06 | 12 | 2016
Экономика
Литература

Защита экономической конкуренции в Украине

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 Голос)

Защита экономической конкуренции в Украине

Дана тема статті спрямована на вирішення таких проблем економічної діяльності, як зловживання монополістичним станом суб єктів господарювання, недобросовісна конкуренція. Розглянуті основні державні інститути та їх заходи щодо захисту конкуренції та інтересів споживачів на соціально важливих сегментах ринку на базі групи законодавчих актів.

Данная тема статьи направлена на разрешение таких проблем экономической деятельности, как злоупотребление монополистическим положением субъектов хозяйствования, недобросовестная конкуренция. Рассмотрены основные государственные институты и их меры по защите конкуренции и интересов потребителей на социально важных сегментах рынка на основании группы законодательных актов.

Основой эффективного функционирования экономики Украины является развитие конкурентных отношений. Но случается так, что один из субъектов хозяйствования занимает монопольное положение на рынке (становится монополистом), которое может привести к недопустимому устранению или ограничению конкуренции, а также ущемлению интересов других субъектов хозяйствования или потребителей, существование которых стало бы невозможным.

Понимая, какую угрозу представляет данная ситуация, государство для разрешения данной проблемы руководствуется созданием определенных контролирующих органов, которые осуществляют свою деятельность согласно антимонопольному законодательству.

В настоящее время основным законом Украины, который определяет правовые основы поддержки и защиты экономической конкуренции, ограничения монополизма в хозяйственной деятельности, является закон «О защите экономической конкуренции» 2001г. Данный закон основывается (ст.3) на нормах, установленных Конституцией Украины, законов Украины «Об Антимонопольном комитете Украины», «О защите от недобросовестной конкуренции», другие нормативных правовых актов, принятых относительно к этим законам.

Центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим государственную защиту конкуренции в предпринимательской деятельности, является Антимонопольный комитет (АМК).

Это один из немногих органов власти, основные положения, о деятельности которого закреплены в специальном законе – Законе Украины «Об Антимонопольном комитете Украины».

Данный орган контролирует деятельность предприятий всех форм собственности, органов власти и местного самоуправления, а также иностранных предпринимателей на территории Украины.

Антимонопольный комитет имеет определенно широкие полномочия (ст.7 Закона Украины «Об АМК»), кроме того, этот орган исполнительной власти, уполномочен принимать обязательные для исполнения предприятиями и органами власти решения о прекращении нарушений конкурентного законодательства, запрещать или разрешать согласованные действия на рынке, налагать штрафы и принимать другие санкции относительно нарушений честной конкуренции.

Наиболее распространенными видами нарушения антимонопольного законодательства: антиконкурентные согласованные действия, злоупотребление монопольным (доминирующим) положением, недобросовестная конкуренция, невыполнение решения, предварительное решение органов АМКУ либо их выполнение не в полном объеме и т. п.

За указанные нарушения налагаются штрафы в размере до 10 % дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ и услуг) за последний отчетный год, предшествующий год, в которой налагается штраф, а за совершение участниками согласованных действий без получения разрешения органов АМК налагается штраф в размере до 5% дохода. Согласно ст.42 Закона Украины «Об экономической конкуренции» срок давности привлечения к ответственности за нарушение законодательства о защите экономической конкуренции составляет пять лет со дня совершения нарушения, а в случае продолжающегося нарушения – со дня окончания совершения нарушения.

В 2008 году, в условиях разворачивания мирового финансово-экономического кризиса, отмечается негативное влияние на развитие конкурентной среды неблагоприятных тенденций: существенное уменьшение темпов роста ВВП почти в 3,8 раза, нестабильность национальной валюты и колебание ее курса и др. Ряд субъектов хозяйствования стремились минимизировать риск предпринимательской деятельности путем заложение в цены (тарифы) максимальных инфляционных ожиданий, что привело осенью 2008 года к ценовым бурям по рядам социально важных рынков. Особенно такие негативные явления имели место на рынках нефтепродуктов, внутригородского транспорта, лекарств.

Наибольшей численной группой нарушений законодательства о защите экономической конкуренции, которые выявлялись и приостанавливались в 2008 году, осталась злоупотребление монопольным (доминирующим) положением. Они составили около 40% от общего количества. Одновременно, от 25,1% до 30% увеличилась часть антиконкурентных согласованных действий субъектов хозяйствования и государственных органов. Из числа выявленных и приостановленных случаев антиконкурентных согласованных действий 25,6% касались установления цен, что является закономерным при условиях ценовых бурь на отдельных рынках.

Антиконкурентное согласование действий ценового характера были наиболее широкими на рынках топливо – энергетических (повышение цен на нефтепродукты, моторное топливо), агропромышленных комплексов (фиксирование закупочных цен на одном уровне на молоко для промышленной переработки, установление цены на сахар, цен на хлеб и хлебобулочные изделия).

Наиболее широкими видами приостановления органами Комитета злоупотребления монопольным положением были ценового характера (58,2% всех случаев) и нарушений согласно ст.13 Закона Украины «О защите экономической конкуренции». Случаи нарушений в виде частичного или полного отказа от реализации товара при отсутствии альтернативных источников приобретения составляют 4,1% общего количество злоупотребления монопольным положением. Основными объектами выявления данного нарушения были местные рынки услуг жилищно–коммунального хозяйства, общегосударственные и региональные рынки топливно-энергетического комплекса, агропромышленного комплекса. Особенное внимание выявления и приостановления нарушений на рынке природного газа.

Правовую норму о запрете недобросовестной конкуренции, предусмотренную ст.1 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции», использовано органами Комитета в 28 случаях, что противоречили правилам, торговым и честным традициям предпринимательской деятельности (46,2%), создание преград хозяйственным субъектам в процессе конкуренции и достижение неправомерных преимуществ путем нарушения законодательства (28,3%), неправомерное использование деловой репутации хозяйственного субъекта (использование без разрешения уполномоченного лица чужих знаков, названий для товаров и услуг, фирмовых наименований) – 25,4% общего количества.

Все эти нарушения негативно влияют на конкурентные отношения, а также на экономику государства в целом. В связи с этим были разработаны приоритетные задачи Антимонопольного комитета Украины на 2009 год, которые основываются на усилении системности защиты конкуренции и интересов потребителей на социально важных рынках, функционирование которых обеспечивает интересы большинства граждан Украины, повышение эффективности решений органами Комитета. Выполнение данных задач предусматривает реализацию таких мероприятий:

усиление работы по выявлению и приостановлению антиконкурентных согласованных действий субъектов хозяйствования на наиболее уязвимых социально важных рынках (в частности рынках нефтепродуктов, продуктов питания, лекарственных средств). Способствование внесению изменений в законодательство, что расширяли бы и уточняли полномочия АМКУ относительно обеспечения доказательств в делах о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции, а также внедрение криминальной ответственности по наиболее опасным видам антиконкурентных согласованных действий субъектов хозяйствования;

создание предпосылок для сосредоточения ресурсов Комитета, прежде всего на обеспечении защиты конкуренции путем четкого размежевания на законодательном уровне полномочий АМК, органов государственного контроля цен и органов государственного регулирования отдельных отраслей (в частности, сферы природных монополий, телекоммуникаций);

усиление работы по выявлению и приостановлению недобросовестной конкуренции, в частности, случаев распространения информации, которая вводит в заблуждение;

усовершенствование системы контроля над согласованными действиями и концентрацией субъектов хозяйствования с целью более эффективного предотвращения монополизации товарных рынков, существенным ограничением конкуренции на них при условии финансово-экономического кризиса и преодоление ее последствий;

разработка проекта усовершенствования государственной защиты экономической конкуренции в Украине и предложений относительно механизмов ее реализации.

Использованные источники:

1.Закон Украины от 11.01.2001 «О защите экономической конкуренции».

2.Закон Украины от 26.11.1993 «Об Антимонопольном комитете Украины».

3.Годовой отчет Антимонопольного комитета Украины 2008 года.

4.Закон Украины «О защите от недобросовестной конкуренции»

Андрейчук Виолетта Геннадьевна


Защита экономической конкуренции в Украине - 5.0 out of 5 based on 1 vote