08 | 12 | 2016
Экономика
Литература

Сравнение и особенности применения различных методов оценки стоимости судов.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.00 (1 Голос)

 В соответствии со стандартом Российского общества оценщиков

“СТО РОО 21-03-96” определение рыночной стоимости может производиться по результатам сопоставления расчетных величин стоимости по трем существующим методам: затратный метод, метод сравнения продаж, доходный метод.

Реальные цены на суда по конкретным контрактам зависят от многих факторов, связанных не только отличиями в индивидуальных требованиях к техническим решениям и комплектующему оборудованию, но и от принятых условий оплаты заказываемого судна и степени правительственной финансовой поддержки верфи или судовладельца, которые большей частью являются коммерческой тайной субъектов сделки.

Учитывая вышеизложенное и невозможность получения достоверных данных от конкурирующих судостроителей и судовладельцев, использование затратного и доходного методов при определении рыночной стоимости судов не находит практического применения.

Метод сравнения продаж основан на принципе эффективно функционирую - щего рынка, на котором покупаются и продаются подобные объекты, участники сделки при этом принимают независимые индивидуальные решения, а сведения публикуются в прессе.

Для определения уровня рыночной стоимости судна производится анализ публикуемых данных о контрактах на строительство новых судов и продажу находящихся в эксплуатации, в результате чего строятся статистические функции Ц = f {U1, U2, ...... UI}, Где Ц - стоимость судна-аналога,

Ui - характерный для рассматриваемого судна параметр пересчета стоимости. Могут использоваться различные математические методы обработки статистических данных и построения функций, единственным требованием является обеспечение наиболее высокого значения коэффициента корреляции.

Использование указанной зависимости позволяет определить уровень средне статистического значения величины стоимости судна без учета его специфических особенностей и реального технического состояния. Учет этих факторов производится на основе представляемых документов, характеризующих потребительские качества судна, а также по результатам технического освидетельствования. Для определения уровня цены конкретного судна рекомендуется использовать зависимости следующего вида:

S

Ц = ------------------- — SCi, Где

n

Pі - численное значение характеризующего судно показателя,

N - число используемых показателей,

Ci - Величина поправок.

Следует особо остановиться на учете некоторых обстоятельств, от которых зависит цена конкретного судна. К ним относится, в первую очередь, защита окружающей среды и экологическое загрязнение морей и океанов. Существующие международные требования и конвенции устанавливают жесткие и четкие требования к судовому оборудованию и предотвращению слива за борт отходов и льяльных вод. Отсутствие такого оборудования или его неисправность учитывается при оценке в абсолютном значении с учетом монтажа, поскольку без установки этого оборудования судно не удовлетворяет требованиям международной конвенции и не будет выпущено из порта, т. е. не сможет исполнять свои функциональные обязанности. Сложнее учесть при оценке возможные экологические последствия аварий, особенно танкеров. В последнее время имели место аварии (у побережья Франции, Аляски, Японии), которые показали насколько велика опасность от последствий таких аварий. Однако абсолютных гарантий безопасности плавания и полного отсутствия аварий никто дать не может. Можно рекомендовать повышение стоимости при внедрении дополнительных мероприятий по экологической безопасности, если они повышают вероятность предотвращению загрязнения или вылива больших масс топлива. Значение такого превышения цены будет определяться разработкой специальных конструкций и их монтажем на судне.

Другой специфической особенностью для отечественных судов является требование обеспечения плавания в Арктических морях, что вызывает необходимость усиления корпусных конструкций, установки дополнительной защиты гребных винтов и использование специальных обводов корпуса. Это приводит к потери грузоподъемности при одинаковых размерениях с обычными судами и сказывается на величине их стоимости.

Также необходимо учитывать специфику и особенности конструкции при оценке таких судов как научно-исследовательские, пассажирские, буровые, плавучие краны, плавучие рыбопромысловые базы, промысловые суда для добычи морепродуктов (гребешок, креветки, крабы, криль) и экзотических рыб (тунец, сайра) и некоторые другие типы судов. Количество таких судов не велико, поэтому нецелесообразно для каждого подобного типа обосновывать свою методику оценки, а можно ограничится учетом их особенностей и специального оборудования.

(Краткие тезисы доклада на 4-ой международной конференции РОО, Санкт-Петербург, 25-26 июня 1997 г.) В. В.Медзмариашвили - Исполнительный директор АОЗТ “Морская техническая экспертиза”


Сравнение и особенности применения различных методов оценки стоимости судов. - 4.0 out of 5 based on 1 vote