06 | 12 | 2016
Экономика
Литература

Проблемы и перспективы рынка земли в Украине

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.50 (2 Голоса)

Украинское земельное законодательство тяжело назвать целостным и последовательным, учитывая большое количество противоречий между отдельными законодательными и нормативными актами.

Возможность неоднозначного трактования тех или иных норм законодательства, сложность разнообразных процедур, значительная длительность процесса оформления прав на землю приводят к тому, что интересы инвесторов, местных общин и отдельных граждан не обеспечиваются в полной мере.

Для большинства инвесторов возможность реализации права на землю в Украине остается ограниченной, а результатом этого становится то, что иностранные инвесторы, которые хотели бы инвестировать средства в Украину, наталкиваются на искусственно созданные преграды и выбирают в качестве объектов инвестирования другие страны.

По мнению автора необходимо привести в соответствие все законы и другие нормативные акты в сфере земельных отношений, а также существенно изменить подход к определению норм и процедур.

Интересы государства должны отождествляться не с интересами чиновников, которые имеют минимум ответственности и максимум полномочий при решении любого вопроса, а с интересами народа, который в соответствии с Конституцией Украины является владельцем земли. Отсюда следует, что функции государства должны заключаться не только в установлении запретов и ограничений, но и в создании нормальных условий в сфере земельных отношений и благоприятствовании их эффективному развитию.

Важным шагом на пути совершенствования правового регулирования земельных отношений стало принятие 25 октября 2001 года Земельного кодекса Украины (Закон Украины № 2768-Ш), который оказывал содействие по привлечению иностранных инвестиций на рынок земли, и в частности в ее производственный сегмент.

Вместе с тем, в связи с отсутствием отдельных процедур, некоторые положения Кодекса не находят соответствующей реализации. Так, до сих пор не разработан единый для всей Украины Порядок проведения земельных торгов, который бы способствовал уменьшению коррупции и обеспечению прозрачности процесса продажи земли, а также сделал бы невозможным злоупотребления со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.

Необходимо также упростить и процесс выделения в аренду участков земель, для чего необходимо отменить порядок выбора земельного участка для размещения объектов, установленный Земельным кодексом Украины (прежде всего 151-ой его статьей) и Постановлением Кабинета Министров Украины №427 от 31 марта 2004 года. Данное постановление необходимо, в частности, дополнить пунктом об ограничении процесса выдачи акта выбора земельного участка соответствующим органом власти сроком в один месяц.

Необходимо также принять постановление Кабинета Министров Украины, которое бы создало четкие критерии оценки проекта инвестора с точки зрения целесообразности его реализации разными органами власти. Это необходимо для избежания необоснованных отказов в предоставлении согласований на размещения объекта на определенном земельном участке.

Кроме того следует четко определить на законодательном уровне такие понятия, как «основное целевое назначение», «целевое назначение», «категория земель». Здесь было бы целесообразным использовать подход, разработанный Государственным комитетом по земельным ресурсам. В частности, необходимо разграничить понятие «основное целевое назначение земли», которое соответствует категориям земель, и «целевое назначение земли», соответствующее целевому назначению земельного участка.

Украинский классификатор целевого использования земли, утвержденный Письмом Государственного комитета Украины по земельным ресурсам №14-1-7/1205 от 24 апреля 1998 года, должен стать основанием для подготовки изменений в Земельный кодекс Украины. Необходимо разработать упрощенный порядок изменений целевого назначения земельного участка, учитывая, что изменение целевого назначения в пределах одной категории земель должны быть максимально простым.

Несовершенство государственных актов о праве собственности на земельный участок не дает возможности вносить в них данные о смене площади земельного участка. Отсюда следует, что в случае отчуждения части земельного участка у продавца остается оригинал государственного акта, однако в нем не отображаются данные о смене площади участка.

После нотариального заверения договора купли-продажи части земельного участка продавцу приходится обращаться к проектной организации, которая имеет разрешение на выполнение соответствующих робот с целью подготовки технической документации для издания нового государственного акта с учетом изменения площади земельного участка.

Таким образом, вопрос переоформления государственного акта о праве собственности на земельный участок, который остался у продавца при отчуждении ее части, зависит от добропорядочности продавца и фактически ставит под сомнение возможность существования вторичного рынка земли как токового.

Лебедева О. Е.


Проблемы и перспективы рынка земли в Украине - 4.5 out of 5 based on 2 votes