацию 30,4% стоимости недвижимости, немецкий - 4,2%, то украинский - всего 0,8%. При этом регистрация прав отнимет у украинца 37 дней, у предпринимателя из Норвегии — всего один день, а у хорватского предпринимателя — два с половиной года.

Позитивной для бизнеса на Украине ВБ считает «гибкость трудового законодательства»: предпринимателям не слишком сложно нанять работника, заключить с ним временный контракт или уволить. В последнем случае украинская компания в среднем компенсирует бывшему сотруднику трехмесячный заработок, говорится в докладе, тогда как в Индонезии приходится оплатить работнику три года вперед, в Марокко — два, в Германии — полтора.

В докладе отмечены также и существенные минусы для бизнеса на Украине.

Так, трудно получить деньги с должника, а кредиты малодоступны из-за отсутствия кредитных бюро, собирающих информацию о заемщиках. По данным ВБ, на судебное взыскание долга в 200% среднедушевого дохода в стране (для Украины — это 522 тыс. долл.) бизнесмен потратит 330 дней (год назад длительность этого процесса оценивалась в 160 дней) и потеряет при этом пятую часть долга. Для сравнения: датская фирма вынудит необязательного покупателя оплатить товар всего за три месяца, потеряв при этом только 6,6% суммы. Еще одно «слабое место» нашей страны — недоступность информации о компаниях и их владельцах. В индексе открытости Украина оказалась в нижней половине списка.

Тем не менее украинские эксперты и предприниматели считают нарисованную ВБ картину слишком благоприятной. «Реально на взыскание долга уходит минимум полгода, но если должник — региональная администрация, то можно и за три года ничего не получить», — указывают они. Регистрация новой фирмы займет у предпринимателя, не имеющего возможности нанять юристов, не один месяц, а три и стоить это будет примерно 600 долл.

В пользу украинской экономики говорят и оценки международных рейтинговых агентств. Так, еще в конце 2002 г. международное рейтинговое агентство Moody's повысило потолок валютного рейтинга Украины и рейтинг еврооблигаций с «ВаЗ» до «Ва2». При этом прогноз для всех рейтингов остается на уровне стабильного. Как отмечается в пресс-релизе агентства, повышение рейтингов Украины обусловлено несколькими годами значительного экономического роста. Это привело к улучшению большинства ключевых экономических показателей.

По мнению экспертов Moody's, благоприятное влияние на рейтинги оказывают также рост золотовалютных резервов Украины и значительное сокращение внешних обязательств. Некоторые долговые обязательства были погашены досрочно. Кроме того, была зарезервирована часть средств для проведения «пиковых» платежей.

По мнению агентства, запланированные структурные реформы естественных монополий в банковском секторе и секторе государственной службы, вероятно, столкнутся с сопротивлением. Как известно, Украина имеет долгую историю правительственных инициатив, которые были отвергнуты или подорваны на областном уровне.

Ведущие рейтинговые агентства мира чутко реагируют на современные изменения в украинской экономике. В июле 2004 г. агентство Standard & Poor's подтвердило долгосрочные кредитные рейтинги Украины: «ВВ+» - по обязательствам в иностранной валюте и «ВВВ-» — по обязательствам в национальной валюте. Одновременно Standard & Poor's подтвердило и краткосрочные суверенные рейтинги: «В» — по обязательствам в иностранной валюте и «А-3» — по обязательствам в национальной валюте, а также рейтинг «uаAA+» — по национальной шкале. Прогноз по-прежнему остается на уровне стабильного. «Уровень рейтингов поддерживается благодаря продолжающемуся улучшению показателей внешней ликвидности и внешней задолженности, — отметила кредитный аналитик Standard & Poor's Хелена Хессел. — Благодаря высоким ценам на нефть показатели баланса бюджета и торгового баланса, по всей видимости, будут улучшаться и в дальнейшем», — добавила г-жа Хессел.

Хотя устойчивые финансовые показатели государственного сектора и внешней ликвидности не компенсируют затягивания реформ в налогово-бюджетной, институциональной и административной сферах, они позволяют правительству лучше преодолевать сложности и быть менее уязвимым к таким ситуациям, как возникшая летом 2004 г. нестабильность в банковском секторе.

Standard & Poor's отметило, что отток депозитов из ряда частных банков не должен спровоцировать дальнейшего углубления кризиса. Национальный Банк Украины принял необходимые меры по снижению резервных требований с 7 до 3,5%, чтобы решить проблему с ликвидностью в банковском секторе. Ожидается, что большая часть депозитов останется в банковской системе, но постепенно перетечет из частных банков в государственные, за счет чего рыночная доля последних увеличится.

«С учетом текущего уровня суверенно: кредитного рейтинга украинский банковский сектор достаточно невелик и не представляет существенного условного финансового обязательства для правительства, хотя текущие проблемы в полной мере отражают сложности, которые испытывает банковский сектор, нуждающийся в консолидации, в то время как процедуры страхования частных вкладов еще не вступили в действие», — добавляют аналитики агентства.

Standard & Poor's полагает, что темпы роста украинской экономики в 2004 г. составят почти 7% за счет резкого роста экспорта металлов и энергоносителей, поступления от которых стимулируют рост выпуска продукции в других отраслях промышленности и в строительстве. Взвешенная бюджетно-налоговая политика проводимая правительством, укрепила доверие инвесторов, что в свою очередь способствовало экономическому росту. Однако уровень рейтингов продолжает определяться высокой зависимостью украинской экономики от сырьевого сектора.

Преодолению структурных и политических изъянов могло бы способствовать эффективное проведение на практике запланированных правительством реформ. При этом существует риск, что, несмотря на заявления правительства, высокая социальная цена намеченных преобразований, а также сопротивление ряда групп интересам в промышленных кругах и в государственном секторе замедлят темпы реформ. Как считают в агентстве Standard & Poor's, в конечном счете, негативное влияние нестабильности на украинском банковском рынке уравновешивается сильными позициями страны в сфере внешней ликвидности и возросшей гибкостью налогово-бюджетной системы.

Другое известное рейтинговое агентство — «Fitch» также подтвердило в августе 2004 г. для Украины долгосрочный рейтинг «ВВ+» как свидетельство стабильности экономики страны. Эта оценка, по мнению агентства, основана на устойчивом и высоком экономическом росте в стране, на показателях профицита госбюджета и увеличении золотовалютных резервов Украины. Однако «Fitch» отмечает и ряд тревожных тенденций: структурную несбалансированность роста, чрезмерную зависимость экономики от положения дел в энергетическом секторе, относительно низкую активность национальных инвесторов.

На эти же недостатки, а также на снижение конкурентоспособности украинской экономики из-за кризиса в обрабатывающем секторе указывают и украинские исследователи. Новая ситуация, сложившаяся как внутри Украины, так и за ее пределами, требует нового осмысления конкурентоспособности — сложной и многогранной, являющейся сегодня по существу ключевой в экономической стратегии любой страны, не говоря уже об Украине. Эта категория требует и более четкого формулирования самого этого понятия, и выработки соответствующей системы показателей и оценок, позволяющих адекватно ее описывать, отслеживать ее изменения на всех уровнях экономического анализа и осуществлять корректировку выбранного курса.

Наиболее важной является концептуальная конкурентоспособность, которая по существу означает правильный выбор пути, наиболее верную траекторию развития национальной экономики. Обладать концептуальной конкурентоспособностью означает не просто осмысленно работать на мировом рынке, хорошо представляя себе интересы партнеров и конкурентов, но и знать пути максимально эффективной реализации своих фундаментальных специфических конкурентных преимуществ (как реальных, так и потенциальных).

На этом пути важно отойти от привычных шаблонов и моделей промышленного развития страны, выстраиваемых формально, без надлежащего учета специфики современного и будущего развития как глобальной экономики в целом, так и сопряженных регионов, включающих страны-партнеры, близкие по географическому, экономическому и геополитическому признакам.

В ближайшее время стране предстоит решить важнейшие вопросы концепции своего будущего развития: строить ли ей полуавтократичную «континентальную экономику» или в условиях открытого национального рынка (и тем более предстоящего вступления в ВТО) выстраивать более сложную конфигурацию, сочетающую обеспечение определенной самодостаточности с активным вовлечением ее национального хозяйства в международное разделение труда.


Проблемы оценки и измерения конкурентоспособности Украины - 2.0 out of 5 based on 2 votes