10 | 12 | 2016
Экономика
Литература

Канадская налоговая система. 2001 г.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 Голос)

Канадская Налоговая Система.

(Владимир Иваненко, Университет Западного Онтарио) Составлено: Февраль 2001. Система налоговых прав и администрирования.

Канадская конфедерация была образована в 1867 году по ряду внешних обстоятельств. Ведущим среди них было решение США выйти из договора о благоприятном режиме торговли с провинциями Британской Северной Америки после завершения гражданской войны. Первоначально, в конфедерацию вступили провинции Онтарио и Квебек (объединенные в 1841 году под именем Соединенная Канада после подавления восстаний местных французских и ирландских националистов), Новая Шотландия и Нью-Брансуик. Провинции Британская Колумбия и Принц Эдвард Айлэнд присоединились спустя несколько лет. Первоначальная причина образования страны повлияла на принятую систему налогообложения, отраженную в законодательных документах. Согласно конституции 1867 года (British North America Act 1867), федеральное правительство приобрело право принимать любые налоги, необходимые для поддержания мира, порядка и хорошего управления» (статья 91).Провинциальные правительства обязались принимать только прямые налоги. Причина подобного распределения сфер деятельности заключалась в опасении, что, обладая правом непрямых налогов, провинции установят тарифы на торговлю внутри страны. Поскольку конфедерация замышлялась прежде всего как торговый союз, подобная ситуация была неприемлема. Однако прямое налогообложение практически отсутствовало на данном этапе. В то же время провинции накопили значительные долговые обязательства, связанные с проектами по развитию инфраструктуры (в основном каналы и железные дороги) и нуждались в источнике дохода. Наконец, стороны согласились на следующие условия: федеральное правительством приняло провинциальные долги в пропорции к численности населения и обязалось уплачивать разницу в виде безусловных трансфертов, а провинции отказались от прав на непрямое налогообложение. Канада не установила жесткой системы налогообложения наподобие налогового кодекса. Налоги устанавливаются законодательными актами парламента внутри полномочий предусмотренными конституцией3 по необходимости. Гибкость системы и отсутствие иерархического построения власти приводит к конфликтам. Хотя провинции имеют право на прямые налоги, их возможности стали шире следствии неоднозначного интерпретирования терминологии налоговыми судами. В частности, суд посчитал, что налог с продаж является «прямым», что привело к напряжённости в федерально-провинциальных отношениях. Муниципалитеты обладают теми налоговыми правами, которые провинции передали им. В настоящее время следующие органы администрируют налоговую систему. На федеральном уровне Отдел Налоговой Политики Департамента Финансов имеет право налоговой инициативы (подготовка законодательства) и последующей оценки эффективности налогов, но не их сбора. Эта обязанность находится введении Федерального Агентства по Тарифам и Доходам. Департамент Финансов инициирует законодательную деятельность, предоставляя в Палату Общин проект бюджета с последующим обоснованием позиции в речи министра финансов. Агенство по Тарифам и Доходам отвечает за администрирование системы. Канада исповедует принцип личной ответственности за уплату налогов. Поэтому Агенство ограничивается уведомлением налогоплательщиков об их обязательствах перед бюджетом, а также помогает заполнять налоговые декларации. Налогоплательщики переводят средства в бюджет самостоятельно и Агентство может подать в суд при обнаружении недостоверных данных. Агентство администрирует следующие налоги: подоходный и на прибыль предприятий, федеральный налог с продаж, пенсионный взнос и взнос по занятости, акцизы и таможенные платежи; а также за выплату различных социальных u1087 пособий по представлению соответствующих государственных органов. По соглашениям с рядом провинций, Агенство администрирует сбор местных налогов. Провинция Квебек выделяется из общей картины, собирая федеральный налог с продаж самостоятельно. Провинции обычно администрируют сбор своих собственных налогов: на прибыль предприятий, провинциальный налог с продаж, ряд акцизов (бензин, топливо, табачные и алкогольные изделия), земельный налог и налог на недра, используя провинциальные министерства финансов. Последние отвечают также за выплату провинциальных социальных пособий. Наличие параллельных структур сбора налогов с одной и той же налоговой базы не является оптимальным, однакопровинции5 не желают расставаться с этим символом независимости. Высшим органом урегулирования споров между налоговыми органами и налогоплательщиками является Налоговый Суд Канады. Практически все принятые налоги оспариваются организациями налогоплательщиков, как несоответствующие конституции и нередко введенные налоги отменялись по решению суда.

2. Основные налоги Канады и краткая история налоговой эволюции.. Для справедливости нужно заметить, что федеральное правительство тоже нарушало правила «джентельменского соглашения» (например, вторгшись в область обложения доходов частных лиц в 1917 году). В настоящее время канадская налоговая политика находится под влиянием трехосновных факторов. Канада – страна открытой торговли и согласно международным соглашениям не имеет права защищать свой рынок от импортируемых товаров и услуг посредством таможенных сборов.6 Подобная ситуация имеет последствия для корпоративного налогообложения: для поддержания конкурентоспособности канадских предприятий, правительству необходимо устанавливать ставки налога на прибыль не выше тех, которые уплачивают их иностранные конкуренты (прежде всего в США). Вторым фактором является открытость канадских u1075 границ для деловой и рабочей эмиграции. Поскольку уровень налогообложения влияет на принятие индивидуальных решений, правительство должно иметь систему налогов похожую на структуры её основных партнеров. Поэтому налоговые новшества за южной границей влияют на дискуссии внутри страны. В-третьих, Канада создала уникальную федеральную систему с тремя уровнями независимых правительств. Распределение налоговых прав и обязанностей находится в постоянном процессе адаптации к изменяющимся условиям. Неудивительно, что дискуссии в канадском правительстве длятся до бесконечности. Американцы шутят, что канадцы только говорят и ничего не делают. Это – неверно: в национально более разнородной стране нужно терпение и время для сближения позиций. Нужно заметить, что проблема французского сепаратизма постоянно обсуждается с последствиями для налогового законодательства. Взаимодействие нескольких систем налоговых сборов также является постоянным источником конфликтов.

3. Прямые налоги Канады.

Прямые налоги включают в себя подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество и сборы на заработанную плату.

Подоходный налог.

Как уже было сказано, подоходный налог первоначально находился в компетенции провинций, которые им практически не использовались. В 1876 году Британская Колумбия была первой, установив подоходной налог в размере 0,5% (в основном на заработанную плату на крупных предприятиях). Некоторые муниципалитеты последовали примеру, но подобный муниципальный налог распространился на всю страну только в начале ХХ века. Причиной принятия налога можно считать рост корпораций с сопутствующих развитием системы отчетности, что благоприятствовало контролю за доходами. Дополнительно, общественное мнение пришло к выводу, что доход является более точным показателем «способности платить» нежели недвижимость. За исключением отраслей, не охваченных соглашениями, например сельскохозяйственная продукция и текстильных изделий. Федеральное правительство вступило в область подоходного налогообложения в1917 году. Первоначально, нарушение «джентельменского соглашения» не вызвало негативной реакции со стороны провинций, посчитавших, что причиной является война. Федеральное правительство следовало принципу «равенство пожертвований» и основное бремя нового налога легло на плечи богатых, которые общественное мнение посчитало «недостаточно патриотичными». Нужно добавить, что налог оказался легко собираемым и укоренился. После завершения войны последовал период определенных трений и конфликтов между различными уровнями правительства. Великая Депрессия изменила восприятие налога. Следуя рекомендациям Комиссии по Провинциально-Федеральным Отношениям 1940года, провинции согласились к 1952 году уступить сбор налога в пользу федерации. В обмен Оттава одобрила изменение конституции, приняв на себя социальные обязательства провинций. Часть налога устанавливалась провинциями передавалась им по соглашению о едином сборе. В настоящее время налоговая база включает в себя заработанную плату, предпринимательский доход, дивиденды, проценты на вклады, доходы от собственности (сдача в наем, авторские права) и определенные социальные переводы (пенсии, пособие по безработице). Исключаются из налогообложения целевые сбережения (пенсионный план, на образование), ¼ часть роста стоимости акций (по реализации), социальные пособия (на детей, налоговые возмещения по бедности), наследство, а также затраты связанные с доходами (например, профсоюзные взносы; на переезд, связанный с новым местом работы; затраты на устройство детей во время отсутствия родителей). Дополнительно, правительство предоставляет не выплачиваемые налоговые кредиты (которые исключаются из подоходного налогообложения, но учитываются в доходе для начисления пособий): на членов семьи, по возрасту и инвалидности; на благотворительность, пенсионные взносы и по взносы по занятости u1080 и плата за обучение. Часть кредитов выплачивается, если сумма причитающегося налога оказывается негативной: кредиты на детей и по налогу с продаж. Поэтому у малоимущих имеется материальный стимул подавать декларации о доходах (они больше получают от правительств, чем платят). Базовая и дополнительная ставки устанавливается федеральным правительством ежегодно, а провинциальные ставки – соответствующими органами власти в процентах от федеральной ставки.

Налог на прибыль.

Первоначально, налог был установлен в провинции Квебек на премии страховых компаний в 1875 году и распространился на железные дороги, банки и связь в 1882году. Причиной можно считать развитие современной крупной (а следовательно - богатой) корпорации, которое стало заметно к этому времени. К 1912 году налог распространился на все провинции. Основными плательщиками налога были дороги, банки и страховые компании. Оттава вступила в область корпоративного налогообложения в 1916 году, установив налог на «излишнюю прибыль», которая подсчитывалась как разница в рентабельности между военным и довоенным временем. Опять же главным оправданием послужила война и необходимость борьбы со «спекулянтами, наживающимися на страдании народа». Поскольку налог на прибыль технически схож с подоходным налогом, последующая эволюция налогов была сопоставима: ставки росли, а провинции вытеснялись из налогового поля. Налоговая база состоит из прибыли полученной владельцами и акционерами. В налогооблагаемый доход включается доход от прямой деятельности компании доход, приходящийся на собственность корпораций (продажа имущества, арендные доходы, но исключая дивиденды по акциям других компаний). Расходы состоят из затрат на производство, процентных выплат на заёмный капитал, амортизации, складских и восстановительных8 затрат. Льготами по налогу на прибыль пользуются компании, инвестирующие в экономически отсталые районы, ведущие научную деятельность, уплачивающие налоги за границей и убыточные в текущем периоде


Канадская налоговая система. 2001 г. - 5.0 out of 5 based on 1 vote