05 | 12 | 2016
Экономика
Литература

Роль цены в развитии мясопродуктового подкомплекса Крыма

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.00 (1 Голос)

Одной из важных задач преодоления кризисного состояния производства и реализации мяса животноводческой продукции в стране и в Крыму в частности является несовершенный ценовой механизм. Решение проблемы для реализации продукции указанной отрасли актуально и своевременно. Стабилизация отечественного рынка мяса и мясной продукции позволит повысить уровень жизни населения.

В начале 90-х годов в стране началась либерализация системы цен и ценообразования с целью постепенного расширения масштабов использования свободных цен. В этот же период предприятия перерабатывающей промышленности навязали сельскохозяйственным выгодные для себя условия взаиморасчетов, и как следствие, еще больше выразился диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию.

В связи с этим наметился значительный спад производства в продукции отрасли животноводства. Низкие закупочные цены на данную продукцию явились причиной убыточности производства всех ее видов с 1995 года. Поэтому началось массовое сокращение поголовья скота. Украина сегодня по количеству крупного рогатого скота, свиней, овец находится на уровне 1945 - 1948 годов.

Эти вопросы должны найти комплексное решение, направленное на обеспечение бесперебойного поступления на потребительский рынок постоянно растущего разнообразия продуктов питания, и одновременно обеспечение покупательской возможности потребителей. К тому же следует учитывать региональные особенности потребительского рынка: территориальная дифференциация доходов и расходов населения, характер розничного товарооборота и производства продуктов питания, местные ресурсы, этнонациональные традиции питания.

Нельзя не оценить опыт ценообразования своего исторического прошлого, используя его можно найти решения актуальных вопросов. Период самофинансирования отрасли считают наиболее успешным по социально-экономическим результатам: на промышленные поставки для села существовали твердые прейскурантные цены, а на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую государством, были установлены двойственные цены; сельскохозяйственные предприятия получали бюджетную надбавку. Это позволяло создать благоприятные условия для расширенного воспроизводства каждому работающему предприятию.

Также следует учесть опыт стран Европейского Союза свидетельствующий о преимуществе двойственных цен на сельскохозяйственную продукцию. Бюджетную надбавку сельхозтоваропроизводителям выплачивают за единицу товарной продукции, которая может быть дифференцирована как в разрезе отдельных стран, так и внутри страны по природно-экономическим зонам. Бюджетная надбавка составляет примерно 30-35% к закупочной цене и в закупочную цену не входит. До переработчика и экспортера продукции доходит только две третьих закупочной цены, которая на внутренних и внешних рынках вполне конкурентоспособна. Следовательно, в странах рыночной экономики бюджетная помощь селу доводится через систему двойственных цен, активно и эффективно используя основные функции цены.

Цена представляет денежное выражение стоимости произведенной продукции. Экономическое значение ее определяется возмещением затрат на производство продукции и получением предприятием прибыли.

В рыночной экономике цена играет важную роль. Она является инструментом экономической и социальной политики государства, а также выступает регулятором производственного процесса, как на макроуровне, так и на микроуровне предприятия. Цена влияет на объем, качество, себестоимость произведенной и реализованной продукции, получаемую прибыль, на другие показатели хозяйственной деятельности предприятия.

Кризисная ситуация на продовольственном рынке возникла в результате роста цен и значительно на продукцию животного происхождения, что вызывает справедливую, острую реакцию людей, так как для большинства цены являются главным показателем уровня жизни, благополучия.

Рассмотрим сложившуюся ценовую ситуацию за 2005-2009 годы на реализуемую продукцию сельскохозяйственными предприятиями. 2009 году средние цены реализации мяса стали расти относительно показателей 2006 года и 2007 года. Так, к средним ценам 2009 года цена на КРС составляла 160,8%, свиней-195,5%, овец-120,4%, птиц-113,1%. Такое повышение цен реализации вызвано определенным образом ростом цен на горюче-смазочные материалы и увеличением реальных доходов граждан в сравнении с прошлым годом. Лишь в начале года заработная плата выросла на 27%, пенсии – на 72%. Современное потребление продовольственных товаров, особенно животного происхождения, существенно отстает от нормативного. Поэтому половина повышений пошло на удовлетворение потребностей продуктами питания животноводческой отрасли.

Уровень потребления этой продукции в расчете на одного человека в год снижается. В 2009 году показатель достиг 42,9 кг на душу населения. Таким образом, фактический уровень потребления составляет 82,5% к минимальному уровню и 51,7% - к рациональному.

Дальнейшее наращивание уровня социальных выплат, заработной платы и других доходов граждан, окажет позитивное влияние на развитие животноводства, так как лучший инвестор отрасли – это состоятельный потребитель.

Поэтому главная задача для развития отрасли животноводства - максимально наращивать объемы производства продукции этой отрасли.

Следует отметить, что рынок потребления мясной продукции сформирован как ограниченными возможностями потребителей, так и уменьшением поголовья животных. Динамику численности животных можно проследить по статистическим материалам. Можно сделать выводы что, происходящие в течение пяти лет, связанные с уменьшением поголовья животных. С 2005 года по 2009 год во всех категориях хозяйств общее поголовье КРС сократилось от 290,6 тыс. голов до 183,9 тыс. голов, то есть в 1,6 раза, свиней – от 146,8 тыс. голов до 97,5 тыс. голов – в 1,5 раза. Однако увеличилось незначительно поголовье овец в 1,03 раза, что представляет 187,2 тыс. голов к 181,6 тыс. головам. Самый низкий показатель численности поголовья КРС и свиней пришел на 2009 год, соответственно 183,9 и 97,5 тыс. голов. Это можно объяснить высокой стоимостью кормов, как собственного производства, так и приобретенного на стороне, а также энергоносителей, технического оборудования, ветеринарных препаратов. Все это привело к высокой себестоимости мяса животных. В результате увеличилась реализация поголовья животных на забой, и уменьшилось приобретение молодняка на откорм. Таким образом, за 2005-2009 годы выросло производство мяса всех видов на 33,5 тыс. тонны. За этот же период изменения произошли в структуре мясного животноводства. Если в 2005 году в структуре выращивания скота и птицы 35,6% занимал крупный рогатый скот, 47,0% - свиньи, 13,9% - птица, 2,8%- овцы, то в 2004 году доля КРС находится на уровне -20,4%, свиней -19,8%, птицы-58,0%, овец -1,8%. Доля КРС, свиней, овец уменьшилась соответственно на 15,2, 27,2, 1,0 пунктов. Удельный вес птицеводческой отрасли в животноводстве увеличился на 44,1 пункта. Это произошло из-за технологического переоснащения предприятий по выращиванию птицы, совершенствования ветеринарного обеспечения и контроля качества продукции, а также государственной поддержки производства мяса бройлеров за счет бюджетных средств.

Однако за последние годы птицеводческая отрасль и другие отрасли животноводства продолжают оставаться нерентабельными по причине превышения себестоимости производства над ценой реализации. За 2005 -2009 годы показывают убыточность производства мяса во всех отраслях животноводства. В сравнении с показателями 2008 года уровень убыточности в 2009 году уменьшился по производству мяса КРС на 11,2%, свиней – на 16,8%, овец – на 14,4%,птиц – на 12,2%, однако остается достаточно высоким. Выходит, что становится экономически целесообразным сокращение поголовья животных.

Поэтому, по нашему мнению, преодолеть кризис в мясной отрасли поможет, прежде всего, решение проблемы ценообразования в целом по АПК. Принимая во внимание, опыт стран с развитой рыночной экономикой ценообразования рассмотрим, систему двойственных цен. Цена включает составные: первая – твердая закупочная цена, которая имеет одну треть полной закупочной цены, вторая – цена с бюджетной надбавкой, составляющая две третьих полной закупочной цены. На стадии переработки сельскохозяйственной продукции учитывается только первая часть закупочной цены, на основании которой определяются оптовые и розничные цены на продовольственные товары. А в результате до потребителя доходят низкие цены на продовольствие.

Цена является одним из рычагов рыночного механизма, которая выполняет самое большое количество функций. Система двойственных цен позволит эффективно использовать основные функции цены:

§  учетную – тем, что основная закупочная цена станет регулировать стоимость переработки и хранения, а также издержки оптовой и розничной торговли, а в итоге и реальную заработную плату населения;

Несовершенная система ценообразования на продукцию животноводческой отрасли является одним из факторов сложной экономической ситуации на рынке мясной продукции. Поэтому для стабилизации состояния рынка мяса, необходимо:

1.  разработать меры государственного регулирования цен в сфере аграрного товарооборота, которые как мы считаем должны обеспечить переход к системе прямых бюджетных надбавок на единицу реализованной товарной продукции взамен множества целевых программ. В таком случае будет наблюдаться существенное ослабление диспаритета цен. Но в месте с тем, необходима система контроля за выполнением производственной программы в отрасли животноводства.

2.  ослабить монополистическое влияние на цены в мясной отрасли животноводства, обеспечивая благоприятные условия для конкуренции. С этой целью, мы считаем, больше прав следует придать региональным администрациям субъектов страны, которые должны для региональных и государственных нужд осуществлять закупки животноводческой продукции, увеличивая объемы за счет закупок продукции отрасли, направляемой на переработку.

3.  расширить инфраструктуру рынка путем создания сети продовольственных бирж, проведения на них торгов реальным товаром, срочными контрактами. Это позволит эффективно использовать роль биржевой цены. Для страхования товаропроизводителей и покупателей следует определить заранее сроком до полгода вперед реально цену, а также обозначить биржевые склады, которые гарантируют поставки товара по результатам торгов.

4.  экономической политикой регулирования импорта продовольственных товаров обеспечить такой уровень пошлин и других пороговых мер, чтобы цены на отечественные товары были на 10-15% ниже, чем импортные.

Оценив опыт ценообразования в условиях самофинансирования, комплексно используя предусмотренные меры можно существенно улучшить положение дел на рынке животноводческой продукции, обеспечив население Крыма, его гостей качественными отечественными мясопродуктами по доступным ценам.


Роль цены в развитии мясопродуктового подкомплекса Крыма - 4.0 out of 5 based on 1 vote