06 | 12 | 2016
Экономика
Литература

Рейтинговое оценивание и управление в экономике

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.00 (1 Голос)

В связи со сложностью одновременного контроля большого количества разнообразных показателей в экономическом анализе значительное распространение получили процедуры комплексной оценки, на основании которой может вычисляться рейтинг как обобщенная оценка деятельности экономической системы. Под Рейтингом понимается комплексная характеристика социально-экономической системы (СЭС) в соответствии с определенной шкалой, где значение рейтинга – это элемент линейно полуупорядоченного множества.

Естественным способом снижения как сложности, так и трудоемкости управления и, в частности, разработки стратегических и тактических планов СЭС, а так же, и снижения степени риска относительно принятия некорректных решений, является факторизация набора показателей, которая позволяет существенно сократить их количество. Такая факторизация может быть осуществлена в результате замены той или другой группы показателей их Интегрированной комплексной оценкой (Рейтингом). Основные критерии, которые выдвигаются в каждой такой оценке, состоят в следующем:

Критерий 1. интегрированная комплексная оценка должна быть общепризнанной.

Критерий 2. интегрированная комплексная оценка должна быть понятной, то есть должно быть ясно, какие, собственно, характеристики и в каких именно пропорциях сосредоточены в ней.

Рейтинг представляет собой оценку различных аспектов деятельности исследуемой СЭС по фиксированной шкале и является комплексной информацией относительно состояния СЭС, которая представлена в максимально свернутом виде.

Под Рейтинговым управлением понимают концепцию принятия решений потенциальными пользователями на основании использования рейтингов в процессе реализации функций управления.

Из определения следует, что Рейтинговое управление является процессом, в котором рейтинг используется для анализа, контроля, учета, прогнозирования и регулирования деятельности СЭС. Поэтому методику вычисления рейтинга можно интерпретировать как целевую функцию рейтингового управления, значения которой являются своеобразным индикатором состояния СЭС.

Выбор методики вычисления рейтинга зависит от конкретной стратегии управления (реализации стратегии планирования). Последняя определяется набором группы целей, которые отвечают разным аспектам функционирования СЭС, упорядоченным по их приоритетам. Каждая цель делится на подцели, которые упорядочиваются как по приоритетам, так и по срокам их реализации.

Наиболее Важными являются такие особенности рейтингового оценивания:

1.  рейтинг является воплощением такой функции управления, как анализ в его чистом виде, то есть «анализ высокого уровня»;

2.  в обоснование рейтинговой оценки заложен принцип соответствия функционирования СЭС ряду критериев, то есть рейтинг является результатом процесса многофакторного анализа СЭС.

Для конкретной СЭС рейтинговое управление может иметь следующие Аспекты:

1.  внутреннее рейтинговое управление;

2.  внешнее рейтинговое управление.

Объектом внутреннего рейтингового управления Является СЭС и ее конкуренты. Конкуренты составляют базу сравнения.

Объектом внешнего рейтингового управления являются партнеры (или контрагенты) СЭС. Потенциальными пользователями процедур внешнего рейтингового оценивания могут выступать, прежде всего, инвестиционные институты, банки, поставщики стратегического сырья, абитуриенты и их родители, работодатели и т. п.

Для эффективности применения процедур внешнего рейтингового управления должны выполняться такие Условия:

1.  Ресурсы (услуги), которые получают объекты внешнего рейтингового управления, являются для них настолько значащими, что их необходимо учитывать;

2.  Количество партнеров (контрагентов) СЭС является настолько большим, что для принятия управленческих решений необходимы обработка и анализ большого массива данных относительно разных партнеров (контрагентов) СЭС в соответствии с едиными стандартами.

Выделяется (формально) стратегия рейтингового планирования как подкласс класса всех стратегий планирования.

Пусть Фиксированное множество методик вычисления рейтингов. Методики И Называют сравнимыми тогда и только тогда, когда определяют одну и ту же последовательность по рейтинговой оценке относительно исследуемых объектов. Вообще можно считать, что все методики из образуют полную группу (то есть попарно несравнимы).

2. Моделирование системы рейтингового управления.

Процесс вычисления рейтинга является оценкой массива данных относительно всесторонней оценки деятельности СЭС по фиксированным шкалам соответственно методике, которая определяется, учитывая цель оценки. Общая структура процесса вычисления рейтинга Схематично приведена на рис. 1.

СЭС

Генерация первичных данных

 

Методика

 

Рейтинг

           
   

Идентификация СЭС

 

Группа СЭС

 

Выбор методики

             

Потребитель

 

Определение цели

 

Цель

 

Библиотека методик

Рис. 1. Структура процесса вычисления рейтинга СЭС

Характер вычислений в значительной степени зависит от входной информации.

Общая схема процесса вычисления рейтинга. Можно выделить пять основных этапов:

1.  подготовка первичных данных;

2.  обработка данных;

3.  статистический анализ;

4.  трендовый анализ;

5.  вычисление рейтинга.

Взаимодействие этих этапов представлено на рис. 2.

Этап 1. Подготовка первичных данных

Этап 2. Обработка первичных данных

 

Этап 3.

Статистический анализ

 

Этап 5.

Вычисление рейтинговой оценки

       
   

Этап 4.

Трендовый анализ

 

Этап 1. Подготовка первичных данных. Первичная информация относительно деятельности СЭС делится на стандартную и специфическую. Стандартная информация является массивом данных, которые содержатся, например, в трех отчетах: балансовом, отчете о прибыли и убытках, отчете о движении денежных средств. Специфическая информация является массивом данных, который содержится в остальных отчетах и используются той или иной группой СЭС.

Специфическая информация является необходимой для определения структуры базовых показателей, проведение их факторного анализа, учитывая конкретную группу потребителей информации относительно рейтинга СЭС. Кроме числовых данных, она включает в себя результаты экспертного анализа.

Универсальным набором показателей называют множество всех показателей, необходимых для определения рейтинга. Он формируется путем объединения всех актуальных данных, которые помещаются в массивах стандартной и специфической информации, а также путем сведения их к единому формату.

Из универсального набора показателей формируется исходный набор показателей, который представляет собой массив данных, характеризующих состояние СЭС с точки зрения ее последующего анализа.

Этап 2. Обработка первичных данных. Цель анализа – выбор исходного набора показателей. Выход алгоритма – набор промежуточных показателей. Последние представляют собой средние значения, коэффициенты, а также сведенные показатели. Для оценивания промежуточного набора показателей, осуществляют сравнительный анализ с аналогичным по структуре набором промежуточных показателей эталонной СЭС (или с нормативами).

Можно выделить два типа эталонных СЭС:

1.  показатели деятельности таких СЭС совпадают с общественно признанными нормативами, которые считаются оптимальными;

2.  СЭС, которые имеют аналогичные объекту исследования специализацию и масштабы.

Сравнительный анализ промежуточных показателей характеризуется способом и нормами (спецификацией процесса) сравнения.


Рейтинговое оценивание и управление в экономике - 4.0 out of 5 based on 1 vote