08 | 12 | 2016
Экономика
Литература

Транспортный комплекс Крыма

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.50 (2 Голоса)

ТРАНСПОРТ

Транспорт, наряду со связью, образованием, энергетикой, составляющей частью комплекса инфраструктурных отраслей, обеспечивающих базовые условия жизнедеятельности общества, и является важнейшим инструментом достижения социальных, экономических и других приоритетов региона. Призваний реально влиять на экономический рост, транспорт сокращает время доставки, тем самым ускоряет товарооборот, влияет на развитие и размещение производительных сил, и, как следствие, на увеличение продуктивности труда. Благодаря расширению транспортной сети улучшается доступность для населения услуг социальной инфраструктуры, улучшаются условия использования свободного времени, увеличивается качество жизни в целом.

Потому уровень развития транспорта в регионе определяет и уровень социально-экономического развития. Функционирование транспортного комплекса Автоном­ной Республики Крым обеспечивают 32 тысячи человек, что составляет почти 8% численности работников отраслей экономики республики.

В составе транспортной системы 6,7 тыс. км автомобильных дороге твердым покрытием, и том числе 2,3 тыс. км автомагистралей; 0,7 тыс. км железных дорог, из которых 0,3 тыс. км электрифицировано. Протяженность магистральных газопроводов составляет более 0,6 тыс. км. Объем работ, выполненных различными видами транспорта Крыма, приведен в таблице.

 

Перевезено грузов

Перевезено пассажиров

Грузооборот

Пассажирооборот

 

Тыс. т. за 2005г.

В % к 2004г.

Тыс. за 2005г.

В % к 2004г.

Млн. ткм. за 2005г.

В % к 2004г.

Млн.

за 2005г.

В % к 2004г.

Всеми видами транспорта

11824.6

104.3

234193.1

105.9

6301.9

86.7

5993.9

106.3

Железнодорожный

6964.4

101.9

23122.1

100.5

5549.9

86.5

3629.3

106.6

Автомобильный

2369.5

103.6

128566.2

108.1

323.0

110.8

1841.6

107.1

Водный

952.9

119.6

1191.3

100.5

146.8

54.7

32.6

135.3

Авиационный

14.0

В2р. б.

2.2

7.4

20.4

В2р. б.

1.6

7.8

В настоящее время в составе транспорта Крыма главным в перевозке грузов и пассажиров является автомобильный транспорт, на долю которого приходится более 90% внутрирегиональных перевозок. На 70,0 % возрос пассажиропоток через автостанционную сеть. Этому способствовало развитие маршрутной сети и увеличение количества отправления автобусов с заменой подвижного состава на автобусы более высокого уровня комфортабельности, открытие новых международных и межобластных маршрутов.

Главной осью сети автомобильных дорог Крыма является автомагистраль Харьков-Симферополь. Кроме того, в разряд ведущих каркасных образований системы входят автодороги Симферополь-Севастополь; Симферополь-Алушта-Судак-Феодосия; Симферополь-Феодосия-Керчь; Симферополь-Евпатория; Симферополь-Алушта-Ялта-Севастополь.

Основными автомобильными путями регионального значения на территории Крыма являются дороги Симферополь-Красноперекопск-Армянск и далее на Херсон-Николаев-Одессу. Особенно возросла роль этой дороги после строительства автомоста через р. Днепр в районе г. Херсон.

Внутрирегиональные пассажирские и грузовые перевозки обес­печиваются по дорогам: Красноперекопск-Джанкой-Нижнегорск; Ев­патория-Черноморское и другим. Для этих дорог преобладающим является асфальтно-бетонный тип покрытия и лишь незначительная часть (21,3%) имеет черно-гравийное покрытие.

Средняя плотность автодорожной сети Крыма, рассчитанная относительно общей площади, равняется 244 км на 1000 км, против 234 км по Украине. Густота автомобильных дорог с твердым покрытием по районам колеблется в значительных пределах.

Проблемы дальнейшего совершенствования территориальной структуры автодорожной сети и снижения разрушающего воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду, сокращения масштабов отчуждения под дороги сельскохозяйственных угодий в Крыму следует решать следующим образом: повсеместным улучшением качества покрытия дорог местного значения, в реконструкцией полосы движения и совершенствованием покрытий на дорогах межрегионального и республиканского значения, в расширением полосы движения, в ликвидацией многочисленных грунтовых дорог, дублирующих по направлению движения основные автомагистрали республиканского и местного значения.

Железнодорожный транспорт занимает ведущее положение в перевозке сырья, топлива, строительных материалов и других массовых грузов, а также пассажиров в межрегиональном обмене. Крымское отделение Приднепровской железной дороги относится к числу наиболее грузонапряженных магистралей благода­ря выходу к незамерзающим теплым морям и на Кавказ. Развернутая эксплуатационная длина главных железнодорожных путей составляет более одной тысячи километров, а развернутая длина стационарных путей — около 0,5 тыс. км.

Главные участки железных дорог Крыма: Симферополь-Джанкой (91 км), Симферополь-Сева­стополь (77 км), Джанкой-Владиславовка (101 км), Владиславовка-Порт Крым (108 км), Симферополь-Остряково-Евпатория (82 км).

Ведущие транспортные узлы — Севастополь, Феодосия, Керчь и Евпатория — осуществляют перевалку грузов с морского транспорта на автомобильный, железнодорожный и наоборот. Наиболее грузонапряженными участками Крымского отделения Приднепровской железной дороги являются: а)Симферополь-Джан­кой, б)Джанкой-Владиславовка, в)Владиславовка-Керчь. Самую большую грузонапряженность на один километр пути имеет участок Джанкой-Новоалексеевка, поскольку находится на главном направ­лении межрегионального обмена. Довольно высокая интенсивность движения грузов наблюдается на участке Джанкой-Вадим. Формирование грузопотока в этом направлении определяется распо­ложением в северной части Крыма крупных предприятий химической промышленности межрегионального значения.

К основным грузам, которые перевозятся железнодорожным транспортом относятся: каменный уголь, кокс, нефть и нефтепродукты, железные и марганцевые руды, руды черных металлов, лом черных металлов, лесные грузы, химические и минеральные удобрения, зерно, цемент и др.

Развитие железнодорожной транспортной подсистемы Крыма в настоящее время по интенсивности общественного функционирования достигло своего максимального значения. Даль­нейшее совершенствование территориальной структуры и на­ращивание потенциала железнодорожной сети региона должны осу­ществляться на основе решения следующих задач: а) увеличения про­возной и пропускной способности железных дорог на базе строитель­ства вторых путей, двухпутных вставок, а в более отдаленной перс­пективе — и трехпутных вставок, что позволит не изымать из сельско­хозяйственного оборота дополнительные земельные ресурсы; б) строительства в ближайшей перспективе вторых путей на участках-перегонах Симферополь-Джанкой-Керчь; в) реконструкции и увеличения на этой основе пропускной способности Керченской паромной переправы или строительства новых железнодорожных линий: Красноперекопск-Раздольное-Черноморское-Евпатория, Бахчисарай (ст. Сюрень)-Ялта, Нижнегорск-Белогорск.

Увеличению пропускной способности и заметному снижению уровня негативного влияния железнодорожного транспорта на окру­жающую среду может способствовать электрификация железнодо­рожной ветки Джанкой-Керчь-Порт Крым на всем протяжении.

Самым традиционным видом транспорта Крыма, обеспечива­ющим как внутрирегиональные, так и межгосударственные пере­возки, является морской. Основу экспортно-импортного грузо­оборота портов региона составляют железная руда, зерно, машины, оборудование, продукция химической промышленности и другие мас­совые грузы, на долю которых приходится более 2/3 экспортных това­ров. В импорте первенствуют машины и оборудование, консервы, чай и другие продукты питания. Через крымские морские порты осущест­вляются перевозки разнообразных грузов более чем с 40 странами мира.

В малом каботаже перевозятся нефть и нефтепродукты, железная руда, агломерат, марганцевая руда, соль, строительные материалы, рыба и другие морепродукты. Несмотря на более чем тысячекиломет­ровую протяженность береговой линии Крымского полуострова, доля этого вида транспорта во внутрирегиональных перевозках пассажиров и грузов невелика. Такое положение объясняется преимущественным тяготением основных народнохозяйственных структур регионального комплекса к материковой части и неразвитостью приморскою производственного ядра. Более того, рекреационная специализация прибрежных территорий не гармонирует с большинством общественно-производственных структур полуострова и тормозит морские грузопотоки. Морские транспортные перевозки Крыма осуществляются через следующие главные морские порты: Севастополь (торговый, рыбный, пассажирский, база военных флотов России и Украины), Керчь(рыбный, торговый, паромная переправа), Феодосию(военный. грузовой), Ялту(пассажирский, в меньшей степени грузовой), Евпаторию(пассажирский, грузовой).

Услугами агентования и фрахтования морского торгового флота пользовались 55 стран мира, что составило 9.1% услуг предприятий транспортного комплекса. Наиболее тесные связи с Россией(19.8% всего объема экспорта услуг), Швецией(14.5%) и Панамой(12.4%).

Достаточно хорошо развит в Крыму воздушный транспорт. Симферополь не только единственный крупный узел воздушных линий региона, но и один из крупнейших аэропортов Украины, не намного уступающий по объему перевозок Киеву, а также известным аэропортам Москвы и Санкт-Петербурга.

В 2005г. перевозка пассажиров самолетами Симферопольскою авиапредприятия превысила 2,2 млн. чел.

В составе транспортной системы Крыма важное место принадлежит трубопроводной сети газового хозяйства. Общая протяженность газопроводов более 800 км. С открытием и освоением в 1966 г. месторождений природного газа в пределах Крыма был введен в действие первый газопровод Глебовка-Симферополь. В тот период общая протяженность газопровода в республике составляла 159 км. И 1967 г. была проложена ветка газопровода Симферополь-Севастополь, а к 1970 г. — Джанкой-Симферополь. Со строительством указанных газопроводов была частично решена проблема газоснабжения городом Крыма природным газом за счет местных запасов природного газа.

Самыми большими по протяженности магистральными газопро­водами являются Голицыно-Глебовка-Симферополь; Джанкой-Симферополь. На стадии разработки находится газопровод на Фео­досию и Керчь. На современном этапе развития хозяй­ства Крыма растущие потребности в газе могут частично удовлетво­ряться за счет местных ресурсов. В связи с этим было построено ответ­вление на Красноперекопск от газопровода Шебелинка-Днепропетровск-Кривой Рог-Измаил. С вводом в 1975 г. газопровода Красноперекопск-Джанкой крымская газопроводная система соединилась с межрайонной газопроводной сетью Украины, что обеспечило беспере­бойное снабжение потребителей природным газом. Планируется про­ложить газопровод по дну Каркинитского залива от месторождения "Штормовое", находящегося на шельфе, к Глебовскому газо­хранилищу. Это позволит ослабить топливную проблему в Крыму.

Совершенствование территориальной структуры газопроводной сети возможно при решении следующих проблем: 1) расширении су­ществующей системы газопроводов на основе создания разветвленной многониточной сети с охватом восточных территорий Крыма; 2) строительстве (дополнительно к Глебовскому) подземных хранилищ, позволяющих более полно и равномерно подавать в течение года природный газ всем потребителям региона; 3) сооружении газопровод­ной сети, имеющей оптимальный диаметр труб (более 500 мм), что позволит не только снизить расход труб, но и значительно сократить разрушающее воздействие газопроводов на сельскохозяйственные угодья.

Следует отметить, что часть услуг по грузопассажирским перевозкам всеми видами транспорта АР Крым в общем объеме экспорта комплекса незначительна. Так, на услуги морского транспорта заграничного и каботажного плавания приходится 5.4%, авиационного транспорта – 1.1%, городского и автодорожного транспорта – 0.6%, железнодорожного транспорта – 0.1%. Но по сравнению с 2004 годом намечается тенденция увеличения объемов экспорта вышеуказанных услуг.

К 2007 году прогнозируется увеличить объем перевозок всеми видами транспорта: по перевозке пассажиров - на 1,0 %; по перевозке грузов - на 2,0 %.Прогнозы обусловлены прежде всего вводом в эксплуатацию железнодорожной переправы через Керченский пролив; активизацией работы субъектов предпринимательской деятельности всех форм собственности на рынке международных автомобильных перевозок; открытием новых авиалиний из аэропортов Автономной Республики Крым в страны СНГ и другие зарубежные страны; реализацией государственной программы "Сельский автобус"; заменой пассажирского автопарка малой вместимости на автобусы средней и большой вместимости.


Транспортный комплекс Крыма - 4.5 out of 5 based on 2 votes