10 | 12 | 2016
Экономика
Литература

Анализ основных направлений расходов бюджета Украины за 2005 - 2007 годы

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.00 (1 Голос)

Анализ основных направлений расходов бюджета Украины

Состав и структура расходов бюджета Украины

Расходы бюджета обуславливаются, прежде всего, их общественным назначением, ведь именно такая их роспись наиболее полным образом отражает сущность и назначение бюджета. Экономическую функцию государства обеспечивают расходы на экономическую деятельность и науку, социальную – расходы на социальную защиту населения, социальное обеспечение и социальную сферу, оборонную – на оборону, управленческую – на содержание управленческих структур (органы государственной власти и управления, судебные структуры и прокуратура, правоохранительные органы и служба безопасности, таможенная и налоговая службы) и на международную деятельность. Отдельно в бюджете выделяются расходы, связанные с системой государственного кредита, - на обслуживание внутреннего и внешнего государственного долга [2, c.77].

Расходы бюджета на экономическую деятельность в Украине охватывают государственные капитальные вложения, бюджетные кредиты предприятиям, государственные субсидии и дотации, операционные расходы (на производственную инфраструктуру – геологоразведывательные работы, работы по землеупорядовачению и т. д.). Они направляются в отрасли экономического комплекса. При этом расходам бюджета отводится вспомогательная и регулирующая роль с системе финансового обеспечения экономики, основными формами которого являются самофинансирование и кредитование.

Расходы бюджета на социальную защиту – это государственные субсидии и помощь отдельным гражданам, которые вследствие объективных, независимых от них причин не могут самостоятельно в полной мере обеспечить себя. Расходы на социальную сферу структурируются по отраслевым признакам: на образование, охрану здоровья, духовное и физическое воспитание. Сейчас в соответствии с принятой в Украине финансовой моделью бюджетные ассигнования являются главными в системе финансового обеспечения социальной сферы. Однако постоянно развивается сфера платных услуг, которая основывается на самофинансировании и кредитовании, а также спонсорство и меценатство, рассматриваются направления перехода к страховой медицине. Расходы на социальное обеспечение связаны с государственным обеспечением тех граждан, которые по объективным причинам не могут содержать себя самостоятельно, например инвалиды с рождения, одинокие лица пожилого возраста и т. д.

Расходы бюджета на науку отражают финансирование государственных и межгосударственных научно-технических программ, фундаментальных исследований. Сейчас бюджетные расходы на науку значительно сократились, однако альтернативные источники финансирования (коммерческая научная деятельность, специальные фонды и отчисления) не приобрели надлежащего распространения.

Расходы бюджета на оборону охватывают расходы на закупку вооружений и военной техники и на содержание воинских частей. Кроме того к ним принадлежат расходы на научные исследования в сфере обороны и на выплату пенсий военнослужащим.

Расходы в сфере международной деятельности – это оплата взносов в международные организации, членом которых является Украина, содержание дипломатических представительств за границей, командировки за границу представительских органов государственной власти.

Расходы на обслуживание государственного долга – это расходы на погашение задолженности и выплату процентов по государственным займам.

Структура и объемы расходов бюджета Украины приведена в таблице 3.

Из приведенных данных можно сделать вывод, что количество расходов Государственного бюджета увеличивалось на протяжении с 2005 по 2007 г. г.

Таблица 3. Расходы бюджета Украины на период с 2005-2007 г.

Расходы

2005г.

2006 г.

2007 г.

млн. грн

%

млн. грн

%

млн. грн

%

Расходы

141989.5

100

175512.2

100

227638.3

100

1,Общегосударственные функции

15480,9

10,9

19891,9

11,3

24270,9

10,6

2.Оборона

6041,0

4,3

6400,7

3,6

9416,5

4,1

3.Гражданский порядок, безопасность, суд. власть

10226,8

7,2

12718,8

7,2

18445,7

8,1

4. Экономическая деятельность

19115,1

13,4

27341,1

15,6

40523,4

17,8

5.Охрана окружающей среды

1252,5

0,9

1636,6

0,9

2241,3

1,0

6.Жилищно-комунальное хазяйство

3914,2

2,8

80242,1

4,6

5900,3

2,6

7.Охрана здоров’я

15476,5

10,9

19737,7

11,3

26717,6

11,7

8.Духовное и физическое развитие

3449,8

2,4

4328,4

2,5

5687,8

2,5

9.Образование

226801,8

18,9

33785,0

19,3

44333,6

19,5

10.Социальная защита и социальное обеспечение

39940,2

28,1

41419,9

23,6

48517,3

21,3

11.Кредитование

290,7

0,2

227,9

0,1

1583,9

0,7

На основании данных, представленных в таблице 3, можно сделать вывод, что общий объем государственный расходов за период с 2005г. по 2007г. увеличился на 60,3%, что составило 85648,8 млн. грн. Наибольшую долю в общем объеме расходов занимают расходы на социальную защиту и социальное обеспечение. За период с 2005г. по 2007г. они увеличились на 8577,1 млн. грн. В структуре общих расходов наблюдается снижение доли расходов на социальное обеспечение. В 2005, 2006, 2007 годах их доля составляла соответственно 28,1%, 23,6% и 21,3%.

Значительную долю государственных расходов занимают и расходы на образование. В 2005, 2006, 2007 годах они составляли соответственно 18,9%, 19,3% и 19,5% от общего объема расходов. За период с 2005г. по 2007г. сумма расходов на образование увеличилась на 17531,8 млн. грн.

Постепенно увеличивается объем расходов направленных на развитие экономической деятельности. За период с 2005г. по 2007г. они увеличились на 21408,3 млн. грн. Их доля в общей структуре расходов в 2005, 2006 и 2007 годах составляла соответственно 13,4%, 85,6% и 17,8%.

Доля расходов, связанных с охраной здоровья увеличилась за период с 2005г. по 2007г. увеличилась на 11241,1 млн. грн. Их доля в общей структуре расходов в 2005, 2006 и 2007 годах составляла соответственно 10,9%, 11,3%, 11,7%.

Объем расходов на обеспечение выполнения общегосударственных функций увеличился за период с 2005г. по 2007г. на 8790,0 млн. грн. Их доля в структуре в структуре расходов за анализируемые 2005, 2006 и 2007 года составляла соответственно 10,9%, 11,3% и 10,6%.

Объем расходов направленных на улучшение общественного порядка, безопасности и судебной власти в 2005,2006 и 2007 годах в структуре государственных расходов занимали 7,2%, 7,2%, 8,2% соответственно. За период с 2005г. по 2007г. эти расходы увеличились на 8218,9 млн. грн.

За анализируемый период сумма расходов на оборону увеличилась на 3375,5 млн. грн. Но их доля в общей структуре государственных расходов имеет непостоянный характер. С 2005г. по 2006г. они уменьшились с 4,3% до 3,6%, а в 2007г. уже составляли 4,1%.

Сумма расходов направленных на развитие жилищно-коммунального хозяйства в 2007г. по сравнению с 2005г. увеличились на 1986,1 млн. грн. В структуре государственных расходов они составляли в 2005, 2006, и 2007 годах соответственно 2,8%, 4,6% и 2,6% и имели непостоянную динамику.

Сумма расходов на духовное и физическое развитие с 2005г. по 2007г. увеличилась на 2238,0 млн. грн.

Незначительное количество денежных средств направляется из бюджета на охрану окружающей среды. В 2005, 2006 и 2007 годах доля этих расходов составляла соответственно всего 0,9%, 0,9%, 1,0% в общей структуре расходов. За период с 2005г. по 2007г. расходы на охрану окружающей среды увеличились всего лишь на 988,8 млн. грн.

Наименьшую долю занимают расходы, связанные с кредитованием. Объем кредитования с 2005г. по 2007г. увеличился на 1293,2 млн. грн. В структуре государственных расходов отчисления на кредитование с вычетом погашения составляли лишь 0,2%, 0,1%, и 0,7% в 2005, 2006 и 2007 годах соответственно.

Таким образом, как свидетельствуют приведенные выше данные, в 2007г. бюджету Украины свойственна достаточно четко выраженная социальная направленность. Однако это не обеспечивает достаточного уровня социальных услуг. Реальная финансовая обеспеченность социальной защиты и социально-культурных заведений и учреждений в последние годы существенно снизилось. Причина этому – длительный процесс уменьшения объема производства привел к такому низкому объёму ВВП, что его просто не хватает, и ни какое перераспределение в бюджете между направлениями расходов не в состоянии решить отдельные проблемы.

При финансировании социальной защиты важно установить соотношение между расходами бюджета на социальные цели и на экономическую деятельность. Направление средств в экономику создает условия для роста ВВП, а значит, с одной стороны, увеличивает возможности бюджета в финансировании социальных мероприятий, а с другой – снижает напряжение в распределении бюджетных средств, поскольку уменьшает потребность в самой социальной защите. Главную роль в такой политике играют продуктивные расходы – инвестиции в основной капитал и науку. Но они имеют тенденцию к снижению. Удельный вес инвестиций в основной капитал тоже сокращался. Конечно, не только эти показатели определяли процесс спада производства в Украине. Однако такой подход в бюджетной политике достаточно негативно влиял на состояние экономики. Ведь решить проблему выхода из кризиса без значительных расходов практически не возможно.

Теперь сравним расходы Государственного бюджета Украины с расходами Государственного бюджета РФ за 2007 год.

Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляют исходя из расходных обязательств, которые обусловлены разграничением полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти РФ и органов местного самоуправления. Исполнение расходных обязательств должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов [1, с.74].

Предоставление бюджетных средств осуществляют в следующих формах:

·  ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

·  средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых юридическими и физическими лицами по государственным и муниципальным контрактам;

·  трансферты населению;

·  ассигнования на осуществление органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, правовыми актами представленных органов местного самоуправления;

·  ассигнования на выполнение отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

·  ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений принятых органами государственной власти, которые приводят к росту бюджетных расходов или снижению бюджетных доходов;

·  бюджетные кредиты юридическим лицам;

·  инвестиции в уставные капиталы;

·  межбюджетные трансферты;

·  кредиты и займы внутри страны за счет государственных внешних заимствований;

·  кредиты иностранным государствам;

·  средства на обслуживание долговых обязательств, включая государственные и муниципальные гарантии.

Таблица 4. Структура и объемы расходов бюджетов Украины и РФ за 2007 год.

п/п

Статья расходов

Украина

Россия

млн. грн

%

млн. руб.

%

 

Всего

227638,3

100

1951485,1

100

1

Общегосударственные расходы

24270,9

10,6

501023,5

25,7

2

Национальная оборона

9416,5

4,1

447958,4

22,9

3

Охрана правопорядка

18445,7

8,1

377145,7

17,6

4

Национальная экономика

40523,4

18,5

208450,3

10,7

5

Жилищно-коммунальное хозяйство

5900,3

2,6

6793,8

0,4

6

Охрана окружающей среды

2241,3

1

4449,1

0,2

7

Образование

44333,6

19,5

152178,3

7,8

8

Здравоохранение

26717,6

11,7

81541,2

4,2

9

Социальная политика

48517,3

21,3

171944,8

8,8

Из приведенных данных можем сделать вывод, что наибольший удельный вес расходов за 2007г. составили в России общегосударственные расходы, а в Украине расходы, направленные на социальную политику, которые составили соответственно 25,7 % и 21,3 %.

Так, общегосударственные расходы бюджета в 2007 году составили 10,6 %, что на 15,1 % меньше, чем в России за анализируемый год; расходы на социальную оборону составили 4,1%, что на 18,8 % меньше, чем в России; расходы на охрану правопорядка составили 8,1 %, что на 9,5 % меньше, чем в России; расходы на национальную экономику возросли на 7,8% по сравнению с Россией и соответственно составили 18,5 %; расходы на жилищно-коммунальное хозяйство увеличились на 2,2 % и составили 2,6 %; расходы на охрану окружающей среды увеличились на 0,8 % и составили 1,0 %; расходы на образование уменьшились на 11,7 % и составили 19,5 %; расходы на здравоохранение увеличились на 7,5 % и составили 11,7 %; расходы на социальную политику увеличились на 12,5 % и составили 21,3 %.

Следовательно, Украина направляет большую часть бюджетных средств на социальную политику, образование и на национальную экономику в отличие от России, которая в анализируемом периоде наибольшее внимание оказала таким статьям расходов, как общегосударственные расходы, охрана правопорядка и национальная экономика.


Анализ основных направлений расходов бюджета Украины за 2005 - 2007 годы - 4.0 out of 5 based on 1 vote