10 | 12 | 2016
Экономика
Литература

Полномочия и задачи органов государственного управления в сфере финансового контроля в АР Крым

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.00 (1 Голос)

Большое значение для успешного функционирования системы управления местными финансами имеет развитая Системы контроля органов Автономной Республики Крым и местного самоуправления. Благодаря этому обеспечивается соблюдение интересов территориальных общин в финансовой сфере. Целями финансового контроля органов самоуправления является предупреждение и выявление фактов отклонения от действующих правил, которые установлены, в частности, и местными властями в сфере управления местными финансами. Однако следует заметить, что этот вид контроля неодинаково развит на различных уровнях местного самоуправления.

Наиболее разветвленная система финансового контроля организована на уровне Автономной Республики Крым. В республике действует контроль как представительных, так и исполнительных органов местной власти.

Непосредственно Верховная Рада Автономной Республики Крым реализует контрольные полномочия во время рассмотрения и утверждения нормативов нормативно-правовых документов в финансовой сфере. Для более детального выяснения определенных вопросов Верховная Рада Автономной Республики Крым может образовывать из состава депутатов постоянные и временные комиссии. Основными комиссиями, наделенные контрольными полномочиями в сфере местных финансов, есть комиссия по вопросам бюджета и контрольная комиссия по вопросам приватизации.

Для обеспечения контроля представительного органа власти автономии за использованием бюджетных средств исполнительной властью республики 17 марта 1999 образована Счетная палата Верховной Рады Автономной Республики Крым. Основными функциями этого органа является осуществление контроля за использованием средств бюджета А Крым, контроль за образованием и погашением долга А Крым, регулярное информирование Верховной Рады А Крым об исполнении бюджета А Крым и о результатах проведенных контрольных мероприятий, другие функции, определенные нормативно-правовыми документами.

В структуре исполнительных органов Автономной Республики Крым полномочия по финансовому контролю реализует Министерство финансов Автономной Республики Крым. Этот властный институт наделен правами осуществления контроля на всех этапах бюджетного процесса. За поручением Совета министров А Крым министерство организует составление и выполнение бюджета А Крым. Контрольные полномочия органа заключается в проведении проверок бюджетных запросов главных распорядителей бюджетных средств на предмет соответствия приоритетам бюджетной политики республики. Кроме того, на министерство возложены функции осуществления контроля при зачислении доходов бюджета и осуществлении расходов относительно их соответствия утвержденному бюджету.

Наличие различных органов финансового контроля на уровне А Крым создает предпосылки для обеспечения законного и эффективного управления местными финансами. Однако последствия ревизий и проверок, проводимых органами Государственной контрольно-ревизионной службы Украины по результатам первых трех кварталов 2005 г., свидетельствуют о неудовлетворительное состояние финансовой дисциплины в республике. Так, суммы выявленных финансовых нарушений, которые привели к убыткам в сфере местных финансов, составляли 10,4 млн грн, что является вторым показателем среди всех регионов Украины (более обнаружено только в Одесской области - 14,4 млн грн) 36. Это свидетельствует о необходимости совершенствования имеющихся форм и методов контроля, а также развития других видов финансового контроля - внутреннего и общественного.

Представительные органы местного самоуправления осуществляют предварительный и последующий контроль как в бюджетной сфере, так и в коммунальном секторе (рис. 7.19). Предварительный контроль применяется, как правило, во время рассмотрения проекта местного бюджета. В таком случае его предметом является доходная и расходная части бюджета. Они проверяются на предмет соответствия приоритетам социально-экономического развития территории. Контрольные мероприятия могут осуществляться непосредственно депутатами местных советов или созданными комиссиями, в частности по вопросам бюджета. Кроме того, с целью более детального выяснения отдельных вопросов депутаты могут объединяться во временные контрольные комиссии.

Следующий контроль местные советы осуществляют на этапе выполнения бюджета и рассмотрения отчета о его выполнении. Контроль на стадии выполнения местного бюджета со стороны местных советов в большинстве своем не осуществляется. Однако в отдельных случаях депутаты могут проверять деятельность исполнительных органов власти на предмет соблюдения бюджетных параметров, утвержденных местным советом. Сами же Исполнительные органы местного самоуправления Также наделены определенными контрольными полномочиями. Обеспечивая выполнение местных бюджетов, они имеют право принимать меры по выявлению и устранению отклонений от установленных правил зачисления и использования бюджетных средств.

Заключительным этапом финансового контроля местного совета является рассмотрение отчета об исполнении местного бюджета и принятия решения по нему. Контрольные мероприятия позволяют установить отклонения итоговых данных об исполнении бюджета от утвержденных местным советом норм. В случае выявления фактов превышения полномочий по управлению бюджетными средствами органами исполнительной власти, а также случаев осуществления расходов сверх объемов утвержденных бюджетных предназначений и других нарушений местный совет может обратиться к правоохранительным органам с просьбой проведения основательной проверки и привлечения виновных к ответственности.

Определенная роль в системе финансового контроля отводится Ведомственному контролю. Необходимость его применения на местном уровне обусловлена принадлежностью учреждений, предприятий и организаций коммунальной собственности к различным отраслям с особой организацией финансов. Ведомственный контроль осуществляется контрольно-ревизионными службами министерств и ведомств в учреждениях, предприятиях и организациях, подотчетных им и направляется на предупреждение и выявление фактов отклонения в использовании финансовых и материальных ресурсов от установленных правил.

Преимуществом ведомственного контроля является возможность использования специфичных приемов и методов, позволяющих выявлять характерные для определенных отраслей нарушения. Так, контрольно-ревизионные службы Министерства образования и науки, Министерства здравоохранения применяют специальные методики проведения ревизий и проверок в образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, содержащихся за счет средств местных бюджетов.

В целях повышения роли местного самоуправления в социально-экономических процессах регионов, увеличение объема и улучшение качества общественных услуг не достаточно только увеличивать финансовые ресурсы местного самоуправления. Основное внимание необходимо уделять эффективному использованию общественных средств, в особенности благодаря улучшению деятельности учреждений, предприятий и организаций коммунальной собственности. Важным инструментом местного самоуправления, что способствует решению этой задачи, является система внутреннего контроля. Внутренний контроль - это инструмент управления, позволяющий руководителю органа государственного сектора проверить состояние выполнения возложенных на него задач.

Система внутреннего контроля на местном уровне должно способствовать:

- достижению надлежащего уровня экономии, эффективности и результативности в деятельности органа согласно поставленным задачам;

- составлению достоверной финансовой, статистической и управленческой отчетности;

- соблюдению установленных законодательством и руководством норм и правил;

- должной защите активов от расходов.

Развитие системы внутреннего контроля позволит заполнить пробелы в современной системе финансового контроля на местном уровне, повысить прозрачность деятельности учреждений и предприятий коммунальной собственности.

Функционирование финансовой системы страны в условиях демократии предусматривает необходимость постоянного всестороннего контроля со стороны общественности за процессами формирования и использования общественных финансовых ресурсов. Общественный контроль осуществляется гражданами страны и их объединениями и направляется на предупреждение и выявление фактов неучтения интересов общины в управлении местными финансами. Субъектами этого вида контроля могут быть непосредственно сами граждане, политические партии, общественные организации, профессиональные союзы и другие общественные объединения.

Зависимость органов местного самоуправления от итогов выборов должно способствовать привлечению широких кругов общественности к системе управления. Этому должно предшествовать обеспечение прозрачности в деятельности властных институтов и учета общественного мнения при принятии финансовых решений.

Только благодаря развитию общественного контроля можно обеспечить выполнение основной миссии местных финансов - удовольствие Коллективное потребностей территориальной общины. Никакие властные институты не способны реализовать интересы общества так, как сами граждане. Все другие виды контроля в той или иной степени зависимые от властных органов - контрольные мероприятия бюрократов направляются на исследование деятельности других бюрократов. Особенно эта система уязвима на местном уровне, где наблюдается тесная зависимость между лицами, представляющими субъект и объект контроля, - управленческая, финансовая, бытовая, семейная. Расширение полномочий местного самоуправления в этих условиях, без существенного усиления общественного контроля, не обеспечит удовлетворения интересов территориальной общины, а будет способствовать лишь укреплению финансового положения лиц, приближенных к власти.


Полномочия и задачи органов государственного управления в сфере финансового контроля в АР Крым - 4.0 out of 5 based on 1 vote