06 | 12 | 2016
Экономика
Литература

Применение компьютерных программ для формирования учебно-познавательной деятельности студентов на занятиях по экономики.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.00 (1 Голос)

Информационные системы и технологии получают все большее распространение в экономическом образовании. Поскольку современная профессиональная деятельность экономиста невозможна без применения новейших достижений компьютерной техники, то и профессиональная подготовка будущих специалистов требует соответствующего подхода.

История использования информационно – вычислительной техники в учебном процессе насчитывает всего несколько десятков лет, поэтому поиски способов оптимального ее соединения с традиционными средствами и методами обучения находятся на самом начале пути.

Накопленный во многих учебных учреждениях опыт изучения экономических дисциплин дает возможность сделать некоторые обобщения:

1.  Компьютерные технологии учения (КТУ) связаны со всеми этапами образовательного процесса и ее важным фактором качества обучения.

Эффективность использования КТУ прямо обусловлена конкретными заданиями изучения цикла дисциплин или профессиональной подготовки будущего специалиста в целом.

2.  Как и любые другие средства обучения, КТУ могут быть использованы на всех этапах учебного процесса: для преподавания и объяснения новой информации, закрепление и обобщение изученного, выполнение практических заданий, разных видов самостоятельной аудиторной и внеаудиторной роботы, всех элементов контроля и самоконтроля, учебных проектов с использованием информации со всех доступных сетевых источников.

Только компьютерная технология дает возможность перейти от « подтягивания среднечков» до индивидуального процесса обучения, объективного измерения результатов и сложности выполненной студентами работы.

Преподаватель может пользоваться компьютерной поддержкой на протяжении подготовки и планирования заданий, оптимизации учебно – педагогической деятельности, ведение досье на каждого студента, информационно – консультативной поддержкой педагогических действий.

Методик обучения может быть неограниченно – столько же, сколько есть педагогов, а возможность легкого внедрения любых игровых элементов в обучении на современном ЭВМ еще увеличивает разнообразность.

Только компьютерные программы способны полностью реализовать принципы проблемного обучения. Одно слово, персональным компьютерам принадлежит будущее.

Очень эффективным в модернизации самостоятельной работы является использование метода интеллект –карт в экономическом обучении, которые разработаны и подготовлены на основе метода Тони и Барри Бьюзенив для повышения эффективности мышления и формирования учебно-познавательной деятельности студентов на занятиях по экономики.

Метод И-карт базируется на новых методических концепциях преподавания и умения, в основе которых лежат глубокие научные исследования в области физиологии мозга, педагогической психологии и общей педагогики и методики преподавания разных дисциплин в учебных учреждениях.

Таким образом, методика И-карт характеризуется междисциплинарным современным подходом до преподавания и обучения студентов и направлена на развитие креативности и инновационности современных специалистов.

Переход к новым методам обучения переносит акцент с учебной дисциплины на самого студента и на то, как он сам может выбирать информацию, которая ему нужна. Если студент хочет справиться с потоком информации, то он должен изучать новые способы роботы с необходимой для дела информацией.

В новых методиках обучения, вместо того, что сообщать студенту факты о большом количестве вещей, надо дать ему сведения о нем самом, его возможностям и способностям усвоения информации и принятия решения; как использовать потенциал нашего уникального мозга, что такое интеллект и что показывает коэффициент интеллектуальных способностей, как развить практический интеллект, а также учить применение экономических знаний в практической деятельности. Интеллект карта всегда строится вокруг центрального объекта. Каждое слово и графическое изображение стают по определению центра следующей ассоциацией.

Интеллект карта – это форма идеального конспекта, где на одном листе можно разместить содержание целой книги. Человеческий мозг может налету запоминать ключевые слова, а не целые фразы.

Во время создания И - карт пользуются электронным текстовым редактором, или компьютерной программой «Mind Map Plus».

Интеллект карта имеет четыре существенные отличительные черты:

- объект внимания (изучения) кристаллизованный в центральном образе;

-основные темы, связанные с объектом внимания(изучения), расходятся от центрального образа в виде ветвей;

- ветви, которые принимают формы плавных линий, отмечаются и объясняются ключевыми словами или образами. Вторичные идеи также изображаются в виде ветвей, которые отходят от ветвей высшего порядка;

- ветви формируют связанные узловые системы.

Качество интеллект карт можно улучшить с помощью цвета и рисунков, общепринятой аббревиатуры, что в сумме служит тому, чтоб повысить интерес, привлекательность и оригинальность интеллект карт.

Законы И - карт

1.Закон содержания и оформления

1.Используйте:

-центральный образ;

-графичные образы;

-больше цвета;

-изменяйте размеры букв;

-пытайтесь сделать размещения элементов оптимальным.

2.Ассоциируйте:

-используйте стрелки, если необходимо показать связь между объектами;

3. Стремитесь к доступности мыслей:

- на ветви разместите одно ключевое слово;

-используйте печатные литеры;

- размещайте слова над линиями;

-соединяйте линии между собой;

-выделяйте главные линии;

4.Выробатывайте собственный стиль.

Законы структуры

1.Сохраняйте иерархию мыслей,

2.Используйте нумерацию мыслей.

Рекомендации к использованию метода и-карт:

1.устраняйте стереотипы, проявляйте творчество.

2.усовершенствуйте достигнутое.

3.подготовитесь перед работой с и – картою психологически.

Таким образом и-карта или карта памяти может дать студентам общее представление о любом большом объекте или отрасли знаний, дает возможность планировать свои действия, возможность видеть картину в целом и в деталях одновременно, научиться лучше усваивать и запоминать материал и т. д.

Взявши за основу недостатки традиционного линейного конспектирования, можно перечислить такие основные преимущества метода и-карт в процессе освоения учебного материала и формирования творческого восприятия экономической информации:

-Экономия времени от конспектирования от 50-60%;

-Экономия времени от чтения: больше 90%;

-Экономия времени среди огромного объема текста: больше 90%;

-Высокая концентрация внимания на существенных вопросах;

-Ключевые слова заметнее и воспринимаются с большей легкостью;

-Ключевые слова связанные между собой понятными и своевременными ассоциациями;

-Мозгу легче воспринимать и запоминать разноцветную многомерную и-карту, чем монотонный, линейный конспект;

-В результате постоянного использования всех способностей мозг студента стает интеллектуально активным, воспринимает информацию в полном объеме, и уверенности в своих силах;

-В процессе составления и – карты студент постоянно находится на грани открытия чего то нового. Это содействует безостановочному и потенциально нескончаемому процессу мышления.

Результаты эксперимента по использованию метода и-карты свидетельствуют, что эта методика достаточно эффективна, полезна и интересна для формирования учебно-познавательной деятельности студентов на занятиях по экономики, повышает интерес к обучению студентов, используются компьютерные программы, расширяется опыт коллективного сотрудничества преподавателя и студентов. Это содействует повышению качества подготовки студента как личности и компетентного специалиста.


Применение компьютерных программ для формирования учебно-познавательной деятельности студентов на занятиях по экономики. - 4.0 out of 5 based on 1 vote